сценарий экскурсии в школьном музее "Шаг в прошлое..."
методическая разработка (6, 7, 8 класс)

Бондарева Елена Владимировна

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках.

В настоящее время патриотическое воспитание российской молодёжи является одним из приоритетных направлений государственной политики. В.В. Путин подчеркивает: «Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей».

Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Без патриотизма нельзя создать сильную духом державу, привить людям понимание их гражданского долга. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальных.

Наш педагогический коллектив уделяет пристальное внимание патриотическому воспитанию учащихся, в котором большую роль играет  школьный краеведческий музей.

Основной его аудиторией являются учащиеся.

 

Сценарий музейного урока дает возможность больше узнать о жителях Гурьевского округа, показать поисковую работу и приобщить младших школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах, о вкладе жителей округа в Победу. В ходе урока используются экспозиции музея,  архивы Гурьевского краеведческого музея. Музейный урок «Шаг в прошлое».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_v_proshloe.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Гурьевского муниципального округа

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Салаира

Сценарий экскурсии в школьном музее

 «Шаг в прошлое…»

Разработчик:

Бондарева Е.В.

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ДДТ» г.Салаира

Гурьевский муниципальный округ

 2022

Пояснительная записка.

Патриот – это человек, который горячо любит Родину, учится и трудится на её благо, приумножает её богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на её защиту, в том числе с оружием в руках.

В настоящее время патриотическое воспитание российской молодёжи является одним из приоритетных направлений государственной политики. В.В. Путин подчеркивает: «Возрождать воспитание нужно с национальных ценностей».

Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Без патриотизма нельзя создать сильную духом державу, привить людям понимание их гражданского долга. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальных.

Наш педагогический коллектив уделяет пристальное внимание патриотическому воспитанию учащихся, в котором большую роль играет  школьный краеведческий музей.

Основной его аудиторией являются учащиеся.

Ожидаемые результаты: сценарий музейного урока дает возможность больше узнать о жителях Гурьевского округа, показать поисковую работу и приобщить младших школьников к исследовательской работе, узнать новую информацию о ветеранах, о вкладе жителей округа в Победу. В ходе урока используются экспозиции музея,  архивы Гурьевского краеведческого музея. Музейный урок «Шаг в прошлое».

Целевые группы: учащиеся 1-9 классов.

Основание для разработки урока: празднование Дня Победы 9 мая, сохранение преемственности поколений, приобщение учащихся к историческому наследию.

Цель урока: Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к старшему поколению.

Задачи:

1. Формировать интерес учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны, своего края, округа.

2. Приобщать учащихся к культурному наследию на основе документального материала о ветеранах округа.

3. Формировать чувство уважения к старшему поколению.

Ожидаемые результаты:

- приобщить  учащихся к истории своего родного края;

- привить учащимся умение самостоятельно добывать необходимые знания из самых различных источников;

- усилить интерес к школьному музею и его деятельности;

- формировать чувство долга перед погибшими за свое счастье;

Оформление зала: Перед входом в зал импровизированный портал в прошлое, желательно вход в зал закрыт плотным брезентом.  Рядом на стенде размещены фотографии героев Советского Союза Гурьевского округа. Помещение для мероприятия находится в полумраке. Зал предполагается разбить на несколько секторов, каждый из которых имеет свою подсветку:

1 – мирная жизнь, советский период (этажерка, на ней журналы и радио, рядом на манекене платье из крепдешина)

2 – фотографии и письма военных лет

3– землянка: буржуйка, рядом ящик от снарядов, маленькая вязанка дров, деревянный настил, каска, солдатская фляжка, кружка, ложка и гармонь. Если есть возможность в печурку сделать подсветку.

4– быт военного времени: старый деревянный стол, желательно сделанный вручную, на столе старая газета, просыпана соль из солонки, закопчённый чугунок и несколько мелких картошек сваренных в мундире.  На заднем плане фотографии женщин, работавших в тылу.

5 – воин-победитель (на  манекене пиджак с орденами и медалями Великой Отечественной войны)

Сектора высвечиваются по мере их прохождения.

В подготовке экскурсии и экспозиций использованы архивные материалы и экспонаты Гурьевского городского краеведческого музея, историко-краеведчсекого музея МБУ  ДО ДДТ г.Салаира

Вступительное слово педагога: Мы сегодня с вами собрались накануне годовщины Победы в Великой Отечественной войне.  Нашу страну защищали простые солдаты, наши земляки, на фронте они проявили мужество и героизм. За это Родина наградила их наивысшими наградами. У нас в Гурьевске и Гурьевском районе 10 Героев Советского союза и два полных Кавалера Ордена Славы. Глядя на фотографии мы можем определить, кто из них был удостоен такого высокого звания посмертно, а кто дожил до Великой Победы.

