Индивидуальный образовательный маршрут как средство подготовки к ГИА по обществознанию
методическая разработка по обществознанию на тему

Учащимся предоставляется возможность выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности , как членов общества, создание условий для самореализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy.docx48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»

«Индивидуальный образовательный маршрут как средство подготовки к ГИА по обществознанию»

Методическая рекомендация

составила учитель истории

 Шамова Людмила Максимовна

2017г.

          В числе направлений совершенствования  образования в статье 14 « Закона об образовании» заявлено предоставление учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности как членов общества, создание условий для самореализации личности. Реализация данной программы возможна при использовании наиболее эффективных методик.

Гипотеза: степень подготовки учащихся к ГИА повысится, если они будут включены вместе с педагогом в процесс разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Преимущества ИОМ

 

Для ученика

Для родителей

Для педагогов

  • Обучение с опорой на индивидуальные качества и особенности
  • Эмоциональный комфорт
  • Повышение инициативности
  • Развитие навыков работы с источниками
  • Развитие презентативных навыков
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности
  • Ориентация на восходящий уровень знаний
  • Самореализация в процессе творчества
  • Снятие проблемы психологического напряжения

 

  • Возможность проследить за личностным ростом ребёнка
  • Нахождение ребёнка в постоянной сфере внимания педагога
  • Удовлетворение индивидуальных запросов учащихся

 

  • Возможность проследить за личностным ростом ребёнка
  • Повышение ответственности за результаты обучения
  • Использование эффективных методов для подготовки к ЕГЭ
  • Ориентация на восходящий уровень знаний
  • Единство процесса обучения и воспитания
  • Самореализация в процессе сотворчества
  • Повышение уровня квалификации

Этапы составления ИОМ:

1. Анализ педагогом психологического портрета ученика:

А). психолого-физиологическая характеристика учащегося. Консультация школьного психолога.

Б). учебные достижения:

-динамика обучения;

-образовательные предпочтения. Консультация с родителями и учителями-предметниками;

-темп индивидуального обучения;

-ожидаемый конечный результат.

2. Анализ результатов диагностики и выработки рекомендаций для ученика.

3. Самоанализ ученика предполагаемого ИОМ:

-цель;

-задачи;

-содержание;

-форма обучения;

-ожидаемый результат.

4. Корректировка ИОМ на основе анализа учителя и самоанализа ученика.

5. Составление учеником ИОМ при поддержке преподавателя

-цель;

-задачи;

-содержание;

-форма обучения;

-форма взаимодействия;

-форма контроля;

-используемые источники;

-критерии оценивания;

-ожидаемый результат.

6. Сопровождение учителем ИОМ. Мотивация и коррекция продвижения.

7. Презентация результатов ИОМ.

Содержание ИОМ

ученицы 9 класса МОУ «Казанская СОШ» Романовой Ангелины Владиславовны

Цель: подготовка к сдаче ГИА по обществознанию, успешная сдача ЕГЭ по обществознанию в 11 классе.

Задачи:

1. Ликвидировать пробелы в знаниях по основным блокам обществознания.

2. Систематизация обществоведческих понятий.

3. Развитие навыка работы с неадаптированным текстом.

         4.  Отработать методику написания эссе.

Форма обучения: самостоятельная работа, тьюторство.

Форма взаимодействия: урочная деятельность, внеурочная деятельность.

Форма контроля:

-промежуточная (диагностика, контрольные срезы, график индивидуальных достижений, участие в олимпиадах).

-итоговая (результат ГИА ).

Используемые источники:

-изучение программы и государственных стандартов.

-изучение спецификации КИМов.

-изучение методики написания эссе.

-Конституция РФ.

-Кодексы.

-учебные пособия:Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ. Москва. "Просвещение"2013г.

- Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Провещение» 2012г.

          - А.И. Кравченко. Обществознание. Учебные пособия для 8,9 классов.Москва.Русское слово.2005.

        -тестовые сборники: Обществознание.ОГЭ.2018. ФИПИ.Москва.2018.

Обществознание.Подготовка к ЕГЭ. Легион.2018.

        -С.А. Романова. ЕГЭ. Обществознание в вопросах и ответах.Йошкар-Ола.2010.

        -И.Т. Пархоменко.Обществознание. Вопрос и ответ.Ростов-на-Дону.20012.

        -П.А. Баранов, А.В. Воронцов,С.В. Шевченко. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва. «Издательство АСТ».2015г.

