Рабочая программа спецкурса по обществознанию в 9 классе "Сложные вопросы обществознания"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Уварова Юлия Степановна

подготовка к ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_obshchestvo_9_klass.docx689.85 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Домовой\Desktop\сканы\Scan_20181101_190943.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа спецкурса по обществознанию для 9 класса «Трудные вопросы обществознания» составлена на основе:

  • Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных школ М., Просвещение. 2006, допущенной Департаментом общего среднего образования МО РФ
  • Программы курса «Обществознание» для 8-9  классов общеобразовательных учреждений. М,, «Русское слово», 2006. Автор: А.И.Кравченко, допущенной МО РФ;
  • П.А.Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ГИА 9 класс. М., Астрель

 Программа спецкурса предназначена для учащихся 9 класса, мотивированных на сдачу экзамена в форме ОГЭ после 9 класса. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ОГЭ.

Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Цель изучения предмета:

Углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществознание», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.

Задачи изучения предмета:

 повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;

обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня

теоретического обобщения;

 формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;

 развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с

диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение спец

курса по обществознанию «Трудные вопросы обществознания» в 9 классе отводится 1 час в неделю, то есть 35 часов в учебный год.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Обществознание. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений: А.И.Кравченко, Е.А. Певцова. М.: Русское слово, 2012.

2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М.: Астрель, 2014г.

3. О.В. Кишенкова. Сборник тематических тренировочных тестов. Обществознание 8-9 класс, М., Интеллект-Центр, 2012

4. О.А.Котова. Т.Е.Лискова. Обществознание ГИА – 2013. М., Астрель

5. Л.Е.Иркова. Обществознание. Тематический контроль.М., Национальное образование, 2012

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

 мотивация на посильное и созидательное участие в жизни общества;

 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к

Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению

исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

 умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные

способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

 овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,

дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

 умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из

аудиовизуального ряда в текст и др.);

- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами.

 умение оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

 умение и потребность выполнять в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 умение определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

 относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах;

 умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

 знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 умение находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных

источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

 знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и

гражданственность;

 знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,

основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,

регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

 понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

 понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

 знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение

использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки

необходимой социальной информации;

 понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

 понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,

участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 класс (35 ч.)

Введение (1 ч.) Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году.

Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2018. Кодификатор и спецификация ОГЭ по обществознанию – 2018.

Тема 1. Общество и человек (4 ч.) Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2. Экономическая сфера жизни общества (5 ч.) Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.

Тема 3. Социальная отношения (6 ч.) Социальная система. Социальные

отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

Тема 4. Политика(4 ч.) Политическая система. Структура

политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

Тема 5. Право (8 ч.) Право, система права. Источники права..

Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы

государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 6. Культура (3 ч.) Формы и разновидности культуры.

Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 7. Решение заданий различных типов (2 ч.) Основные типы заданий.

Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 8. Решение заданий части С. (2 ч.)Задания С1-С4. Характер заданий к тексту

документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответна вопрос. Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).Задание С7 (Решение познавательных задач).Задание С8 (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана). Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против» Решение КИМов.

Формы, порядок и периодичность контроля успеваемости.

 Основными формами контроля успеваемости являются: текущий и промежуточный

контроль знаний.

 Осуществление контроля позволяет:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по

предмету (согласно учебного плана);

● осуществить контроль над реализацией программы учебного курсов.

1.Текущий контроль успеваемости осуществляется в форме групповых работ,

проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, устных ответов.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Изучение разделов завершается

занятиями (в форме тестирования, работы с текстами).


Программно-тематическое планирование  спецкурса по обществознанию «Трудные вопросы обществознания»

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые  результаты

Вид контроля

Дата

Введение (1ч.)

1

Введение. Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году

комбинированный

Структура ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном

образовательном стандарте по

обществознанию

Знакомство с бланками ОГЭ, правилами заполнения. Анализ типов заданий.

Тема 1. Общество и человек (4ч.)

2

Понятие «общество». Сферы общества. Типы обществ

комбинированный

Смысловые значения понятия «общество». Сферы общества.

Типы обществ, характеристика.

Знать понятия: общество, сферы общества, аграрное общество, индустриальное общество, информационное общество, глобализация

Тестовые задания по теме

3

Глобальные проблемы человечества.