(звучит музыка Риорита)

Слышите музыку? В 1941 году это был самый модный танец – фокстрот. Давай те с вами сделаем одни шаг в прошлое и посмотрим, как же это было.

(через портал проходим в зал, освящение только советского периода, на экране видеоряд)

Ведущий 1: Воскресенье 22 июня 1941 года. Отдыхали в сосновом бору. У всех праздничное настроение. На танцевальной площадке играл патефон. Пары танцевали  модный в то время фокстрот Рио Рита. Ничего не предвещало беды. И вдруг по радио разнеслась страшная весть: «Война!». (Левитан, полностью)

Ведущий 2: (священная война – фоном) Песню, которую вы сейчас слышите, написал Лебедев-Кумач через два дня после начала войны, композитор Александров на стихи наложил музыку и уже 26 июня песня звучала на всей территории Советского союза.

Посуровели лица людей, а вчерашние выпускники, пошли подавать заявление в военкомат. Всю ночь работали сельсоветы по мобилизации военнообязанных. В шестом часу утра возле военкомата собралось много народа. Люди запрудили все соседние улицы, стояли напряженные, притихшие. Многие пришли добровольно, без вызова…

Ярким примером тех дней служит коллективное заявление десятиклассников школы №10 во главе с учителем физкультуры Сергеем Григорьевичем Калеговым с просьбой направить их на фронт. В первые дни Великой Отечественной войны добровольцами ушли более полутора тысяч гурьян. Из Салаира ушли более половины работников партийной и комсомольской организации.

Ведущий 1: Только с Гурьевского металлургического завода добровольцами по призыву было мобилизовано 1658 человек. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины, старики, дети.

Всего за годы войны Гурьевским военкоматом в армию было мобилизовано 14772 человека.

В конце сорок первого года в Кузбассе началось формирование 303-й стрелковой дивизии в составе 845-го,847-го,849-го стрелковых и 844-го артиллерийского полков. Штаб 847-го стрелкового полка дислоцировался в Гурьевске. Полк в основном комплектовался из жителей городов Гурьевска, Салаира, Белово, Гурьевского и Беловского районов.

17 апреля 1942 года Кузбассовцы тепло проводили на фронт 303-ю стрелковую дивизию. Вслед за ней погрузились в эшелоны полки 237-й стрелковой дивизии, сформированные тоже в Кузбассе.

На фотографиях мы видим 10 класс 10 школы, тот самый класс, который в полном составе вместе со своим учителем ушел на фронт в составе 847 стрелкового полка, добровольцы 847 полка, санитарная рота. Молодые совсем еще девочки, поразившие своим мужеством и героизмом в боях под Воронежем.

Ведущий 2: Начались суровые солдатские будни. (звучит «Землянка» фоном)

Были ожесточенные бои, солдаты теряли своих боевых товарищей, сами получали тяжелые ранения, но не сдавались врагу. А в перерыве между боями, на солдатской печурке варили кашу, приводили в порядок оружие и боеприпасы. А иногда и пели песни, которые их сближали с домом, с родными и поднимали боевой дух. Кто-то писал письма домой любимым, женам, родителям, а кто-то просто долго перечитывал весточки из дома. Вот так изо дня в день наши земляки шли к великой победе.  

А дома, в глубоком тылу солдат остались ждать родные. Фотографии любимых занимали теперь самое почетное место в доме, около них хранились трогательные  фронтовые письма, треугольники, исписанные убористым почерком. Бумаги было не достать, конвертов не было, поэтому и старались писать как можно больше мелким почерком.

Ведущий 1: Письмо Пыхтункина Александра Петровича.

Начинается оно такими словами: «Здравствуй, дорогая самая женушка, Марусичка, дочь Тамарочка, дочь Валичка… я вспомну как хорошо было… мы ехали на лошади в Курундус… меня провожали в армию. Каким был день жарким… да жена, скучился о вас. Надо же, ведь служба уже скоро год убудет как из дома выехал. Да мы с тобой прощались 25 июля 1941 года. Как ты обо мне заботилась. Колбасы купила, много сесного и вина. Вот бы сейчас покушать эту еду. У нас маловато стало, урезали. Что ты пишешь что блины пекла. И вопче вкусные обеды ты готовишь Маруся…» не пишут солдаты о боях, больше всего их волнует как там семьи, жены, дети, не голодают ли. Вот такие письма приходили в наш Гурьевск. Но, к сожалению не все могли их дождаться, от тяжелого труда, от  голода и болезней умирали в тылу.

