Урок по обществознанию в 7 классе
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Пузенко Анна Георгиевна

Урок по обществознанию "Кто стоит на страже закона" 7 класс учебник Л.Н. Боголюбов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по обществознанию в 7 классе

Тема: Кто стоит на страже закона

Педагогическая идея урока: «Свобода есть право делать все, что не запрещено законом». (Монтескье)
Цель урока. Способствовать формированию правового сознания, представлений о структуре и функциях правоохранительных органов.

 Задачи урока:

1.Познакомить обучающихся со структурой органов власти и их функциональными обязанностями.

2. Научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике.

3. Воспитывать чувство гражданственности, уважительного отношения к закону, к правам других людей, к сотрудникам правоохранительных органов.
Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
Личностные УУД:

понимать значение знаний для человека и применять их;  развивать способность к самооценке;  различать виды правовой ответственности;  определять понятия:  «правоохранительные органы, правонарушение,  полиция,  адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ,  суды».

 Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД:

 Отработка навыков систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, строить логические связи, умозаключение, делать выводы. 
Предметные:

 Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Вид учебного занятия: практическая работа с различными источниками информации, групповая, индивидуальная.

Тип урока – комбинированный

Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Средства урока: материалы учебника Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс, параграф 7, Конституция РФ, раздаточный материал, обществоведческий словарь.

Оборудование урока: текст Конституции РФ, раздаточный материал, учебники, компьютер 

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы. Но у нас очень много общего. Что именно? Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности, но всегда ли эти права соблюдаются (ответы детей).

1)Какие виды правонарушений вы знаете?  (Составить на доске схему  «Виды правонарушений».  Приложение 1)

2)Назовите основные группы прав человека.

(гражданские, политические, экономические, социальные, культурные).

3)Что такое закон?

(нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой,          принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.)

4)Почему нужно соблюдать законы?

(порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права.)

5)В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясните на примере.

6)Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? С какого        возраста наступает ответственность за нарушение закона?

В шутку о серьёзном. 

Задание: определить, что нарушено у сказочных героев, и закончить фразу (время выполнения задания – 30 сек.).

  1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)
  2. Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)
  3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)
  4. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)
  5. Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)
  6. В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)

Вы ответили, какие права нарушены.

Слово учителя.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними, появились главные вопросы:

- что люди могут делать и чего не могут;

- что люди обязаны делать и чего не обязаны;

- на что люди имеют право и на что не имеют.

- А где закреплены наши основные права и обязанности? (зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка.)

- А что еще необходимо человеку кроме прав и обязанностей? (правило, закон)

Практикум: попытайтесь создать свои правила на уроке.

1. Слушать и слышать друг друга;

2. Не перебивать, работать всем активно;

3. Не обижать и не обижаться;

4. Замолкать по знаку поднятой руки

- Для чего нам с вами нужны эти правила?

Вывод: законы необходимы, чтобы был порядок!

Изучение нового материала.

Как мы выяснили - закон защищает нас, но бывают ситуации, когда в защите нуждается закон. И сегодня на уроке мы постараемся выяснить…

«Кто стоит на страже закона»

Что вы хотите и можете узнать сегодня на уроке?
(Какие правоохранительные органы существуют?  Какие   функции они выполняют? Что составляет систему правосудия?  )

- Мы совместно постараемся заселить «Дом права» правоохранительными органами.

Запись в тетрадь.

Правоохранительные  органы – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц.

- Предположите, какие органы (организации) мы поселим в это здание? (идёт обсуждение).

- В одну из комнат мы разместим суд.

- Вспомните историю древнего мира: кто имел право стать судьёй в Древних Афинах? ( работа с учебником, рубрика « Путешествие в прошлое»)

- вопрос: Как вы считаете  - Был ли афинский суд органом правосудия? Можно ли сказать, что при такой системе правосудия афиняне были застрахованы от ошибок?

 Учитель: Ребята, у меня есть таинственный ящик. Давайте посмотрим, что в нём находится. (Весы и повязка)

Как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к сегодняшнему уроку? (дети высказывают свои предположения).

- открываем учебник на стр.61, рассмотрим  картину «Фемида».

( Презентация о богине Фемида»).

Вопросы учителя:

Почему древние греки изображали богиню правосудия Фемиду с завязанными глазами и с весами в руках?

