Открытый урок по обществознанию "Рыночный механизм: спрос и предложение"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Уварова Юлия Степановна

Урок был показан на открытом семенаре, проводимом в МКОУ СОШ № 7

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

На доске        Я ХОЧУ

Тема урока: Рыночный механизм. Спрос и предложение

Цели урока:  

обучающая - формировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь между предложением и спросом и равновесной ценой; добиваться усвоения учащимися основных понятий урока;

развивающая – развивать навыки сравнительного анализа и коммуникативные навыки, рациональное экономическое мышление потребителя; способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого и аналитического мышления учащихся.

воспитательная – воспитывать навыки самостоятельной работы и чувства коллективизма.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности факторов, формирующих спрос, предложение;

          расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной    экономике

  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, решать экономические ситуации

Основные используемые понятия:

  • закон спроса, спрос
  • закон предложения, предложение
  • равновесная цена

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости. Присаживайтесь.

II. Изучение новой темы.

План урока:

  1. Спрос, величина спроса, закон спроса.
  2. Факторы, влияющие на формирование спроса.
  3. Предложение, величина предложения, закон предложения.

Сценка мужа и жены.

Ребята. Мы сейчас с вами много раз услышали фразу  «Я хочу».

Скажите, как называется фраза Я хочу на экономическом языке?

(Желание, потребность, спрос)

Да, на экономическом языке это называется спрос. Ну, разумеется,  если есть спрос – есть и предложение. (повесить на доску)

Давайте вспомним для какого типа экономики характерно преобладание спроса, где  Я хочу играет главную роль?

(в рыночной экономике)

Да, в рыночной экономике желание потребителей Я хочу является главным двигателем. Ну я может быть тоже хочу себе новый Айфон. Но позволить себе не могу. Зарплата не позволяет. А у вас есть деньги купить новый Айфон? Личные деньги?

(нет)

А у большинства россиян есть такие деньги?

(Нет)

Т.Е. какую проблему мы здесь видим?

(Я хочу, но не могу.)

Сформулируем немного по другому Я хочу, но могу ли я?

Закончите эту фразу

(приобрести, позволить, купить)

Таким образом тема сегодняшнего урока

«Рыночный механизм: спрос и предложение»

Работать будем в рабочих листах. Запишите тему урока.

Возвращаясь к увиденной семейной сцене, задайте вопросы молодой жене.

(почему не купила айфон, откуда деньги на туфли, мало ли что она хочет)

А разобраться во всех этих вопросах нам поможет три предмета. Это бутылка воды, смартфон (не Айфон, простой) и яблоко.

Хорошо. если женщина хочет туфли Джими Чу, Айфон. А я в данный момент хочу пить. Эту бутылку воды я купила в магазине рядом со школой. Я много говорила и теперь хочу пить.

А вы хотите пить? (Да..)

А если у человека нет денег, т.е. потребность есть, а денег нет?

это его желание может как-то повлиять на продавца? (нет)

Давайте подумаем. Потребность, желание и спрос – это одно и тоже? (Нет)

Верно это разные вещи. Тогда что собой представляет спрос?

(Ответы детей)

Давайте найдем этому подтверждение в учебнике на стр.169. Зачитайте его.

Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.

Запишите это определение в рабочие листы.

Сценка «На рынке»

Ребята, 50 руб. – это цена, которая устраивает и покупателя и продавца. На экономическом языке она называется Равновесная цена. 

Найдем в учебнике определение равновесной цены на стр. 172

Равновесная цена – цена по которой заключается реальная сделка купли-продажи. Запишите в рабочие листы.

Количество воды, которое хотели купить покупатели – это величина спроса, а количество воды, которое может предложить продавец – это величина предложения.

Исходя из вышесказанного, давайте попытаемся заполнить схему в задании № 1 рабочего листа

рыночный механизм состоит из 3 элементов: спрос, предложение и цена.

Разработка теории спроса и предложения составила целую эпоху экономической мысли. Вы наверное слышали имена ученых-экономистов, которые внесли вклад в развитие этой теории. Это Адам Смитт, Карл Маркс.

А в 20 веке самым известным экономистом был Джон Кейнс. Основоположник кейнсиантской теории ему принадлежат слова « Спрос рождает предложение».

Согласны вы с этой фразой? (ответы детей)

Это считается истиной экономической теории.

Говоря про Россию, можно сказать, что она вступает в новое общество для которого характерна цифровая экономика. В которой большинство операций осуществляется уже не в физическом мире, а в виртуальном.

Посмотрите на слайд. что вы видете?

(поискова строка Яндекс)

Эта поисковая строка запоминает самые популярные запросы. тогда какое экономическое явление отражает эта поисковая строка?

Это у нас спрос.

Тогда какая категория покупателей будет пользоваться этим спросом? Если считать по возрасту?

(Молодежь)

Что вы видите на этом слайде?

(Алиэкспресс)

В центре у нас скидки. Это что? (предложение)

Изучать экономическую теорию начнем со спроса. Потому что мы с вами все потребители. Посмотрите видео из жизни.

(просмотр видео)

Что вы увидели?

