Виртуальная экскурсия по школьному музею «Прошлое и настоящее моего народа»
материал (9 класс)

Яннаева Рима Хайдаровна

Посещение музеев обогащает образование, вдохновляет учащихся и способствует их развитию и успехам в учебе. Это ценное дополнение к формальному образованию, которое может значительно повысить успехи школьников. Музеи дают нам возможность ненадолго переместиться в прошлое и наглядно увидеть старинную посуду, украшения, игрушки, мебель. По сути музей — это большая машина времени, где мы видим через искусство, как менялась история человечества и жизнь людей на протяжении разных веков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Яннаева Рима Хайдаровна,

учитель родного языка и литературы

 МБОУ «СОШ№15 им.Н.Н.Алтынова ЗМР РТ»

Виртуальная экскурсия по школьному музею «Прошлое и настоящее моего народа»

В самом начале, еще в 2009 году школьникам дано было задание: искать старые, с исторической точки зрения «интересные вещи». Ученики и учителя стали  привозить интересные предметы от своих родственников, из семьи, начали собирать вещи, которые им казались важными – монеты, купюры, посуду, утюги - то, что вызывало интерес.  Эти коллекции были первыми шагами к созданию музея. Открылся он 16 февраля 2010 года по случаю проведения  конференции, посвященной 150 - летнему юбилею Ризаэддина Фахреддина.

Зачем же нужны музеи и почему они так важны для нас. Во-первых, музеи – это своего рода сейфы для наших культурных сокровищ. Там хранятся старинные вещи, будь то  старинная одежда или предметы, которые использовали в те, или иные времена. Благодаря этому, мы можем видеть, как жили и чем занимались наши предки.

Во-вторых, музеи учат нас чему-то новому. Вы когда-нибудь задумывались, как жили люди сотни лет назад? В музеях можно увидеть, какие инструменты они использовали, что ели, как одевались.

В нашем музеемного предметов быта советского периода, и это как раз те вещи, которые составляют ядро нашей коллекции - предметы быта XIX-XXвеков. Так как в наш компьютерный век современным детям  трудно представить себе, как наши прадеды жили и работали, развлекались и веселились в тех условиях, когда не было электричества, магазинов с изобилием всевозможных товаров. В такие моменты нам в помощь «приходят» наши экспонаты: старая керосиновая лампа, лапти,керосинка, предметы личной гигиены.

В музее хранится  359 экспонатов,  102 из них – подлинные. Это экспонаты- предметы быта и труда, одежда, обувь, посуда, документы, фотографии, школьные принадлежности.

 Музей состоит из двух основных частей: татарская изба и предметы быта наших предков. Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов.

Изба - основное жилое помещение татарского дома. Характерным для интерьера избы является печь, «сәке»(кровать). Печь служила для отопления жилья, приготовления пищи. Кровать обычно покрывали ярким домотканым или белым вязаным покрывалом, из – под которого был виден кружевной или вышитый подзор. Полы  покрывали полосатыми домоткаными половиками. Они были разноцветные из льняных нитей.Стирали холодной водой на реке. Хранили половики, ценили их. Они украшали дом.

Напротив «сәке» была подвесная люлька (колыбель).

Важным элементом колыбели  была материя, закрывающая колыбель, —  полог.Полог был не только защитой от света и насекомых, но прежде всего защитой от сглаза.Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому при чужих его закрывали пологом. Люльку в наш музей подарила учительница родного языка Роза Марселевна. В этой колыбели качали еще ее мужа Рашата.

Наши прабабушки и бабушки умели очень красиво вышивать. Здесь мы видим предметы женского рукоделия. Цветочно-растительные мотивы татарских вышивок можно объединить в три группы.  Это мотивы степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

  Наволочки изготовлялись из домашнего холста или ситца.  Много предметов женского рукоделия: фартуки, вышитые полотенца, скатерти, салфетки,воротнички. кружева. Хранилищем всего этого были сундуки.

Сундуки…Большие загадочные ящики. Для чего они? Из чего сделаны? Хранят в них различные предметы одежды и домашнего обихода. Были большие и маленькие сундуки. В больших сундуках хранили одежду, драгоценности, деньги. Сундуки люди использовали для хранения самых ценных вещей. В сундук складывали приданое невесты, сундук служил сейфом, и шкафом.

Конечно, многие старинные вещи исчезли из нашей повседневной жизни . Например, рубель.Рубель – это наш   старинный деревянный «утюг», точнее, его прадедушка.  Это приспособление просуществовало в русских деревнях до конца 20 века. Рубель изготовлен из цельного деревянного бруска. Состоит из рабочей части и ручки. Рабочая часть имеет прямоугольную форму, одна плоскость оформлена в виде поперечных треугольных зубьев. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем. Очень большой интерес вызывает такие экспонаты, как стиральная доска, старинный утюг, маслобойка. Про них вам расскажут наши экскурсоводы.(Экскурсоводы рассказывают про экспонаты)

 А какую обувь носили наши предки? Богатые могли себе позволить кожаные сапожки с вышивкой, а кто победнее – лапти. Лапти-низкая обувь, распространенная в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетенная из древесного лыка или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались сами лапти.Носили,особенно, в межсезонье.

