Разработка урока "Труд и социальная задача"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Мирсаяпова Райля Каримовна

Урок содержит блок вопросов для итогового повторения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_trud_i_sotsialnaya_zashchita.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого урока «Обобщающий урок по блок теме «Труд и социальная защита».

Цели: - закрепить знания по пройденным темам, выявить упущения в

             усвоении материала темы.

        - способствовать развитию у учащихся добросовестного отношения к

  труду, помогать понять, что труд вырабатывает в человеке, такие  

  качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими  

  людьми.

- вырабатывать умение применять изученный материал урока в  

  повседневной жизни.

Оборудование: - Конституция РФ, Конституция РФ, ТК РФ, учебники

                               Кашанина Т.А. «Основы государства и права», тесты,

                         Карточки с понятиями, вопросами и заданиями, схемы.

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашить граждан, но и для того, чтобы помогать им».

                         Вольтер.

                                    Ход урока.

1. Организационные мероприятия. Приветствие. На предыдущих уроках мы с   вами рассмотрели следующие вопросы блок темы «Труд и  социальная защита»:

        - законодательство о труде,

        - занятость и трудоустройство в РФ

        - трудовой договор,

        - трудовая дисциплина,

        - рабочее время и время отдыха,

        - труд молодежи,

        - безработица,

        - страхование и пенсионное дело.

Сегодняшнее занятие покажет нам, как вы справляетесь с задачами нашего урока. Урок будет проходить в виде деловой игры с поэтапными заданиями:

        - 1 этап – работа с понятийным аппаратом блок-темы,

        - 2 этап – игра-цепочка «вопрос-ответ»,

        - 3 этап – решение конкретных примеров.

        - 4 этап – тестирование.

        - 5 этап – подведение итога урока по изучению темы

        - 6 этап – работа с пословицами.

2. Первый этап урока – работа с понятийным аппаратом блок-темы.  Задание каждый ученик называет определение понятий:

- Трудовое право –

- Занятость граждан –

- Работодатель –

- Трудовой договор –

- Рабочее время –

- Время отдыха –

- Дисциплина труда -.

Второй этап – игра-цепочка «вопрос-ответ». Условие – ученик задает вопрос следующему ученику, если он не может ответить, то должен ответить на вопрос задающий.

Вопросы:

        1)  Какова роль и значение труда?

        2) Что регулирует трудовое право?

        3) Назовите источники трудового права?

        4) Какие принципы использования труда в российском государстве

         устанавливает Конституция РФ?

5) Кто считается занятым, то есть работающим?

6) Какой государственный орган может помочь гражданам в трудоустройстве?

    Назвать его задачи?

7) Какие стороны трудового правоотношения вы знаете? Их обязанности?

8) Какие документы необходимо представить при поступлении на работу?

9) Когда можно считать, что трудовой договор заключенным?

10) В какой форме могут заключаться трудовые договоры?

11) Кто может быть инициатором увольнения работника?

12) Как оформляется увольнение?

13) Какую ответственность несет администрация за задержку трудовой

      книжки при увольнении работника?

14) Какая рабочая неделя установлена в РФ?

15) В каких случаях устанавливается сокращенная продолжительность

      рабочего времени?

16) Назовите виды времени отдыха?

17) Какие меры поощрения вы знаете?

18) Какие виды дисциплинарной ответственности вы знаете?

19) С какого возраста можно поступить на работу?

20) На каких видах работ труд несовершеннолетних запрещен?

21) Кто признается безработным?

22) Кто не может быть признан безработным?

23) Кто и как производит переобучение профессии в случае безработицы?

24) Как выплачивается пособие по безработицу?

25) Какие виды социальной помощи Российское государство оказывает своим

      гражданам?

26) Какие в РФ выплачиваются пенсии?

27) За что и в каком размере налагается материальная ответственность?

28) Зачем надо регулировать трудовую деятельность людей?