        -О.А. Чернышева. Обществознание. Большой справичник для подготовки к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион» 2015г.

        -А.А. Двигалева. Обществознание.Для школьников и абитуриентов.

Санкт-Петербург.2006.

        -словари/экономический, политический, философский, общий/

Ожидаемый результат: успешная сдача ГИА, ЕГЭ  (в будущем) по обществознанию.

Программа ИОМ.

Изучаемый материал

Основные понятия темы

Вопросы ученика

Работа с неадапт-ным текстом

ЗаданияС5-С7.

Примерный вариант плана С8.

Примерные темы эссе.

Блок Общество

1.Человек и природа.

Человек.

Феральные люди.

Социогенез

Природа.

Глобальные проблемы

с.79,89

Боголюбов. с.165, 177. Чернышева

На примерах покажите взаимосвязь

глобальных проблем

Международный терроризм как глобальная проблема современности.

Взаимосвязь человека и природы.

«Человек немыслим вне общества»

Л.Н. Толстой

2.Человек. индивид. Личность

Индивид.Индивидуальность.Способности.Талант.Характер. Личность

Фрустация.Одаренность.

с.300,309,319.

Боголюбов.

3 отличия характера от темперамента.3 доказательства, что человек-личность.Раскройте на 3 примерах  социальную сущность человека.

Биологическое и социальное в человеке.

3.Мышление. Сознание

Мышление.Бессознательное  .Воля.Сознание. Герменевтика.

3 примера роли мышления в жизни человека.

4.Общество.

Общество. Социальный институт. Общественные отношения. Прогресс. Реформа. Революция. Эволюция. Регресс. Модернизация. Глобализация.

Типы обществ.

Традиционое,индустриальное, постиндустриальное.

Система.

с. 108.

Боголюбов.

Докажите, что общество является сложной динамической системой.

Основные противоречия современного мира. 3 характерные черты прогресса.

Общественные отношения. Единство и противоречия современного мира. Особенности глобализации.

«Революция –варварская форма прогресса.»

5. Цивилизация и формация.

Формация.

Цивилизация. Менталитет.

Хатингтон-волны демократизации.

с.191. Чернышова.

Многообразие вариантов общественного развития

Движущие силы в развитии общества.

6.Исторический процесс и его участники.

Исторический процесс.

Народные массы.

Элита.

Истори ческая личность.

Свобода.

Может ли преступник считаться субъектом исторического процесса?

Является каждое событие уникальным?Концепции роли личности в истории.

с.165

Боголюбов.

3 примера роли народных масс в истории.

Условия

Реализации свободы.

7.Деятельность.

Деятельность.

Цель.

Мотив.

Потребность.

Творчество.Общение.

Является ли общение видом деятельности?

с.178,247,328.

Боголюбов.

Докажите, что творческая деятельность не имеет ограничений. На 3 примерах покажите как социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения потребностей. 3 примера взаимосвязи между психикой человека и его деятельностью. Раскройте на примерах последствия удовлетворения подлинной и мнимой потребности

Общение как вид деятельности

8.Познание

Познание.

Ощущение.

Восприятие.Представление.Понятие.Суждение.Умозаключение.

Научное и ненаучное познание.

Паранаука.

Социальное познание.Самопознание. Истина.

Эмпирический и теоритический уровень научного познания.

Коллективное и индивидуальное знание.

с.235,287.

Боголюбов.

Научное познание.

Познание человеком мира.

Научное познание.

Блок Духовная сфера

1.Культура.

Культура.

Культурный комплекс

Культурные универсалии.Культурное наследие.

Формы культуры.

Доминирующая культура.

Диалог культур.

Субкультура.

Контркультура.

Мидкультура.

с.205

Чернышева.

Роль массовой культуры в современном мире.3 примера

Взаимосвязи форм культуры.3 примера реализации человеком своих культурных прав. 3 примера существования молодежной субкультуры. 3 примера регулирующей роли культуры в жизни общества.

Молодежная субкультура.

2.Мораль.

Мораль.

Этика.

Ценность.

Нравственность. Золотое правило.

Альтруизм.

Мораль и золотое правило нравственности.

3.Мировоззрение.

Мировоззрение.

Виды мировоззрения.

3 примера роли мировоззрения в жизни общества.

3 особенности гуманистического мировоззрения.

4. Наука и образование

Наука.

Функции.

Образование.

Тенденции.

Примеры проявления социальной функции науки

3 причины повышения роли образования в жизни общества и человека.