комбинированный

Глобальные проблемы человечества. Пути решения проблем

Знать глобальные проблемы современности, объяснять почему проблемы глобальные, уметь называть пути решения проблем

Тестовые задания по теме

4

Человек, личность. Деятельность человека, ее основные виды. Духовная жизнь человека.

комбинированный

Человек – биосоциальное существо. Индивид. Индивидуальность. Личность. Виды деятельности.

Познание человеком мира и себя самого. Духовная жизнь человека. Самооценка.

Знать  и объяснять: индивид, индивидуальность, личность. Деятельность, структура деятельности, виды деятельности

Знать: знание – познание, истина, «образ Я», самосознание, пути осуществления самосознания, самооценка, уровни самооценки; духовный мир личности, духовность, бездуховность. Уметь применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по теме

5

Потребности и способности человека. Человек в группе. Свобода и ответственность. Межличностные отношения.

комбинированный

Виды потребностей. Разумные потребности. Способности. Малая группа. Положительное воздействие малой группы на человека. Свобода и ответственность. Межличностные отношения.

Знать: виды потребностей человека, разумные потребности; способности, способности общие и специальные; группа, группа малая и большая, классификация малых групп, положительное воздействие малой группы на человека; свобода и ответственность; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения

Тестовые задания по теме

Тема 2. Экономическая сфера жизни общества (5ч.)

6

Факторы производства. Экономические системы. Собственность.

комбинированный

Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем. Виды собственности.

Знать: экономика, значение понятия, роль экономики, факторы производства, типы экономических систем, признаки, собственность, виды собственности в РФ

Тестовые задания по теме

7

Потребитель. Производство. Производитель.

Решение теста

комбинированный

Потребитель. Производство. Производитель

Знать: потребитель, спрос, производитель, предложение

применять понятия темы при решении тестовых заданий

Тестовые задания по теме

8

Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика. Роль государства в экономике.

комбинированный

Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика. Роль государства в экономике.

Знать: предприниматель, роль государства в экономике

Тестовые задания по теме

9

Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Безработица.

комбинированный

Государственный бюджет. Налоги: прямые и косвенные. Деньги, функции денег. Безработица: фрикционная, циклическая, структурная.

Знать: государственный бюджет, налоги прямые и косвенные, деньги, функции, безработица: фрикционная, циклическая, структурная

Тестовые задания по теме

10

Решение теста по теме «Экономика»

применять  знания при решении тестовых заданий, уметь составлять предложения  с понятиями темы

Тема 3. Социальные отношения (6ч.)

11

Социальная структура. Социальные группы. Социальные роли.

комбинированный

Социальная структура. Социальные группы. Социальные роли

Знать: социальная структура, стратификация, критерии выделения социальных групп. социальные роли

Тестовые задания по теме

12

Социальный статус. Социальный конфликт и пути его решения.

комбинированный

Социальный статус. Социальный конфликт и пути его решения.

Знать: социальный статус, статус предписанный, приобретенный; социальный конфликт и пути его решения

Тестовые задания по теме

13

Решение  и разбор теста по теме

Решение правовых задач

14

Семья. Правовые основы брака и семьи.

комбинированный

Семья: нуклеарная, многопоколенная, патриархальная, партнерская. Правовые основы брака и семьи.

Знать: семья, нуклеарная, многопоколенная, патриархальная, партнерская, правовые основы брака и семьи

Тестовые задания по теме

15

Этнос. Нация. Межнациональные отношения. Социальная политика.

комбинированный

Этнос. Нация. Межнациональные отношения. Социальная политика. Тенденции в развитии межнациональных отношений.

Знать: этнос, нация, межнациональная интеграция, межнациональная дифференциация

Тестовые задания по теме

16

Решение  и разбор теста по теме «Социальные отношения»

Составление плана текста, ответы на вопросы к тексту

Тема 4. Политика(4ч.)

17

Политика, ее роль в обществе. Политическая власть. Разделение властей.

комбинированный

Политика, ее роль в обществе. Политическая власть. Разделение властей.

Знать: политика, политическая власть, разделение властей, государственная власть в РФ

Тестовые задания по теме

18

Государство. Признаки. Формы государства.