 Зачем нужен меч? Мы ответим на эти вопросы после того как познакомимся с органами, осуществляющими правосудие.

Я предлагаю  вам сделать это, используя текст нашего основного закона – Конституции.

Вопросы для работы с текстом Конституции

«Судебная власть»  (Глава 7)                            

 Кто может быть судьёй? (ст.119) Назовите не менее трёх требований к кандидатуре судьи.

Чтобы осуществлять справедливое правосудие, судьи наделены особыми статусами. В тексте Конституции найдите эти статусы. Представьте их в виде схемы. (Раздаточный материал)                                      

- Все государства в разные времена стремились по-разному решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем были выработаны принципы правосудия (доп. материал, текст §7 стр. 58,).

- А теперь давайте вернёмся к вопросу : « Почему греки изображали богиню Правосудия с завязанными глазами, весами и мечом?»

(Предполагаемые ответы детей : так как перед законом все равны, судья не должен смотреть на того, кого он судит и должен быть беспристрастным – завязанные глаза. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон – на весах взвешиваются доказательства ЗА и ПРОТИВ. А меч символизирует неизбежность наказания.)

В следующую комнату нашего Дома права я предлагаю поселить ПРОКУРАТУРУ . 

Работа с карточками.

  1. Прочитайте текст, статью 129 Конституции РФ и ответьте на вопросы.

Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.

Вопросы:

  1. Как характеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ?
  2. Каковы основные задачи прокуратуры?
  3. Что входит в обязанности прокурора?
  4. Какую функцию в прокуратуре выполняют следователи?

 - Физминутка.

- Следующая служба, которая относится к правоохранительным - ФСБ (Федеральная служба безопасности). Ей мы тоже отведём место в нашем «Доме» .

Индивидуальное сообщение.

ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции  (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

Таможню также относят к правоохранительным органам, и в нашем Доме права ей тоже найдётся место.

 Задание: Прослушайте гимн Таможни РФ, проанализируйте его и ответьте на вопросы:

1. С давних лет в Государстве Российском 
Чтоб свои рубежи охранять, 
Чтобы стала сильнее держава, 
Нужно крепко таможне стоять.

2. День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить. 
Припев:
Таможня бережет добро, 
Чтобы Держава богатела. 
Таможня бережет добро, 
Чтоб торговать могли мы смело. 

Таможня бережет добро,
И тем добро преумножает.
И пусть об этом каждый знает -
Таможня бережет добро.
3. Широка и богата Отчизна, 
Много ценного в нашей земле, 
И поэтому нашей таможне, 
Быть положено зорче вдвойне.

4. Не везут ли какую отраву,
Не вывозят ли даром сырье,
Ведь от службы в таможне зависит
Государство твое и мое.
Припев.
5. Должен быть от соблазнов свободным, 
Кто судьбу с нашей службой связал, 
И тогда назовут благородной 
Эту жизнь, что таможне отдал. 

6. День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить.
Припев. 

А) В чем цель создания российской таможни?
Б) Какие задачи стоят перед Таможней?
В) Почему таможня должна быть «зорче вдвойне»?
Г) Какими качествами должен обладать российский таможенник?
Д) Как сами таможенники определяют свое предназначение?

- На улицах российских сёл и городов можно увидеть большие рекламные щиты «02 : если где-то человек попал в беду». Как вы понимаете смысл этой надписи?(ответы детей)

- Полиция - это правоохранительный орган. Она тоже поселится в нашем Доме.

- Работа с презентацией «Полиция».

- После сегодняшнего урока, говоря «Я пойду работать в полицию», вы будете знать, что стоит уточнить: а в какую полицию вы хотели бы пойти работать, в какую из её структур?

- Видеоролик «Как себя вести, если тебя задержала полиция».

Памятка. (Раздать ребятам)

- Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать ) сотруднику полиции.

- Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.

- Важно сразу заявить, что задержанный является несовершеннолетним.

- После того ,как несовершеннолетнего доставили в отдел внутренних дел, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.

- Требовать присутствия адвоката при допросе.

- К органам оказывающим населению юридическую, правовую помощь относят ещё нотариат и адвокатуру, но мы с вами чаще употребляем понятия, означающие профессии людей, работающих там:

- Чем занимается адвокат? ( Беседа)

-Чем занимается нотариус? (Беседа)

(Если ребята затрудняются ответить, то следует обратиться к тексту учебника: стр.56).