Образование в жизни общества.

«Наука никогда не решает вопросов,непоставив при этом три десятка новых

5. Искусство.

Искусство.

Вид искусства.

Жанр искусства.

Эстетика.

6.Религия

Религия.

Мировые

Религии.

Тотемизм.

Фетишизм.

Анимизм.

Деноминация.

Теократическое государство.

Магия.

Шаманство.

Формы протестантизма.

Депривация.

Ясперс-теория осевого

времени.

с.29, 138.

Чернышева.

3 отличия веры от знания. 3 причины роста влияния  религии в момент экономического кризиса.

Роль религии в жизни общества.

Блок экономика.

1.Экономика и ее роль в жизни общества.

Экономика.

Экономические блага.

Общественное благо.

Производство.

Издержки.

Производительность труда.

Обмен.

Распределение.

Потребление.

Факторы производства.Экономический рост и развитие.Фирмы. Налоги.

Экономические и бухгалтерские издержки.

3 способа извлечения дохода с земельного участка.

«Экономика, в которой не бывает банкротств, наверняка обанкротится»

2.Рыночные отношения в современной экономике.

Экономическая система.

Рынок.

Конкуренция.

Спрос.

Предложение.

Рыночная инфраструктура.

Взаимосвязанные и взаимозаменяемые товары.

с.69. Чернышева

3 признака командно-админист.

системы.

3 направления воздействия рыночного механизма на экономику. 3 задачи правительства по развитию рыночных отшений. 3 последствия повышения цен на энергоносители.

Экономическая свобода и социальная ответственность.

Типы экономических систем.

3.Правовые основы предпринимательской деятельности.

ИПБОЮЛ

Товарищество.

Общества.

Унитарные пнредприятия.

Отличия товарищества полного от товарищества на вере. 3 примера  товарищества на вере.

4.Успех в бизнесе.

Банковская система.

Менеджмент. Маркетинг.

 Инфляция .Виды.

Лизинг.

3 причины удорожания ипотеки. 3 возможности для повышения прибыли.

«Бизнес-это сочетание войны и спорта.»

5.Рынок и государство.

ВНП.

ВВП.

Фискальная политика.

Монетарная политика.

Трансферты. Госбюджет. Гос. Долг.

Отрицательные и положительные внешние эффекты.

Подтвердите 3 примерами необходимость составления    госбюджета.3 причины необходимости участия государства в экономике. 3 функции налогов с примерами.

Рынок и его роль в жизни общества.

Налоги и налоговая политика.

«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов.»

6.Занятость и безработица.

Труд. Рынок труда. Зарплата. Безработица. Ловушка бедности. Прожиточный минимум.

Трудовые ресурсы и экономически активное население.

3 фактора, опред. Спрос на труд. 3 фактора определ. Предложение. 3 примера фрикционной безработицы.

7.Мировая экономика

Мировое хозяйство.

МРТ.Протекционизм.

Фритридерство.

Маржинализм.

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле.

с.43. Чернышева.

«Великие нации не беднеют из-за неблагоразумия часных лиц, но беднеют в рез-те расточ-ва гос. власти»

8. Человек в системе экономических отношений.

Суверенитет потребителя

Рациональное поведение потребителя

Блок социальная сфера

1.Социальная структура общества.

Социальная структура.

Социальная общность.

Гетерогенность.

Социальная группа.

Конформизм. Нонконформизм.Социальный лифт.

Виды

Лидеров.

с.24. 135.

Боголюбов.

с.219

Чернышева.

3 признака социальной обности.

«Малые группы выступают специфическими носителями и всякого рода условностей..».

2. Социальная стратификация

Страта.

Стратификация.

Неравенство.

Поляризация общества.

Маргинал. Люмпен.

Социальная мобильность.

Показатели социальной мобильности.Социальная клаузула.

с.15

Боголююов.

3 канала маргинализации.

3 причины групповой мобильности.3 примера положительной стороны маргинальности.

Социальная мобильность.

Социальная дифференцация

3.Социализация. Адаптация.

Социализация.

Агенты социализации. Социальная среда.Адаптация.

с.47.144. Боголюбов.

Проиллюстрируйте процесс социализации 3 примерами.

2 уровня социализации с примерами. Покажите на3 примерах виды адаптации

4.Социальный статус.

Социальный статус.

Социальный диапазон.

Имидж.

Социальная роль.

Ролевой конфликт.

Значимый и привлекательный статус.

