Разработка урока "Роскошь и нищета общения"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Урок содержит работу с документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_roskosh_i_nishcheta_obshcheniya_-_8_klass.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роскошь и нищета общения.

Цели- Воспитать этику правильного общения.

 – добиться усвоения учащимися основных понятии блок- темы «Общество и человек»

- Определить роль общения в жизни человека и общества.

- Развивать умения выражать, умение обобщать.

Оборудование

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними.»

                                                                Д.Карнеги.

                                        Ход урока.

1. Организационные мероприятия.

2. Проверка домашнего задания. Мы с вами изучаем блок «Общество и человек». Вспомним основные понятия блока.

-что означает общество?

- На какие сферы можно разделить общество?

-В какую из четырех сфер общества входят:

        А) забота о престарелых

        Б) голосование на выборах

        В) борьба с безработицей

        Г) получение образования

        Д) Межнациональные конфликты

        Е) Сбор налогов

        Ж) посещение выставки

        И) защита внешних границ и суверенитета страны

- Кто такой человек?

- Объясните понятия индивид .

-А индивидуальность?

- Личность?

-Каждый индивид стремится быть личностью. Скажите мне какие процессы оказывают ведущее влияние на формирование личности.

- На предыдущем уроке мы с вами прошли тему «Социализация и воспитание». Кто объяснит, что означает социализация. Пересказ домашнего задания.

3. Постановка цели урока. Таким образом, скажите мне  по какому признаку мы можем определить – воспитанный или невоспитанный этот человек? Да, по его манере говорить.

        Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важное для человека и общества явление – общение. В Японии существует специальное духовное испытание для самосовершенствования под названием «Мотарио». Человека на неделю помещают в изолированное место – это в основном пещера. Запрещают разговаривать даже с самим собой. Люди свидетельствуют, что к концу изоляции жажда общения становиться невыносимой.

Знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. Как вы думаете почему?

Это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

4. Изучение нового материала.        

Общение – необходимое условие полноценной жизни, так как удовлетворяет главную потребность человека в человеке. Общение – это взаимодействие людей, при котором происходит обмен информацией, чувствами, опытом, деятельностью, умениями и навыками. Общение – это необходимое условие развития и существования личности.

Алан Пизе начал свою коммерческую деятельность в 10 лет, подрабатывая на карманные расходы после уроков продажей резиновых губок. Но уже в 21 год он прославился, как самый молодой страховой агент, заключивший страховых контактов на 1000.000 доллар. Кто скажет, благодаря чему он добился таких высоких показателей?

Исходя из этого мы делаем вывод, что общение – это целое искусство, от владения которым во многом зависит успех человека в обществе. Не зря есть много афоризмов, пословиц о речи. Например, язык мой, враг мой, или по татарски Сугыштырган да тел дуслаштырган да тел.

Неправильно выраженная речь, неправильно понятая речь приводит к неприятным последствиям. Стендаль не зря сказал «Умение говорить – это талант». Но есть и такие выражения Кто много говорит, тот мало делает.

Как одно из средств самоутверждения является общение. Рассмотрим виды общения:

1) речевое или вербальное

2) неречевое или невербальное

3) письменное например через письмо.

Речь, слово – основное средство обращения. Содержание речи несет ту информацию, которую вы хотите передать: существо дела, свое отношение к нему, наконец, свои ожидания ответных действий партнера. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьетесь цели общения. Чтобы выработать культуру речи помогают все школьные предметы.

В молодежное, подростковой среде часто встречается примитивная речь, щедро сдобренная жаргонными и нецензурными словами. Примитивный стиль речи как раз и свидетельствует о личностной и социальной незрелости человека. Такая речь задерживает, ограничивает дальнейшее развитие человека.

Предлагаю вам некоторые приемы, помогающие достичь цели при вербальном обращении:

 Интонация, с которой вы произносите имя вашего партнера по беседе, должна выражать положительное отношение к нему Речь неотделима от интонации – сочетания тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Интонация – это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации. Известное правило «интонация важнее информации» говорит о значении чувственной окраски речи. Человек всю жизнь учится на своих ошибках – как неправильное построение или неправильное восприятие собеседника. Лев Николаевич Толстой не зря сказал « Один раз пожалеешь, если не сказал того, что хотел, но сто раз пожалеешь, если сказал». Речь – это мощное оружие, если правильно ею манипулировать то легко можно приобрести влиятельного покровителя, хорошего друга, непримиримого врага. Поднять человека до вершин, унизить человека и  тогда далее.

Невербальное общение осуществляется через мимику ( движение частей лица), пантомимику ( движение частей тела), зрительный контакт.

Лицо – зеркало жизни, глаза – зеркало души – утверждали древние. Тому, кто умеет читать по лицам и заглядывать в глаза, не нужно долгих доверительных бесед, чтобы понять, что за человек перед ним.  Если человек говорит одно, но его глаза – совсем другое, то умный человек поверит не словам и взглядам. Очень важно научиться понимать друг друга .

Проведение игры – ребята с помощью мимики должны объяснить другой группе:

- Я тебя понял

- Уроки истории перенесены на завтра

-  Я ничего не хочу

- 2 декабря состоялись выборы в Государственную Думу.

