Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Раскопина Екатерина Игоревна

Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта психологического занятия

Коррекционное занятие, направленное на ликвидацию затруднений, выявленных в результате мониторигов.

Ф.И.О.

педагога–психолога

Раскопина Екатерина Игоревна

Группа (по результатам диагностики)

По результатам диагностики  индивидуально-личностной и эмоционально-волевой сфер.

Тема занятия

Развитие навыков общения.

Цель

Развитие умения эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения.

Задачи

Образовательные и коррекционно-развивающие:

  • создать  положительную мотивацию и заинтересованность детей в занятиях;
  • раскрыть содержание понятия "общение", познакомить со способами общения;
  • развить умение находить подход к людям, закрепить навыки бесконфликтного общения;
  • практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативных навыков;
  • обучать эффективным способам общения;
  • помочь практически преодолевать скованность, неуверенность в общении с людьми;
  • учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
  • продолжать обучать умению расслабляться;
  • создать и поддержать положительный психоэмоциональный климат в  группе.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо общаться;
  • создание условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля, уметь договариваться при работе в парах, в подгруппе;
  • способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
  • создание условий, обеспечивающих воспитание стремления соблюдать правила безопасной работы на ПК.

Универсальные учебные действия

ЛичностныеУУД:  1.Развивать умения выказывать своё отношение к окружающему, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: 1. Развивать умения высказывать своё предположение на основе выполненных упражнений.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: 1. Развивать умения слушать и понимать других.

  1. Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  2. Развивать умения работать в группе, в паре.
  3. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
  4. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
  5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:1 Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.

2. Развивать умения делать выводы на основе анализа речевого материала.

3. Находить ответы на вопросы, вызванные определенной ситуацией.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Оборудование: компьютер, плазменная панель, презентация «Общение», раздаточный материал, карточки с заданием, литература, толковый словарь, программа БОС эмуляция.

 Организационная структура занятия

Этап психологического занятия

Длительность этапа

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность

учителя-психолога

Деятельность учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2 мин

Словесные

Ф –фронтальная.

«Давайте поздороваемся»

Цель: формирование положительной установки учащихся на занятие.

Психолог: Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть на нашем занятии. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки, обратимся по имени, сделаем комплимент и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку!

Ребята, обратите внимание, как приятно человеку услышать комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению людей.

А теперь повернитесь к гостям и подарите им свою улыбку.

Молодцы ребята!

Делают большой круг, берутся за руки, делают комплимент, дарят друг другу улыбку.

1 мин

Наглядно-демонстрационный метод,  форма проведения- устно

Ф –фронтальная.

“Барометр настроения”.

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: А с каким настроением вы пришли на наше занятие?

Выбирает пожалуйста, карточку,  обозначающее ваше  эмоциональное состояние - солнышко – радостное настроение, звездочку– настроение спокойное, нейтральное, тучку– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.

На нашем занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

(Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние ребенка)

Выбирают карточку, прикрепляют и садятся на место

  1. РАЗМИНКА

1 мин

Ф –фронтальная.,  

Цель:  развитие скорости мыслительных операций и умения слушать, понимать инструкцию с первого раза.

Психолог: Теперь посмотрим, умеете ли вы внимательно слушать? Ваша задача – продолжить предложения. Отвечаем  быстро и все вместе.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече… (здравствуйте).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (до свидания).

Молодцы ребята.

Как вы думаете, какие это были слова?...

Для чего нужны эти вежливые слова?

Все эти слова, ребята, содействуют уважительному, доброму отношению друг к другу.

Произносятвсе вместе, хором:

Спасибо!

Добрый день!

Здравствуйте!

До свидания!