«Теория зеркального  Я»

Кули.

На 3 примерах покажите связь

социальных статусов и социальных ролей.

Социальный статус

«Только очень богатый человек может позволить себе жить, как богатый»

5.Социальный контроль.

Социальный контроль.

Социальные нормы.

Социальные санкции.Девиантность.

Делинквентность

Методы формального контроля. Аномия. Типы девиантного поведения.

Мертону.

3 признака отклон. поведения.

Проиллюст.

на примерах традицию, обычай, церемонию.3 примера позитивного отклоняющ. поведения.

6.Семья

Семья.

Брак.

Родство.

Жизненный цикл.

Семья как малая группа.

Семья-социальный институт.

Гендерные роли.

с.112,122.

Боголюбов

Основные направления демографической политики на 3 примерах.

3 тенденции развития семьи

«Свой долг родителям дети отдают своим детям»

7.Социальное взаимодействие.

Социальная связь.

Конфликт.

Ксенофобия.

с.76.273.

Боголюбов.

3 негативных последствия социального конфликта.

3 разновидности ролевых конфликтов с примерами.

8.Нации и межнациональные отношения.

Род, племя, народность,нация.

Этнос.

Дискриминация.

Национализм.

Шовинизм.

Сегрегация

Национальные меньшинства и диаспора. Гумилев-теория пассионарности.

с.94.

Боголюбов.

с.56.

Чернышева.

«Корни национализма в разделении населения на коренное и некоренное»

9. Молодежь в современном мире.

Молодежь-социальная группа.

Молодежная субкультура.

3 аргумента

сторонников и противников платного образования

Молодежная субкультура.

Блок Политика

1.Власть.

Власть.

Типы власти/легитимности/.

Авторитет

Является ли диктатура харизматическим типом власти?

с.95.Чернышева

Факторы от которых зависит легитимизация власти.

2.Политическая система.

Политика.

Политическая система.

Элементы полит. системы.

с.161.

Боголюбов.

Приведите 3 примера деятельности исполнительного органа власти.

Политическая система.

«Политическая система-арена бизнеса политики,место,где развертывается полит. процесс.»

3.Государство.

Государство,суверенитет,монархия,республика,унитарное государство, федерация,конфедерация,демократия,авторитаризм,тоталитаризм

Что означает понятие условная граница

Государства?

с.192,202

Боголюбов

с.151.

Чернышева.

3 примера выполнения государством внешнеполитических функций.

Факторы,способст.формир-нию. определенной формы гос-ва.3 примера о роли граждан в становлении демократии

«Лучшее государственное устройство для любого народа-это то, которое сохранило его как целое»

4.Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство.

Гражданское общество.

Приведите примеры становления институтов гражданского общества.

Приведите примеры плюрализма в РФ.

3 предпосылки перехода к гражданскому обществу.

Правовое государство.

Гражданское общество.

5.Политическая партия

Политическая партия.

Фракция.

Электорат.

Политическое движение.

Современные политические партии.

с.232.

Боголюбов.

Отличие политических партий от политических движений.

Политическая партия.

«Политическая партия-союз людей, которые соединились для того,чтобы добиться нужным им всем законов»

6. Человек в политической жизни.

Референдум.

Выборы.

Избирательная система.

Избирательное право.

Избирательный прлцесс.

Лоббизм.

Абсентизм.

Политическое участие.

Политическая элита.

Политический процесс.

Какие вопросы обсуждаются на референдумах?

с.243,254.

Боголюбов.

Чем обусловлена роль СМИ в современном обществе?

Достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательной сисмем?

Факторы , влияющие на выбор избирателя во время голосования?

Выборы в современном мире.

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»

7.Политическое сознание. Политическое поведение.

Политическое сознание.

Политическое поведение

Политическое сознание общества и личности.

Приведите примеры по формам политического поведения.

8.Политическая культура.

Политическая культура.

Пропаганда.

Манипулирование.

Идеология.

Популизм.

с.221.

Боголюбов

3 причины, которые могут привести к политическому кризису.

«Не нужна революция,чтобы придти к демократии.Нужна демократия, чтобы могла произойти революция.»

9.Местное самоуправление.

Местное самоуправление.

Виды муниципальных образований. Функции социального государства.

3 примера проявления непосредственной демократии в деятельности органов местного самоуправления.

Блок Право

1.Право и его роль в жизни общества

Право.

Правовой нигилизм.

Источники права.

Правовой обычай.

Юридический прецедент.