Не было ни одной семьи, в которую не пришло бы такое письмо: «Извещение: ваш сын, красноармеец Глазков Александр Алексеевич в бою за Социалистическую Родину верный воинской присяге, проявив геройство и мужество убит 18 марта 1943 года под деревней Высокой Смоленской области…» получив похоронку, поплачет мать, утрет горькие слезы, спрячет эту последнюю весточку о сыне за божничку, затянет платок потуже и идет работать в поля или на завод.

Ведущий 2:  В годы войны не только на полях сражений ковалась победа. Тыл приносил огромную помощь армии. Везде где только могли женщины и дети заменили на рабочих местах, ушедших на фронт мужчин.

Мария Мамонтовна Гаденова – это первая женщина, которая призвала заменить мужчин на комбайнах и одна их первых освоила этот труд.

Половинкина Пелагаея Васильевна – закончив в 1943 году школу, работала на полях. Послушаем что она  рассказывает. (аудиозапись рассказа Половинкиной П.В.)

Бабушкина Людмила Петровна – с 12 лет работала на лесоповале. (аудиозапись воспоминаний Бабушкиной Л.П.)

Быт в тылу тоже был суровый… прибежит мать с полей или из цеха – согреет на примусе чайник, вынет из печи чугунок картошки и кормит ребятню – мал мала меньше. А затем темными ночами при свете керосиновой лампы починяет одежду, перекраивает из старых своих платьев рубашки сыновьям. И конечно же именно в такие вечера перечитывались весточки от солдат, писались ответные письма.

Ведущий 1: И вот так, шаг за шагом, день за днем приближалась великая победа! (звучит фоном песня «День Победы») Она была добыта совместными усилиями армии и  тружеников тыла.  Родина по достоинству оценила вклад Гурьян в великую Победу.

Кашкаров Николай Федотович. Он был комсоргом 847 стрелкового полка. Родился в Гурьевске, закончил 10 школу, до войны работал в стройуправлении мастером прорабом. Участник боев под Воронежем, в битве за Сталинград, на Орловско-Курской дуге. Родина по достоинству оценила его заслуги. Посмотрите, какое количество орденов и медалей было вручено Николая Федотовичу.

Ведущий 2: Вот мы с вами и совершили шаг в прошлое, ни одну семью в нашем городе война не обошла стороной, у каждого из нас есть деды и прадеды, сложившие жизни за наше счастливое и мирное будущее. И пока мы с вами еще здесь я хочу предложить написать нашим прадедам письма, ведь наверняка кто-то так и не дождался последней весточки из дома, а кто-то не успел написать… (звучит фоном минусовска «Журавли», детям раздаются тетрадные листы и простые карандаши, дети пишут или рисуют рисунки)

Ведущий 1: Конвертов не было, поэтому письма складывались в треугольник и чаще всего отдавались командиру, чтобы тот передал их военному почтальону. Вот и мы с вами сложим наши письма в командирскую сумку.

Ведущий 2: А теперь я хочу угостить вас настоящей военной едой – картошка в мундире, сваренная в настоящем чугунке. (звучит песня «Весна 45 года»)

Заключительное слово преподавателя:

Прошла война,

Прошла страда,

Но боль взывает к людям,

Дайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки.

И вот после этих слов, я предлагаю вам вернуться назад в будущее и надеюсь что наш шаг в прошлое оставил в вашем сердце благодарность и гордость за наших с вами предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица"

Сценарий экскурсии в школьном музее "Куйбышев - запасная столица"....

Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница"

Сценарий экскурсии в школьном музее "Горница" может быть использован  для учащихся начальной школы.Содержит загадки и познавательный материал об экспонатах музея.Экскурсоводами могут бы...

«Солдатский быт в годы Великой Отечественной войны» Сценарий интерактивной экскурсии в школьном краеведческом музее

Интерактивная экскурсия  с элементами реконструкции и театрализации в школьном историко-краеведческом музее....

Сценарий экскурсии по школьному краеведческому музею.

Обзорная экскурсия по школьному краеведческому музею. Участниками экскурсии могут быть школьники любого возраста, учителя и жители села. Экскурсию проводят активисты школьного музея....

Сценарий экскурсии в школьном музее

Тема" История школы". Проводят экскурсоводы 8 класса. Целевая аудитория 4, 5 и 6 класс....

сценарий экскурсии в школьном музее

История одного экспоната. Письма с фронта. Краеведение....

Сценарий экскурсии в школьный музей. «Чемодан памяти»

Расширение знаний школьников по истории страны, познакомить ребят с предметами солдатского быта;- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;- развивать эстетическое воспитание детей...