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5 мин

Обучающие игры выполняющие  3 основные функции:

Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;

Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;

Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Работа в группах

Игра «Животный мир»

Сейчас  предлагаю вам поделиться на две группы путем собирания пазлов. (цель подобного деления: обеспечение возможности действовать сообща, сплочение коллектива, объективное деление на группы)

А задание такое. Вы не будете знать, какое животное представляет ваша команда. Задавая вопросы другой команде (например: животное домашнее или дикое, где оно живет, чем питается?), вы должны угадать название какого животного написано на вашем стикере.

Обобщающие вопросы.

  • Что вы делали в процессе выполнения этого упражнения?
  • Что помогло вам выполнить это упражнение?

Молодцы, правильно! Общение.

Чему же будет посвящено наше сегодняшнее занятие? Правильно, общению.

Ребята, а для чего нам нужно общение?

Чему мы должны научиться на сегодняшнем занятии?

Что мы должны выяснить?

(психолог комментирует ответы детей)

  • Правильно, раскрыть содержание понятия «общение»
  • Уметь находить подход к людям, бесконфликтно общаться.
  • Найти наиболее эффективные способы общения.

Чем оно будет полезно для вас, зачем вам нужны эти знания? Правильно, цель  нашего занятия  учиться эффективно общаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций, не разрушая отношения с окружающими нас людьми. А результатом нашего занятия станет разработка памятки которая поможет нам  эффективно общаться. Из заданий, которые мы выполнили, что мы можем взять в нашу памятку. Давайте вспомним, что мы делали в начале занятия, когда приветствовали друг друга.

Берут по одной части, показывают друг другу, в ходе совместной работы собирают  картинки, те, кто собрал первую картинку в первой группе, кто собрал вторую картинку – во второй.

Выполняют задание. Задают вопросы, чтобы угадать какое животное представляет их команда.

(подвести детей к ответу: задавали вопросы, отвечали, разговаривали, общались)

Общение.

Играть, дать информацию, научить, позвать, спросить, рассказать, пошутить, пожаловаться, выразить чувства, обсудить и т.д.

  • Что такое общение.
  • Учиться общаться с людьми.
  • Узнать, как общаться лучше, без конфликтов, не ссориться и т.д.

научиться общаться лучше

научиться общаться уважительно, без конфликтов

  1. Обращаться по имени
  2. Улыбаться
  3. Быть вежливым в общении.

5 мин

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

Ф – фронтальная  П– парная, И – индивидуальная

проблемное обучение

Цель: развитие способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации

Ребята, а что же такое общение?

Предлагаю вам найти и записать значение слова «общение». Для этого можете использовать интернет ресурсы, толковые словари, дополнительную литературу, есть материалы на рабочем столе компьютера или можете спросить у взрослых. Где вам интереснее найти информацию? Разбейтесь, пожалуйста, на пары. (Личностно значимый выбор)

Итак, мы узнали, что такое общение, и что оно  играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит наше психическое здоровье, наше настроение.

Дискуссия "Способы общения"

Давайте подумаем, как люди общаются друг с другом, какими способами?

Как  люди выражают свои мысли и настроение?

Молодцы, вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список.

Способы общения

вербальные  (словесные)

невербальные

устная речь, письменная речь

интонация, взгляды, выражение лица (мимика), жесты, позы.

Ребята, как вы думаете, используя эти способы, можно ли научиться лучше общаться?

А каким образом?

Да ребята, научиться общаться лучше - вполне реально.  Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся.

Дети делятся на пары по интересам,  находят информацию, записывают,  читают.

(Умение работать с информацией)

Работают  в парах на ПК

ответы детей

Лучше всего делать это непосредственно в процессе общения и стараться соблюдать некоторые правила,

которые помогут создать гармонию при любой беседе.

Ребята, как вы думаете, какие это правила? Давайте вспомним, что мы делали в начале занятия, когда приветствовали друг друга?

ответы детей заносятся в памятку и комментируются:

  • помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
  • будьте доброжелательными, приветливыми.

