ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере ОГАОУ «Губкинской СОШ с УИОП»)
статья по истории

Ивченко Дарина Сергеевна

В докладе рассмотрены пути формирования гражданской идентичности в современной России. Как пример рассматривается ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Проблемы гражданской идентичности современной молодежи»

ДОКЛАД

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (на примере ОГАОУ «Губкинской СОШ с УИОП»)

В настоящее время в научных кругах поднимаются вопросы, связанные с пониманием и формированием гражданской идентичности, что свидетельствует об актуальности данной проблемной области. Сложившиеся социально-политические, экономические условия в России вызвали необходимость в формировании гражданской идентичности у молодого поколения, что осознается государством и обществом в целом.

На сегодняшний день существует множество определений гражданской идентичности. Например, российский ученый Александр Григорьевич Асмолов рассматривает понятие гражданская идентичность как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, при этом автор отмечает, что гражданская идентичность имеет личностный смысл в отличие от понятия гражданство. Более эффективно этот процесс проходит  в образовательных учреждениях.

В настоящее время в образовательных учреждениях проводятся различные мероприятия, направленные на воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, любви к родине. Стремительные изменения в мире в конце XX– начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации резко обострило проблему гражданской идентичности. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Этот процесс стал набирать силу еще в 90-х годах и стремительно продолжается сегодня. Владимир Владимирович Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в рамках своего визита в Астрахань, которое проходило в октябре 2016 года, говорил: «Формирование российской идентичности – процесс сложный и небыстрый. Но, безусловно, он идет, и в последние годы достаточно активно идет. Восприятие гражданами себя как части России, повышение ответственности за свою страну становятся все более устойчивыми».

Глобализация резко обострила проблему гражданской идентичности, которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем. Проблема идентичности остро встает как перед отдельно взятыми индивидами, так и разного рода сообществами, этносами, народами, государствами. Сегодняшние процессы глобализации и трансформации, наблюдающиеся в России, нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций. Именно поэтому формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения в настоящее время очень актуально.

Президент РФ В.В. Путин, рассуждая о формировании гражданской идентичности, отмечал в своем выступлении, что «требуется планомерная, настойчивая, целеустремленная работа. И просветительская, и организационная. Требуется участие в ней всех уровней власти, политических партий, общественных организаций. В том числе религиозных и этнических объединений». Можно отметить, что Российское государство осознает необходимость формирования гражданской идентичности и принимает различные меры в этом направлении. Так, например, в программе РФ «Реализация государственной национальной политики» представлены мероприятия направленные на укрепления общероссийской гражданской идентичности, гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений. Эти мероприятия планируются проводиться с 1 января 2017 года по 31 декабря 2025 года. В программе предложено достичь намеченных целей посредством всероссийских конгрессов, фестивалей, конкурсов, форумов.

Стоит обратить особое внимание на средние образовательные учреждения, перед которыми также поставлена задача формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения. Из работы Асмолова А.Г. и Бурменской Г.В. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС» мы выделили несколько эффективных форм формирования гражданской идентичности. К ним относятся:

  1. Урок
  2. Экскурсия
  3. Семинар
  4. Введение краеведческого материала
  5. Упоминание на уроках имена знаменитых земляков
  6. Музеи, школьные музеи
  7. Кружки, составление видеофильмов и т.д.

На примере нашей школы, можно отметить, что в школе есть музей «История школы». Руководитель нашего музея – Козлова Людмила Николаевна отмечает: «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека осуществлялось через работу школьного музея. За последние учебные годы через работу школьного музея было охвачено более 1000 учащихся школы с 5 по 10 класс».

На базе школьного музея были проведены:

  1. обзорные экскурсии для 5-10 классов;
  2. экскурсии, посвященные чествованию ветеранов ВОВ;
  3. рассказы о выдающихся земляках.

Состоялись классные часы по темам:

  • «С чего начинается Родина…»(о символике России и Белгородской области);
  • «Славься, Россия!» (посвященный Дню народного единства);
  • «Хорошо, что мы такие разные!» (посвященный Дню освобождения узников концлагерей);
  • «Поклонимся великим тем годам!» (ко Дню защитника Отечества).

Проведены музейные уроки:

  •  «Афганистан болит в душе моей…» (к 25-летию вывода советских войск из республики Афганистан);
  •  «Область, в которой мне хотелось бы жить…».

Были организованны и проведены мероприятия, посвященные Дню Героев России в соответствии с составленным планом. Помимо этого, проводились экскурсии в городском краеведческом музее, встречи с ветеранами ВОВ и многое другое.

 Реакция учащихся всегда была положительная. Ребята сами проявляли инициативу в организации многих экскурсий, с удовольствием принимали участие во внеклассных встречах, шествии Бессмертного полка и т.д.

Таким образом, я считаю, что формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения одна из главнейших задач государства. Формировать гражданскую идентичность необходимо, ведь это воздействует на психику ребенка, прививает чувства любви и уважение к Родине, пробуждает интерес к истории страны, предков, земляков. Так же,  это помогает формировать активную гражданскую позицию, формировать понятие ответственности за содеянное, за принятые решения, судьбу государства. Нужно проводить как можно больше различных мероприятий, как на уровне государства, так и в различных образовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Методические рекомендации к Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия» по формированию гражданской идентичности

Методические рекомендациик Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия»по формированию гражданской идентичности  Цель программы – содействие формированию гражданской иден...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

    Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность ...

Развитие патриотизма и гражданственности детей и молодежи как основа формирования гражданского общества в современной России

Статья из сборника материалов XI Международной научно-практической конференции "Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края" в рамках межрегионального фес...

Формирование гражданской идентичности личности в современном образовании через систему классных часов

Опубликована статья в сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции "Современные образовательные ценности и обновление содержания образования" ч.1 Белгород, 2016...

Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях

Актуальность формирование гражданской идентичности в современных условиях....