Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Сереброва Светлана Валентиновна

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е. учение, направленное на применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл современный урок128.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сереброва С.В., учитель

ГБОУ СОШ №398 Красносельского района

Санкт Петербурга

Новые результаты образования

как основа проектирования современного урока обществознания

     Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.

     Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е. учение, направленное на применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

     Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

     Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Структура современного урока:

Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;

В качестве основного выступает этап, отвечающий главной обучающей цели данного урока;

Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока.

Типы и виды уроков истории по ФГОС ООО:

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Модель современного урока:

Четкий алгоритм (последовательность этапов);

Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;

Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического) этапов;

Деятельный подход к организации работы учащихся на уроке.

Практические рекомендации по построению современного урока

1.Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностическими формулировками целей можно решить, используя современные образовательные технологии.

2. Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой форм обучения.

3. На уроке должно быть интересно.

4. Методические разработки «новых» уроков учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.

Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС

Первое:

четко определить и сформулировать для себя тему урока;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

Например, тема: «Мораль 8 класс обществознание».

Урок «открытие нового знания».

Понятия: мораль, совесть, добро, зло, абсолютность, критерии, нравственность.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Причем, перед учениками следует формулировать не цели урока, взятые из конспекта, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи, т.е. цели должны быть выражены в действиях учащихся: изучить, выяснить, доказать. Чтобы цель урока стала для учащихся личностно значимой, предлагаем детям самим формулировать цель урока.

Например, цель урока «Мораль» (для себя)

1.Образовательная: познакомить учащихся с понятием «мораль»;

дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.

3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.

(для учащихся) развивать умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений; развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Третье:

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  1. узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

Например, на этапе постановка проблемы

Прежде чем мы начнем изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О. Ключевский.

Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.    Джон Дьюи

Четвертое:

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Например:

Этап

УУД

1.Оргмомент.

Коммуникативные.

2.Актуализация знаний.

Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент.

Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.

3.Постановка проблемы.

Регулятивные: определять цель, проблему.

Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования.

Коммуникативные:

планировать учебные действия с учителем.

Личностные: осознание себя с судьбой страны.

4.Открытие новых знаний.

Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.

5.Первичное закрепление знаний.

Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.

Познавательные: включают способность решения задач, тестов.

6.Информация о домашнем

задании.

Коммуникативные: умение принимать решение.

Личностные: умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.

7.Рефлексия.

Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность).

Пятое:

Разработать структуру урока. Например, структура данного урока «открытие нового знания» имеет следующие этапы: оргмомент, актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний, первичное закрепление знаний, информация о домашнем задании, рефлексия.

Шестое:

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля

Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Например, на данном уроке учащиеся заполняют анкету.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u168570/t1508786774aa.png

Седьмое:

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Например, на выбор:

1. Стр. 55-56, конспект.

2. Эссе «Мораль — лишь гигиена ума и сердца.»     Ромен Роллан

Восьмое:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.

Например, необходимое техническое оборудование: учебник (обществознание 8 класс под редакцией А.А. Боголюбова),

тетради,

раздаточный материал,

компьютер,

мультимедийный проектор,

презентация по теме урока.

 

Итак, мы с вами, используя алгоритм проектирования урока, составили технологическую карту урока обществознания на тему: «Мораль».

Модель современного урока предполагает нетрадиционное наполнение этапов урока, особенно это касается этапа усвоения нового материала. В 5 классе я проводила урок-путешествие по теме «Боги древнего Египта», в 6 классе интегрированный урок обществознания и технологии «Труд и творчество» вместе с учителем технологии.

В заключение, хочется сказать что нелинейный
(соответствующий ФГОС ООО) урок - это

• Урок выходит за свои временные и пространственные рамки (в условиях ФГОС – возможность использования средств внеурочной деятельности, например, при реализации проектов).

• Выход содержания урока за рамки учебного предмета (интегрированный, полипредметный, метапредметный)

• Урок – поле использования новых приемов, методов, технологий

• Урок – диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектирование современного урока на примере урока информатики."

Проектирование  современного урока на примере урока информатики« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»....

Проектирование современного урока по достижению метапредметных результатов

В этом материале, возможно, Вы найдете для себя полезной информацию по проектированию современного урока по достижению метапредметных результатов....

Проектирование современного урока по достижению метапредметных результатов

Проектирование современного урока по достижению метапредметных результатов, презентация....

Технологическая карта урока: основа проектирования современного урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы ра...

"Системно-деятельностный подход как основа проектирования современного урока"

Урок - это главная составная часть учебного процесса. Проектирование современного урока следует рассматривать с точки зрения системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС....

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...