Мы- многонациональный народ
учебно-методический материал по обществознанию (5 класс) на тему

Ткачева Татьяна Анатольевна

Урок обществознания в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_obshchestvoznaniya.zip2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Мы – многонациональный народ». (5 класс) (2 часа)

(1-ый час)

Цели: создать условия для выяснения и характеристики основных значений многонационального  народа Российской Федерации на ее государство и граждан. Познакомить с многонациональной культурой. Раскрыть понятия нация, многонациональный народ.

Задачи: характеризовать и конкретизировать примерами национальные различия. Показать на примерах истории и современности проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся выявят важность установления диалога между представителями разных  национальностей, научиться исследовать и понимать богатство многонациональной культуры,  выполнять практические задачи.

Метапредметные: точно и грамотно выражать свои мысли; формировать цели учебной деятельности; осуществлять анализ объектов, выделять признаки культурной неповторимости и богатства многонационального народа.

Личностные: формирование уважения к многонациональной культуре и ее представителям; развитие стремления быть толерантным.

Оборудование:  листы для работы в парах, учебник, проектор, мультимедийная презентация, Конституция РФ, карта Российской Федерации.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1

Учитель:  “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
  1. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы говорили, кто такой гражданин, его права и обязанности. Давайте вспомним.

(опрос устный, опрос письменный) 3/3

  • Что означает слово гражданин?
  • Каковы его права?
  • Назовите главные обязанности гражданина?
  • Какого человека можно считать  достойным гражданином?

Слайд 2-3

( распределить  слова в 2 колонки работа в группах) 1 группа- права, 2- обязанности

  1. Мотивационно- целевой этап.

Слайд 4

Вспомните, на уроках основ религиозных культур и светской этики вы читали библейскую легенду о Вавилонской башне.

Слайд 5

- О чем идет речь в этой легенде?

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?  

(Ответы)

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Что мы видим?

Что мы все разные по внешности, глазам, волосам, одежде. Мы все разные, но мы все одинаковые! Мы люди.

Слайд 6

Заполнить таблицу «Мы люди: Сходства и различия»

      4. Актуализация знаний.

- Подумайте, почему говорят, что нет больших и малых народов?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Ответы)

Слайд 7

Тема урока: «Мы – многонациональный народ»

- Давайте подумаем, на какие основные вопросы мы должны ответить?

- Какие цели мы с вами сегодня преследуем?

Слайд 8

План:

  1. Что говорит закон.
  2. Мы – дети разных народов, мы  - один народ.
  3. Многонациональная культура России.

Слайд 9

Цели урока: определить что такое, нация, многонациональная культура, выявить важность многонационального народа России и его культуры.

Проблемное задание: Подумайте, почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

5.Работа по теме урока.

Мы выяснили, что Россия – многонациональная страна! Как строятся отношения между народами? Именно об этом мы и поговорим сегодня.

  1. В России проживают более 180 народностей, национальностей и этносов. Все они называются россиянами и равноправны. Конституция об этом говорит так ( дети исследуют основной закон РФ):
  2. Работа с конституцией РФ

Статья 19

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.»

Согласно все той же Конституции,»носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ» ( ст.3 Конституции РФ)

«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». ( ст.29 Конституции РФ)

Слайд 10

1.Что значит словосочетание «многонациональный народ»?

2.Чем мы можем подтвердить факт многонациональности России?

Пользуясь картой Российской Федерации ( в учебнике на странице 94-95) ответьте на  вопрос:

- Какой вывод мы можем сделать исходя из анализа карты?

(Работа в парах с взаимопроверкой) Слайд 11

Стало быть в России много национальностей, которые составляют один народ, одну нацию. С помощью учебника, давай определим значение слова народ и нация и схематично отобразим значение этих понятий. (работа со словарем и учебником)

 Слайд 12

Народ и нация

        

Граждане какой-либо страны

Большая группа людей, проживающих на одной территории, объединенных хозяйственными связями, отличающихся от других собственным языком и культурой

        

Слайд 13

Физминутка: (звучит отрывок из песни) дети выполняют ритмичные движения под песню гр. Непоседы «Я, ты, он, она.»

6.Мы - дети разных народов, мы – один народ.

В начале урока мы пытались ответить на вопрос, почему нет малых и больших народов.

Сейчас мы можем сказать, что  есть многочисленные и малочисленные. Давайте отправимся в прошлое и убедимся в этом!

Слайд 14

  1. В 9 веке в Восточной Европе складывается Древнерусское государство. С 9 по 13 века образуется единая народность из многочисленных славянских племен,  после распада которой образовались три родственные народности – украинцы, русские, белорусы.
  2. С начала 14 века Москва постепенно возвышается, а этническая территория русских расширяется за счет малонаселенных восточных, южных и северных районов.
  3. В 16-17 веке границы Руси расширяются, присоединяя Поволжье, Урал, Сибирь и Северный Кавказ. В 18-19 веках расширение России сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке, которые объединялись с коренными народами и оказывали большое влияние на культуры и хозяйственные навыки этих народов. Таким образом, многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

Слайд 15

Особую роль в сплочении народов играет русская культура. К примеру, произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого

Слайд 16

 труды М.В.Ломоносова, музыка П.И. Чайковского, М.И.Глинки

Слайд 17

картины И.Е.Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану»

Слайд 18

В.И Сурикова «Боярыня Морозова» известны не только в нашей стране, они стали мировым достоянием.

Но, значит ли это что все остальные народы находятся в подчинении или они не важны для существования и процветания страны?

Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте небольшую притчу:

Слайд 19

У одного старика было три сына. Они никак не могли вместе ужиться и старик перед смертью позвал их  к себе. Он попросил сломать веник. Сколько каждый из сыновей не старался это сделать, ни у кого ничего не получалось. Тогда отец развязал веник и попросил сломать по несколько прутьев каждого из сыновей. С этой задачей они справились легко.

 Отец сказал: «Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломи, а по отдельности вас также легко победить, как сломать несколько прутьев.

Ну а теперь, попробуйте  объяснить смысл этой притчи и ответить на поставленный ранее вопрос.

Помните, не бывает плохих народов, бывают плохие поступки.

      7.Подведем итог урока:

Слайд 20

Продолжи фразу (на слайде)

Как вы оцените себя за урок?  (шкала от 1 до 5)

Слайд 21

Домашнее задание: подумать о символе  дружбы народов, подобрать стихи, пословицы и поговорки  отражающие единство народов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы - многонациональный народ

Презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф....

Презентация к уроку " Мы -многонациональный народ"

Презентация  к уроку "Мы - многонациональный народ"...

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Мы - многонациональный народ.

Презентация  к уроку обществознания  6 класс по теме "Мы - многонациональный народ". Раскрываются традиции, обычаи, культура  народов России с использованием местного краевед...

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Мы-многонациональный народ

На уроке используется педагогическая технология-метод проектовЦель: 1. Способствовать-усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (мы...