Хорошо, скажите, пожалуйста, были ли вы вежливы, когда делали друг другу  комплименты (занести в памятку: 3.Быть вежливым).

И главное ребята, чтобы ваше действия были искренними (занести в памятку: 4.Быть искренним.)

"Анаграммы"

 (Цель задания - способствовать повышению когнитивной гибкости, развитие внимания и мышления. Развитие умения работать в группе, сообща.)

Итак, решаем  анаграммы. У нас есть карточки с буквами. Они разного цвета. У каждого слова свой цвет. Посмотрите, какой цвет вам больше нравится? Разделитесь, пожалуйста, на группы по выбору цвета.

Что у нас получилось?

А попробуйте собрать высказывание из этих слов?

Общение – наш путь к успеху.

Замечательно!

И какой же вывод мы сделаем? (подвести детей к ответу, что, только объединившись, совместно общаясь, они достигнут лучших результатов)

дарили улыбку, обращались по имени.

  1. Обращаться по имени
  2. Улыбаться
  3. Быть вежливым
  4. Быть искренним

Делятся на группы по выбору цвета, решают анаграммы, собирают отельные слова, а потом объединяются и собирают высказывание.

Общение – наш путь к успеху.

Минутка отдыха.

2 мин

БОС -эмуляция

Минутка отдыха.

Упражнение  “Мозговой штурм”

(улучшает мыслительную деятельность, для расслабления мышц шеи и плеч)

Психолог: Мы с вами  хорошо поработали, а теперь расслабимся. Сядьте поудобнее.

  1. Помассируйте хорошенько кончик своего носа.
  2. Хорошенько разотрите мочки ушей, пока они не станут горячими – это активизирует клетки головного мозга.
  3. Найдите, на тыльной стороне левой руки, между большим и указательным пальцами, болезненную точку. Помассируйте. Затем поменяйте руки. Получится дистанционный массаж головы, точки на кистях рук взаимосвязаны с корой головного мозга.
  4. А теперь приготовились к дыхательной гимнастике. Плечи опушены, правая рука на животе, а левая на груди. Вдох через нос и длительный выдох через рот  (БОС эмуляция).

Молодцы ребята! Это упражнение улучшает кровоснабжение мозга и повышает в его клетках содержание кислорода.

Расслабляются, выполняют упражнение

5 мин

Словесные - беседа с элементами обсуждения, игра

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: отработать навыки умения находить подход к людям, быть искренними, понять эмоциональное состояние собеседника.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, обучающую хорошо понимать друг друга.

Ваша задача прочитать хорошо знакомый вам стишок «уронили мишку на пол» с соответствующей эмоцией, которую вы выберите сами из данного списка эмоций.

 (каждую эмоцию вы можете показать не только голосом, но и мимикой, жестом, положением тела)

Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Кто желает?

Приложение 1: Список эмоций.

Насколько легко вам удавалось угадать эмоцию? Что вам помогало? Чему мы тут учились?

Итак, мы делаем вывод, что в общении важную роль играют наши эмоции,  умение слушать и понять собеседника по интонации, жестам, мимике.

Можем ли мы взять это за правило эффективного общения?

(занести в памятку 5. Умение слушать и понять собеседника.) Замечательно!

Получают список эмоций, читают, соответственно выбранной эмоции, отгадывают.

интонация

внимательно слушать и понимать собеседника по эмоциям, по выражению лица.

В памятку:

5. Уметь слушать и понять собеседника.

8 мин

Сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные игры

Игра «Разыграй ситуацию»

Цель: способствовать сближению детей  и формированию умения общаться, не доводя до конфликта, формированию позитивных, психологических, социальных установок.

Ребята, иногда в классе между вами возникают моменты, которые не редко приводят к конфликтам. Многие из них не возникали бы вообще, если бы чаще использовалась правильная, положительная интонация.

– Попробуем разыграть ситуацию и самое главное, попробуем найти выход из этой ситуации.

