Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.
статья по географии на тему

Барышева Надежда Григорьевна

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте  говорится о  формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.  

Идентичность человека рассматривают, как минимум, на трех уровнях, как следствие, выделяя социальную, личностную (персональную) и само идентичность.

Социальная идентичность называют еще «идентичностью принадлежности», она строится из знания человека о том, что он принадлежит к определенной группе и относит себя к ней, эмоциональной значимости для него собственного группового членства, осознания им своих социальных потребностей и расширения средств и способов их реализации.

В последние годы чаще используется другой термин – социокультурная идентичность. Социокультурная идентичность есть определение себя: с кем я, каково мое место и роль в данной группе, сообществе (социальная составляющая). Важное значение придается культурной составляющей – осознанному принятию человеком культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данной группе, общности, обществе.

Становление личностной идентичности человека происходит через сопоставление и противопоставление различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними: если в социальной идентичности акцентируется сходство с группой (группами), характеристики подобия, то в личностной идентичности подчеркиваются отличия, своеобразие.

Само идентичность или «эго-идентичность» есть приватные, индивидуальные представления человека о самом себе, в основе которых лежит опыт определения социальной и личностной идентичности. Для организации педагогического процесса важно, в рассматриваемой иерархии идентичностей базовой, как правило, выступает социокультурная идентичность, а высший уровень развития – само идентичность – опирается на личностную идентичность как промежуточный уровень.  Личностная идентичность организована социально и является набором исключительно уникальных характеристик, сводимых к различиям.

Важно иметь представление и о структуре идентичности. В многочисленных исследованиях выделяют основные составляющие:

  • Когнитивную  (знание о принадлежности к данной социальной общности);
  • Ценностно-смысловую (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
  • Эмоциональную (принятие или неприятие своей принадлежности);
  • Деятельностную (поведенческая – гражданская активность).

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель.

Моя задача, как учителя, научить ребенка осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества. География - как  школьная дисциплина дает неограниченные возможности для реализации этой задачи.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проектные технологии

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

 

Я остановлюсь на проектной деятельности и исследовательских методах в обучении.

Использование  проектной технологии  позволяет учащимся  собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация) и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу.

Образ «россиянин», «гражданин» может рассматриваться как:

а) образ жителя конкретной территории (территориальная идентичность);

б) образ гражданина России, наследника традиций, памяти, истории определенного государства (гражданская идентичность);

в) образ представителя определенной этнической группы, наследника традиций определенного народа или общности, состоящей из представителей различных народов и народностей, но объединенных единой государственностью (этническая, государственно-национальная идентичность).

Литература:

1.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.(с.257)

1.Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.(с.257)

2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47.

3.Приложение ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г № 1897, I. Общие  положения

4.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия» по формированию гражданской идентичности

Методические рекомендациик Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия»по формированию гражданской идентичности  Цель программы – содействие формированию гражданской иден...

Мероприятия по развитию духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Сценарий общешкольного мероприятия по развитию духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности«Сказка ложь, да в ней намёк…»...

Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»

Доклад на тему: «Развитие духовных ценностей и культуры многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, толерантности»...

В Северо-Кавказском федеральном округе прошли образовательно-просветительские мероприятия по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия

В Северо-Кавказском федеральном округе на площадке ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» прошла серия образовательно-просветительских мероприятий по вопросам формирования...

мы - многонациональный народ России

Материал к проведению классного часа...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере ОГАОУ «Губкинской СОШ с УИОП»)

В докладе рассмотрены пути формирования гражданской идентичности в современной России. Как пример рассматривается ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП"...