Решение теста по теме «Политика»

комбинированный

Государство. Признаки. Формы государства. Формы правления, формы территориально-государственного устройства, политические режимы

Знать: государство, признаки государства, формы правления, формы территориального устройства, политические режимы

Применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по теме

19

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

Партии и движения. Многопартийность.

комбинированный

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум.

Партии и движения. Многопартийность

Знать: активное, пассивное избирательное право, электорат, выборы, референдум

Знать: политическая партия, партия массовая и кадровая, партии правящие и оппозиционные, общественные движения, институты гражданского общества, многопартийность

Тестовые задания по теме

20

Решение теста по теме «Политика»

Применять знания при решении тестовых заданий

Тема 5. Право (8ч.)

21

Право. Нормы права. Отрасли права.

комбинированный

Право. Нормы права. Отрасли права.

Знать: право, отличия права от других социальных норм, норма права, отрасли права: конституционное, гражданское, уголовное, семейное, административное, процессуальные отрасли

Тестовые задания по теме

22

Конституция – основной закон государства.

комбинированный

Конституция – основной закон государства.

Знать: Конституция – основной закон государства, основы конституционного строя в РФ

Тестовые задания по теме

23

Законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ. Местное самоуправление.

комбинированный

Законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ. Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный суд

Знать: законодательная власть в РФ по Конституции, исполнительная власть в РФ, высшая судебная власть; полномочия Президента РФ

Практическая работа с текстом Конституции РФ

Тестовые задания по теме

24

Международное гуманитарное право. Права ребенка.

комбинированный

Международное гуманитарное право. Права ребенка.

Знать: международное гуманитарное право и права человека; Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка

Тестовые задания по теме

25

Гражданское общество и правовое государство. Решение теста ОГЭ

комбинированный

Гражданское общество и правовое государство

Знать: правовое государство, гражданское общество

Применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по теме

26

Преступление. Уголовная ответственность.

комбинированный

Преступление. Уголовная ответственность

Знать: правонарушение, преступление, проступок, виды юридической ответственности

Тестовые задания по теме

27

Виды юридической ответственности.

Административный проступок.

комбинированный

Виды юридической ответственности

Административный проступок.

Знать: правонарушение, преступление, проступок, виды юридической ответственности

Знать: виды административных проступков

Тестовые задания по теме

28

Правоохранительные органы.

Решение теста ОГЭ

комбинированный

Правоохранительные органы.

Знать: правоохранительные  органы

Применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по теме

Тема 6. Культура (3ч.)

29

Понятие культура. Духовная жизнь общества. Образование, самообразование.

Искусство, его виды, место в жизни человека.

комбинированный

Понятие культура. Духовная жизнь общества. Пути получения образования. Тенденции в развитии образования.

Искусство, его виды, место в жизни человека

Знать : культура, духовная жизнь общества, образование, ступени школьного образования, самообразование

Знать: искусство, виды

Тестовые задания по теме

30

Наука и религия в современном мире.

комбинированный

Наука в современном обществе. Религия, ее роль в обществе.

Знать: наука, религия, монотеизм, политеизм, фетишизм, анимизм, тотемизм, буддизм, христианство, ислам

Тестовые задания по теме

31

Мораль, основные ценности и нормы. Гуманизм, патриотизм, гражданственность.

Комбинированный

Мораль, основные ценности и нормы. Гуманизм, патриотизм, гражданственность

Знать: мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность

Тестовые задания по теме

32

Решение заданий различных типов

Применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по теме

33

Решение заданий различных типов

Применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по теме

34

Решение заданий части С

Комбинированный

Применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по курсу

35

Решение заданий части С

Применять знания при решении тестовых заданий

Тестовые задания по курсу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»

Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» 9 класс (17 часов)

      Настоящая   рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ  по обществознанию»    обучающихся 9 класса   составлена на основе Федерального к...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)

      В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  являет...

Адаптированная рабочая программа спецкурса «Избранные вопросы математики» для детей с задержкой психического развития 8 «В» класса

Программа спецкурса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).     Данный курс направлен на коррекцию знаний обучающихся за курс 8 класса, повышение уровня математической подготовки ...

Рабочая программа спецкурса "Эрудит" (обществознание, экономика, право)

Программа курса призвана повысить интерес к изучению предметов социально-гуманитарного цикла и предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке участников олимпиадного движения по пр...

рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...