(Цель такого деления – раскрепощение участников). И так попрошу вас встать и свободно передвигаться по ковру. Остановились. Посмотрите вокруг себя, с кем из ребят вы хотели бы работать в группе? Распределитесь, пожалуйста, на две группы.

Каждая команда получает на карточке определенные ситуации, и вы сами вправе выбрать ту ситуацию, которую хотели бы раскрыть.

Что вы будете делать для того, чтобы успешно справиться с задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? 

Обсудите и разыграйте ситуацию, которую вы выбрали, с начала с использованием отрицательных эмоций, неправильной интонации, затем разыграйте ситуацию с использованием положительных эмоций, правильной интонации. На обсуждение у вас 1 минута.

И так, что мы делали? Чему мы тут учились?

А что мы можем добавить в нашу памятку из этого упражнения? ответы детей…

Психолог комментирует: 6. Признать свои ошибки и вовремя извиниться.

Вывод: Мы наглядно увидели, что правильное, вежливое поведение, умение слушать и понять собеседника, умение находить подход к людям, вовремя извиниться не приведет к конфликту и к разрушению отношений.

Спасибо за вашу работу, вы прекрасно справились с заданием.

делятся на две команды по своим предпочтениям

ответы детей

дети разыгрывают ситуации

ответы детей

Закрепление во внешней речи

6 мин

По форме проведения  - устные;

По характеру умственной деятельности – обобщение;

Ф- фронтальная

А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Тут написаны  качества человека, помогающие его общению и усложняющие его:

Эти же качества написаны на карточке  на ваших столах.

Выберите, пожалуйста, те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению и подчеркните их.

     Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?

Перед вами зеленые и коричневые листья деревьев. Подумайте и напишите  на зеленый листик те положительные качества, которые выражены у вас. А в коричневый листик ваши отрицательные качества в общении,  от которых хотели бы избавиться навсегда.

Перед вами на доске дерево. Прикрепите, пожалуйста, зеленые листики на дерево, а коричневые на землю. Посмотрите ребята, какое красивое дерево у нас получилось.  Надеюсь, что эти теплые качества в общении вы запомните и будете стараться, чтобы наше дерево становилось все гуще и гуще. А опавшие, гнилые листья не будут нам мешать в общении.

Итак, давайте повторим, чтобы быть приятным и интересным в общении, какие качества нужно развивать в себе?

Помогут ли нам эти правила эффективно общаться?

Что же такое эффективное общение?

Эффективное общение - это общение, от которого сам человек и его слушатели получают удовлетворение.

Наша памятка практически готова, дома вы можете дополнить ее, и на следующем занятии мы обсудим с вами ваши дополнения.

ответы детей

 В памятку:

6. Признать ошибки и извиниться

доброта, внимательность, грубость, зависть, жадность, искренность, вежливость, лживость, порядочность, честность, заботливость, безответственность, агрессивность.

Подчеркивают. Записывают на листики качества.

Прикрепляют на дерево.

 (Занести в памятку 7. Развивать в себе положительные качеств.)

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

Рефлексия.

5 мин

Словесные: диалог;

По характеру умственной деятельности – обобщение, смысловая  и эмоциональная рефлексия

Ф - фронтальная

  • Чему  было посвящено наше занятие?
  • Чему мы сегодня научились?
  • Была ли наша встреча полезна для вас?

Посмотрите внимательно на слайд, и продолжите высказывания:

  • мы смогли…
  • мы узнали…
  • мы научились…
  • мы затруднялись…

Обязательно применяйте полученные знания в общении. Чтобы общение приносило вам только радость.

Предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. Вы видите перед собой смайлики, но тут есть только глаза!