Нормат.-правовой атк.

Естественное право.

Позитивное право.

Норма права.

Система права.

Отрасль права.

Институт права.

Публичное, частное право.

Правовая культура.

Правотворчество.

Естественное , публичное право.

Гипотеза.

Диспозиция.

Формы реализации права.

Суперотрасли.

Правовые системы.

Правоприменение.

3 функции правовой культуры.

3 проявления правового нигилизма.

3 примера международной защиты прав человека.

Источники права,проиллюст.их 3 примерами..3 фукции права,проиллюстр. их примерами.

3 признака источника права.

Право в системе социальных норм.

Право-регулятор общественных отношений

Истинные законы покоятся

в человеческой природе;

кто действует вопреки им, тот испытывает на себе последствия этого.

2.Правоотношение

Правоотношение.

Правоспособность.

Дееспособность.

Эмансипация.

Деликтоспособность.

Юридический факт.

3.Юридическая ответственность.

Правонарушение.

Вина.

Проступок.

Преступление.

Юридическая ответственность.

Презумпция невинновности.

Необходимая оборона.

Состав преступления.

Самонадеянность и небрежность как формы неосторожности.

Условное наказание.

3 обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности.

Юридическая ответственность.

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам.»

4.Конституционное право.

Конституция.

Президент.

Правительство.

Федеральное Собрание.

Права граждан.

Гражданство.

Апатрид.

Бипатрид.

Натурализация.

Экспатрид.

Гражданство.Пробретение

. Ситуации по различным отраслям .

Филиация.

Оптация.

3 принципа Российского гражданства. Приведите 3 примера в области системы сдержек и противовесов.

Конституция в системе правовых норм.

5.Гражданское право.

Гражданское право.

Сделка.

Гражданско-правовая ответственность.

Цивилистика.

Конклюдентные действия.

Публичный договор.

Договор доверительности

Оферта.

Акцепт.

Сервитут.

Фидуция..

3 примера дел, рассматриваемых в гражданском судебном процессе.

3 примера гражданско-правовой сделки.

3 принципа гражданского права..

3 вида неимущественных отношений.

Гражданское право.

Неправовые законы не создают право.

6.Административное право.

Административное право.

Административное правонарушение

Государственные органы, налагающие административную ответственность.

3 примера административных правонарушений.

3 признака административного права.

Административное право

7.Предпринимательское право.

Предпринимательское право.

Физические и юридические лица.

Товарищество.

Общество.

Производственный кооператив.

Унитарное предприятие.

Социальное партнерство.

Франчайзинг.

Вечурная фирма.

3 признака акционерного общества.

 3 особенности коммандитного  товарищества.

3 социально-значимых функции предпринимательства.

8.Трудовое право.

Трудовое право.

Договор.

Выходное пособие.

Рабочее время.

Время отдыха.

Оплата труда.

Дисциплинарная ответственность.

Трудовые споры.

 Профсоюз.

3 функции профсоюза.

3 правоотношения,регулируемые нормами трудового права.

Трудовое право

«Свобода состоит в том ,чтобы зависеть только от закона.»

9.Семейное право.

Семейное право.

Брак.

Опека.

Попечительство.

Родство.

Брачный договор.

Патронаж

3 формы воспитания детей ,оставшихся без родителей.

3 группы отношений,регулируемых брачным договором.

3 группы прав детей,закрепленных в Семейном кодексе.

Семейное право

Жестокость законов препятствует их соблюдению.

10.Уголовное право.

Уголовное право.

Преступление.

Соучастие.

Наказание.

Действие уголовного закона в пространстве и во времени.

Виктимология.

3 обстоятельства, смягчающие ответственность.

3 примера защиты уголовным законодательством прав несовершеннолетних.

Уголовное право

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью»

11.Правосудие в современной России.

Иск.

Правоохранительный орган.

Минюст.

3 направления деятельности адвокатуры.3 обоснования необходимости суда присяжных.

3 примера деятельности правоохранительных органов по защите прав человека.

3 принципа действия органов судебной власти.

Правосудие в России.

«Хорошие законы порождены дурными нравами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.

Презентация и тезисы  одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Практическое пособие для педагогов, работающими с детьми с ОВЗ. Дидактические материалы, рекомендации....

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.Развитие школьника с особыми образовательными возможностями  может осу...

Статья по теме: Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из того, что профориентация – это комплекс психолого -педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределениешкольника, следует, что профорентационная работа реализуется чере...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...