И́чиги— вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского национального костюма.Татарская национальная обувь-(чүәк)- из натуральной кожи, украшали разноцветной вышивкой.Изготавливали кожу двух видов: сафьян - тонкую и мягкую разноцветную кожу, выделанную в основном из козьих шкур, и юфть - более толстую, но мягкую кожу, из шкур крупного рогатого скота.
   В конце XIX – начале XX в. в избах  появились новые предметы навесной обстановки –
часы, зеркала и т.д. Зеркала использовались не только в качестве предмета обихода, но и как элемент декоративного оформления дома, показатель достатка семьи.

В избе же не только важным помощником, но и украшением интерьера  была керосиновая лампа. Когда же появилась керосиновая лампа? В 1853 году! И работали они на керосине. При свете этих ламп наши бабушки и мамы вышивали по вечерам, рукодельничали.

Экскурсии  помогают ребятам  узнать больше об истории и природе родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности.Главным же источником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы.Наши экскурсоводы проводят экскурсии, оформляют альбомы, стенды о знаменитых людях, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена.

Посещение музеев обогащает образование, вдохновляет учащихся и способствует их развитию и успехам в учебе. Это ценное дополнение к формальному образованию, которое может значительно повысить успехи школьников. 

Прибор для определения веса – весы. Люди на протяжении нескольких тысячелетий создавали для удобства такие предметы, которые помогают нам в быту. Одно из таких  необходимых изобретений являются весы. Весы прочно вошли в нашу жизнь, мир нельзя просто представить без весов. Да и существовать без весов мы не сможем. Первые весы появились почти две тысячи лет назад и за время своего существования не раз меняли вид и единицы измерения.

Весы настольные чашечные (начало XX века) в комплект которых входят 2 съемные тарелки и набор разновесных гирь. К сожалению чашечек у весов нет, были утеряны.

Старинные, редкие весы. Коромысловые весы – это один из самых старинных экспонатов экспозиции, весьма примитивный инструмент, построенный на принципе простого рычага.

Интересный экспонат-кнут.  Все знают, что КНУТ — орудие пастуха, используемое для управления стадом.

Собран и оформляется исследовательский материал по теме: «История школы» (о наших учителях),о Зеленодольске, о свадьбах, о татарских народных блюдах, о Свияжске, о Раифском монастыре  и т.д.

В музее накоплен большой материал как итог поисковой работы – альбомы  о писателях-земляках, таких как, А.Вергазев, М.Хасанов, К. Насыри, ИдрисТуктар, Ф.Шафигуллин.

Здесь мы видим фотографии из архива школьного краеведческого музея Фотографии – это всегда интересно. А старые фотографии интересны вдвойне – и по содержанию, и по технике исполнения. Здесь и альбомы с фотографиями учителей и  выпускников разных лет.

А какой из экспонатов интересен вам? – спросила я однажды.

Они подвели меня к фотографиям  разных лет.

– Посмотрите, а здесь наша учительница! Дети иначе начинают оценивать настоящее, когда видят прошлое. Разве с этим не согласишься!!

Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.Внашем фонде есть коран, баян, подлинные  грамоты членов боевой комсомольской дружины, свидетельства комсомольцев, устав КПСС, памятные медали, книги, посвященные нашему городу. Есть в нашей коллекции монеты, значки, пластинки, школьные принадлежности прошлого века.

Организовываем музейные праздники. Например,фольклорный праздник  «Посиделки у бабушкиного сундука» (в нем широко используются музейные предметы).

На протяжении многих лет наши экскурсоводы  принимают участие в Муниципальном фестивале языков, культур и детского творчества «Родной язык береги и люби, будь патриотом своей страны!»Там они представляют экспонаты из музея.

Проводятся различные викторины, конкурсы, уроки, посвященные памятным датам, ко дню рождения Габдуллы Тукая, КаюмаНасыри, Мусы Джалиля и т.д.

Музеи дают нам возможность ненадолго переместиться в прошлое и наглядно увидеть старинную посуду, украшения, игрушки, мебель. По сути музей — это большая машина времени, где мы видим через искусство, как менялась история человечества и жизнь людей на протяжении разных веков.

Наш школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: посещая его, рассматривая экспонаты, ученики начинают больше понимать жизнь своих предков, испытывают чувство восхищения и гордости за них. Они учатся любить и оберегать свою родную землю.

Любите свой край, свой город, делайте его лучше, красивее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в зоологический музей г. Санкт - Петербурга

Презентация  позволит  провести  виртуальную  экскурсию  по  залам  музея  для  детей  подготовительной  группы  детского  сада....

Прошлое и настоящее многонационального народа России. Формирование гражданской идентичности.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых путешественников направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежно...

Презентация " Виртуальная экскурсия по школьному музею"

В помощь руководителям школьных музеев....

Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"

Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...

сценарий экскурсии в школьном музее "Шаг в прошлое..."

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в...

Виртуальная экскурсия по Русскому музею

Виртуальная экскурсия по Русскому музею...

Виртуальная экскурсия по школьному музею "Память в сердце"

Цель: содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...