  • Нарисуйте широкую улыбку те из вас, кому на занятии было интересно, и он всё понял. Трудностей не возникало.
  • Нарисуйте на лице спокойное выражение те из вас, кому на занятии было интересно и у кого возникали небольшие трудности при выполнении некоторых заданий.
  • Нарисуйте грустное лицо те из вас, кому на занятии было трудно, если вы не успевали выполнять задания или плохо поняли их

Как вы себя чувствовали на занятии? И если у кого-нибудь из вас изменилось настроение, поменяйте, пожалуйста,  свою карточку на экране настроения.
(Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние ребенка)
 

Прощание.

На этом наше занятие закончено, мне было приятно с вами общаться.  Спасибо за вашу работу!

Давайте возьмемся все за руки и скажем “До свидания!”

  • общению, правилам эффективного общения, бесконфликтному общению
  • учились вежливо общаться, быть искренними, учились замечать чувства и эмоции другого человека, учились решать проблемы без конфликтов.

оценивают свою деятельность с помощью смайликов

Приложение 1.

 Список эмоций.

  1. Радость.
  2. Удивление.
  3. Сожаление.
  4. Разочарование.
  5. Подозрительность.
  6. Грусть.
  7. Веселье.
  8. Спокойствие.
  9. Заинтересованность.
  10. Уверенность.
  11. Усталость.
  12. Волнение.
  13. Страх.
  14. Злость.
  15. Восхищение

Приложение 2.

а) Используйте отрицательные эмоции, "неправильную" интонацию, чтобы привело к конфликтной ситуации.

б) Используйте добрые слова, "правильную" интонацию, чтобы избежать конфликта.

Ситуация 1:

Девочка сидит за партой что-то пишет в тетрадке, мимо проходит мальчик, задевает её.

(В результате девочка плохо написала слово. Она возмущена.)

Ситуация 2.

У тебя нет простого карандаша, а у твоей соседки по парте их два. Попроси один карандаш так, чтобы у нее возникло желание дать тебе один карандаш на некоторое время.

Ситуация 3: Ты забыл дома свой учебник, попроси учебник у одноклассницы.

(Ученик просит, а ученица должна ответить: «нет, я не дам тебе учебник, потому что ты вчера меня толкнул, и я упала»). Что ты на это ответишь?)

Ситуация 4.

Мальчик на продленке доделывает задание по математике, у него ничего не получается, потому что прослушал на уроке новую тему. Просит помощи у одноклассницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Гибкость, методы развития гибкости у детей подросткового возраста (11-14 лет)"

        В своей работе я выдвигаю гипотезу что, этот вид физической нагрузки является важнейшим звеном, связывающим активное и пассивное состояние тела. Он поддерживает элас...

Рабочая программа по психологии "Развитие эффективных навыков общения в подростковом возрасте"

Дополнительная программа разработана по книге А. Г. Лидерса "Психологический тренинг с подростками". Упражения  способствуют полноценному, гармоничному развитию личности в подрастковом возрасте....

Методическая разработка урока математики для детей дошкольного возраста

Целью занятия является обучение дошкольников  составлению групп отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один.Задачи занятияПодготовить детей к счётной деятельности.Развивать мелку...

Методическая разработка "Психолого -педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....

Межличностное общение в подростковом возрасте. Упражнения для развития коммуникативных навыков.

В статье рассматривается роль межличностного общения в формировании личности подростка, трудности, с которыми сталкиваются подростки со слабо развитыми коммуникативными навыками.  Содержатся прак...

Методическая разработка «Упражнения, направленные на формирование творческого мышления у детей подросткового возраста «Моделирование пространственных ситуаций и возможных взаимоотношений персонажей в них»»

Методическая разработка «Упражнения, направленные на формирование творческого мышления у детей подросткового возраста «Моделирование пространственных ситуаций и возможных взаимоотношений п...

Межличностное общение в подростковом возрасте. Упражнения на развитие коммуникативных навыков.

В статье рассматривается роль межличностного общения в формировании личности подростка, трудности, с которыми сталкиваются подростки со слабо развитыми коммуникативными навыками.  Содержатся прак...