(черная пятница – день скидок, когда все люди несутся и сметают товары)

Французский экономист Антуан Курно вывел такой график, обратите внимание на слайд.

Опираясь на график, объясните поведение людей.

(работа по графику на слайде)

Покажите на графике точку поведения людей. Сегодня как раз наступил день Черной пятницы в России.

А теперь попробуем сформулировать закон спроса

(чем ниже цена. тем больше спрос и чем выше цена, тем меньше спрос)

Запишите в рабочие листы.

Представьте себе ситуацию, что вы идете в магазин. Вам нужно купить второй предмет – смартфон. Сейчас это жизненно необходимая вещь.  При покупке смартфона только ли цена повлияет на ваш выбор?

(нет)

На что вы посмотрите кроме цены?

(марка, дизайн, характеристики)

Сейчас мы назвали факторы спроса кроме цены. На экономическом языке они называются неценовые факторы. Давайте их запишем, потому что такое задание присутствует в ЕГЭ.

Внимание на слайд. Таким образом мы разобрали неценовые факторы спроса

Попытаемся выполнить задание. (на слайдах)

Вернёмся к ситуации в семье между мужем и женой. Жена хотела новый Айфон и туфли Джими Чу. Я посмотрела в Интернете и нашла туфли Джими Чу (на слайде)

туфли от британской торговой марки Jimmy Choo: талантливый дизайнер

Обратите внимание на стоимость. Очень дорогие. Но пользуются спросом. Почему многие люди их покупают?

Что они хотят этим показать?

(свой престиж, положение в обществе. социальный статус)

Это называется эффект Веблена.

Торстейн Веблен – это американский экономист, социолог, который одним из первых  дал развернутое определение социальных институтов.

Данный парадокс заключается в увеличении спроса на товары при увеличении их стоимости. (на слайде)

и связан с демонстративным потреблением некоторых товаров, подчеркивающих статусность и социальную значимость владельца. Эффект Веблена показывает, что потребительский спрос может быть необоснованным в связи с тем, что люди слишком сильно подвержены влиянию общественного мнения.

Часто ли вы наблюдаете эффект Веблена в окружающем мире? Свой ответ аргументируйте. (Нет, так ка у большинства населения в России нет таких денег и они не могут себе это позволить)

Вернемся к схеме. Мы изучили с вами 2 элемента рыночного механизма. Скажите какой элемент у нас остался? Переходим к предложению. Для этого представим, что мы идем в супермаркет. С вашего разрешения я буду покупателем. В супермаркете я захожу в отдел колбасных изделий и говорю, что у меня доход не высокий, снизите мне пожалуйста все ваши цены в два раза. Что вы мне на это ответите?

(Мы не будем этого делать)

Т.е. в чем основной интерес продавца или производителя?

(получить прибыль, продать подороже)

А мой интерес покупателя – купить подешевле.

В 2015 году всемирная организация здравоохранения заявила,  что потребление колбасных изделий провоцирует раковые заболевания. После этого на мировом рынке спрос на колбасы упал и цены соответственно тоже. А спрос на чистое мясо и цена на него выросли.

В этой ситуации вы как владельцы торгового супермаркета что сделаете?

Посовещайтесь в парах и дайте мне ответ. (ответы детей)

Так в чем же основной интерес продавца? К чему он всегда стремится? (к максимальной прибыли)

Основной закон предложения звучит следующим образом.  Обратите внимание на слайд.

запишем его в рабочий лист.

Предлагаю выполнить  задания в рабочем листе.

Раз мы говорим о продуктах питания, нельзя не сказать о продуктах ГМО, которые сейчас набирают все большую популярность на рынке. Спрос и предложение на них растет. Как вы знаете вторая часть ЕГЭ и ОГЭ – это работа с текстом. Я вам тоже предлагаю поработать с текстом о продуктах ГМО и выполнить задания.

  1. Изучив текст, выделите причины появления ГМО продуктов.
  2. О каком вреде для здоровья говорится в тексте.
  3. Каковы, по мнению автора, пути здорового питания в современной жизни.

Вот и я в магазине купила яблоко. Оно приехало к нам из другой страны месяца 3. Но как видите не утратило свой внешний вид. Натуральное яблоко за такой период уже бы пропало. А это сохраняет внешний вид, потому что выращено при помощи ГМО.

Таким образом, использование ГМО продуктов позволяет производителю снизить издержки производства, благодаря чему они могут увеличить предложение.

А теперь я вам предлагаю поработать с типичными заданиями из первой части ЕГЭ..

Молодцы ребята. а теперь давайте вспомним какие базовые понятия экономической теории мы с вами узнали сегодня.

Спрос и предложение. А скажите можете ли вы обойтись без знаний рыночного механизма. Свой ответ аргументируйте.

Д/з разноуровневое

в рабочих листах и на слайде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Открытый урок "Роль окончания и предлога в предложении"

Открытый урок "Роль окончания и предлога в предложении"...

Открытый урок по табасаранскому языку Тема: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.»

Дарснан тема: Саб составнан предложенйир.                           Са...

Технологическая карта урока на тему "Законы спроса и предложения"

Технологическая карта урока на тему "Законы спроса и предложения"...

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....