3 этап – решение задач, которые составлены на конкретных примерах:

        Задача 1. Директор школы, посоветовавшись со школьным врачом, решил помочь ученикам сохранить хорошее зрение и издал корпоративный акт: все ученики школы обязаны писать только ручками черного цвета, чтобы при письме обеспечивалась хорошая контрастность и меньше напрягалось зрение.

   Оцените действия директора  и скажите, не вышел ли он за пределы своих полномочий.

     Задача 2. Лаборант класса биологии Сидоров отказался остаться после работы, чтобы помочь провести районную олимпиаду по биологии, ежегодно проходившую в данной школе. Усмотрев в этом нарушение трудовых обязанностей, директор школы объявил ему выговор

 Законно ли наказали Сидорова?        

     Задача 3. Сантехник строительной организации Радчиков был уволен за то, что он, находясь в нетрезвом состоянии, учинил в общежитии, где он проживал, дебош.

 Законно ли решение директора?        

     Задача 4. по результатам года 9 «Б» класс занял первое место по школе. Директор решил поощрить классного руководителя 9»Б» и в качестве поощрения увеличил ему продолжительность отпуска на полмесяца.

 Законно ли?

     Задача 5. 1 сентября учащийся ПТУ Кольцов не явился на занятия, поскольку не смог достать билет на поезд. За данный проступок директор ПТУ объявил Кольцову выговор в приказе от 5 октября.

  Законно ли наложено дисциплинарное взыскание?

     Задача 6.  отец Коли Тарасова, токарь высшего разряда, последнее время стал приходить домой с работы мрачнее тучи. Завод, на котором он работал, никак не мог выпутаться из долгов и найти заказы. И вот однажды Тарасов - старший вернулся совсем рано и с порога сообщил домочадцам, что завод закрылся и он остался безработным.

  Какие действия вы посоветовали бы предпринять отцу Коли Тарасова? Попытайтесь определить для него перспективу на  ближайшее время в связи с ликвидацией предприятия.

    Задача 7. Максим Пронин шел с вечеринки, проведенной с друзьями. На улице был гололед. Нечаянно поскользнувшись, Максим упал и сломал ногу. В больнице, куда доставили пострадавшего, выяснилось, что он был пьян. Несмотря на это, ему выписали больничный листок, указав, что он находился в состоянии алкогольного опьянения. Администрация предприятия, куда был предъявлен документ для оплаты, отказался оплачивать пособие по временной нетрудоспособности.

  Законны ли действия администрации?  

4 этап – тестирование на тему «Трудовое право».

3. Подведение итога урока. Мы с вами закрепили материал, который очень нужен и необходимо его знать, ведь в скором времени и вы сможете столкнуться с этими проблемами.

        - Вы смогли ли извлечь из нашего урока какую-нибудь пользу для себя?

Таким образом, у каждого из нас с вами отношения к труду должны быть строиться на принципах добросовестности, ведь труд вырабатывает в человеке, такие качества, как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими.

4. Работа с народными пословицами о труде.

4. Домашнее задание. Подготовить мини-сочинение «Я имею собственность».    

5. Выставление оценок.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка занятия «Решение логических задач. Задачи на разминку» по внеурочной деятельности курса «Информационные технологии» 1 класс.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Занятие рассчитано на учащихся 1 класса и длительностью 35 минут. Это первое занятие в серии занятий «Решение логических задач» к методическому пособию «Логические за...

Методическая разработка «Технологии развития социальной активности: технологии развития социальной креативности»

В методической разработке рассмотрены технологии развития социальной креативности обучающихся для учреждений дополнительного образования....

Методическая разработка занятия по социально-бытовой ориентации в социально-трудовом отделении по программе «Наше будущее в наших руках» Тема: «Торговля. Продовольственные магазины»

Ф.И.О. педагога: Воронович Ольга ВасильевнаРаздел программы: «Торговля»Урок 7.Тема: «Продовольственные и промтоварные магазины. Магазины самообслуживания. Поведение в магазине. Ознак...