Вывод: т.о. невербальное обращение лучше всего подходит для эмоций, а для передачи информации нужно общение вербальное.

Очень важным элементом в невербальном общении является рукопожатие. Через него можно увидеть з типов взаимоотношений людей между собой.

1. Превосходство. При таком рукопожатии превосходство у того человека, чья рука сверху.

2. Покорность, уступчивость. При этом рука протягивается развернутой ладонью вверх.

3. Равенство. Обе ладони при рукопожатии находятся в вертикальном положении.

Психологами разработаны целые комплексы языка движения тел.

Ребята, объясните такое явление: иногда некрасивый, но обаятельный человек притягивает к себе других людей. Чем?

        Итак, можно сделать вывод: любовь к людям – залог успешного общения.

Рассмотрим уровни общения

- Примитивный. Для него собеседник не партнер, а предмет ненужный, мешающий. Отсюда – позиция в  обращении. Например дебошир, пристающий к девушке.

- Манипулятивный. Близок  к примитивному, но по исполнительским возможностям другой. Партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду материальную, житейскую, психологическую. Стремление быть выше, иметь возможность безнаказанно наносить «уколы», интерес к слабым сторонам личности собеседника, закрытость собственного «я» - вот стиль при этом уровне общения.

- Стандартизированный. «Контакт масок» Человек бывает безучастным, вежливым, любезным тоном говорит «я вас не трогаю, и вы меня не трогайте» - это маска нуля. Но иногда человек носит маску тигра – высокомерие, неприступность, стремление к тому, чтобы боялись его. Очень много масок например клоуна и тогда далее. Вспомним карнавал – как ведут себя люди под масками. Иногда такие действия совершают, которые когда у них открыто лицо ни за что и не подумаешь что это они сделали.

- Деловой. Общаясь, люди выносят из контактов не только плоды совместной деятельности, а также стойкие чувства взаимной привязанности, доверия, теплоты.

- Игровой. Мы общаемся с теми людьми, которых мы уже знаем и с которыми нас связывают чувства не омраченные обидами и разочарованиями. Данный уровень характеризуется открытостью, разнообразием, что делает общение интересным, продуктивным. Но я хочу вас предупредить не все люди понимают шутки, поэтому будьте осторожны.

        

- Духовный – самый последний, высший уровень. Партнер носитель духовного начала – это побуждает чувство, сходное с благоговением. Интерес к личности – максимальный, взаимодополняемость позиций и полная собственная открытость. Такой контакт может быть только при настоящей дружбе.

В кинофильме «Место встречи изменить нельзя» Глеб Жеглов наставляет, учит правилам общения Шарапова. Я думаю напомнить их сегодня не мешало бы:

1) Проявлять искренний интерес к собеседнику.

2) Улыбаться

3) Запомнить имя человека и не забывать время от времени повторять его в разговоре.

4) Уметь слушать.

5) Вести разговор в кругу интересов вашего собеседника.

6) Относится к нему уважением.

7) Чтобы увеличить полезность контакта  надо быть наблюдательным, сделать комплимент, говорить о проблемах собеседника.

Если вы будете выполнять все эти приемы, то как результат вы получите

1) формальный контакт перерастет в нормальное человеческое общение

2) повысите вашу самооценку.

А теперь рассмотрим формы общения:

1) служебное – на рабочем месте

2) повседневное - ежедневно

3) ритуальное – совершение обряда

4) досуговое – например в гостях

5) убеждающее – например разговор родителя с ребенком

6) межкультурное.- недели культур различных народов.

Т.о. происходит общение личности с опытом человечества. Но идет накопление и собственного опыта. ОН вместе с разумом, чувствами, эмоциями, навыками будет влиять на поведение. Любое общение влияет на личный опыт. Если общение носит положительный характер, то и опыт является положительным. Если общение – отрицательное, то опыт – отрицательный, плохо влияющий на развитие  личности.

        Содержание общения зависит от того, в каких условиях проходит общение в школе, семье – формальное общение , существуют различные виды и неформального общения.

5. Закрепление.   Что сегодня вы узнали полезное для себя?

         - Какие вы формы общения узнали(

        - Виды общения

        - Правила общения?

6. Домашнее задание. Написать мини-эссе « Почему молодые люди стремятся к неформальному общению?»

7. Выставление оценок.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Роскошь и нищета общения"

классный час "Роскошь и нищета общения"...

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье"

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье". Приведены результаты анкетирования родителейи детей. Подняты важные проблемы....

Разработка классного часа "Навыки общения"

Разработка классного часа "Навыки общения" для 7 класса...

Разработка урока по теме "Общение как взаимодействие" 10 класс

Урок по обществознанию для профильного 10 класса (социально-экономический профиль) разработан на основе программы Боголюбова Л.Н. "Обществознание" для 10-11 класса в рамках блока "Лично...

Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".

Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....

Методическая разработка урока по теме - Общение - 8 класс

1. Выяснить, что такое общение и рассмотреть различные формы общения, его богатство и многообразие.2. Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.3. Содействовать воспитанию гуманного, поз...

Разработка классного часа «Азбука общения»

Разработка классного часа предполагает работу над формированием у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других.Она знакомит с основными правилами общения;П...