- Вот мы и заселили наш Дом права. Надеюсь, если вам придётся в него зайти, вы не запутаетесь и обратитесь за помощью в нужный кабинет.

Закрепление.

Рефлексия.

- Сегодня я узнал, что…

_ Мне было трудно …

- Я понял, что…

- Мне понравилось…

- Меня заинтересовало…

Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах.

- На какие вопросы мы с вами получили ответы? 

- Выставление отметок

Д.З. П. 7, вопросы рубрики « В классе и дома». Индивидуальное задание – подготовить материал о правоохранительных органах г. Ипатово.

Раздаточный материал.

1.                           Глава 7. «Судебная власть»

1. Просмотрите  статьи Конституции (ст. 125, ст.126, ст.127) . Какие виды судов там упоминаются? Представьте их в виде схемы.

        

  1. Какие вопросы решают эти суды?  

                                     

2. Вопросы для работы с текстом Конституции.

                           Глава 7. «Судебная власть»

  1. Кто может быть судьёй? (ст.119) Назовите не менее трёх требований к кандидатуре судьи.
  2. Чтобы осуществлять справедливое правосудие, судьи наделены особыми статусами. В тексте Конституции найдите эти статусы. Представьте их в виде схемы.

 

                                                                                                 

3. Работа с карточками.

Прочитайте текст, статью 129 Конституции РФ и ответьте на вопросы.

Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.

Вопросы:

1.Как характеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ?

      2.Каковы основные задачи прокуратуры?

   3.Что входит в обязанности прокурора?

   4.Какую функцию в прокуратуре выполняют следователи?

Задание: Прослушайте гимн Таможни РФ, проанализируйте его и ответьте на вопросы:

 С давних лет в Государстве Российском 
Чтоб свои рубежи охранять, 
Чтобы стала сильнее держава, 
Нужно крепко таможне стоять.

 День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить. 
Припев:
Таможня бережет добро, 
Чтобы Держава богатела. 
Таможня бережет добро, 
Чтоб торговать могли мы смело. 

Таможня бережет добро,
И тем добро преумножает.
И пусть об этом каждый знает -
Таможня бережет добро.
Широка и богата Отчизна, 
Много ценного в нашей земле, 
И поэтому нашей таможне, 
Быть положено зорче вдвойне.

Не везут ли какую отраву,
Не вывозят ли даром сырье,
Ведь от службы в таможне зависит
Государство твое и мое.
Припев.
Должен быть от соблазнов свободным, 
Кто судьбу с нашей службой связал, 
И тогда назовут благородной 
Эту жизнь, что таможне отдал. 

     День и ночь для любимой Отчизны
      Мы должны так надежно служить,
      Чтобы дети в конце нашей жизни
      Нас могли уважать и любить.

А) В чем цель создания российской таможни?
Б) Какие задачи стоят перед Таможней?
В) Почему таможня должна быть «зорче вдвойне»?
Г) Какими качествами должен обладать российский таможенник?
Д) Как сами таможенники определяют свое предназначение?



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

  • Не поддавайся панике.
  • Не спорь с сотрудником полиции, прокуратуры. Попроси сотрудников полиции сообщить о твоем задержании законным представителям (родителям, опекунам, усыновителям).
  • Знай, что тебе должны оформить протокол с указанием даты, времени задержания и разъяснить твои права.
  • Можешь не давать показаний, которые могут быть использованы против тебя и твоих близких родственников.
  • Не вступай в конфликт со следователем.
  • Не пытайся выдумать какие-либо события или факты, сообщать о том, в чем не уверен.

Нужно знать:

Сотрудники полиции при контакте с несовершеннолетними обязаны представиться и предъявить удостоверение работника полиции и объяснить причину обращения.

____________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

  • Не поддавайся панике.
  • Не спорь с сотрудником полиции, прокуратуры. Попроси сотрудников полиции сообщить о твоем задержании законным представителям (родителям, опекунам, усыновителям).
  • Знай, что тебе должны оформить протокол с указанием даты, времени задержания и разъяснить твои права.
  • Можешь не давать показаний, которые могут быть использованы против тебя и твоих близких родственников.
  • Не вступай в конфликт со следователем.
  • Не пытайся выдумать какие-либо события или факты, сообщать о том, в чем не уверен.

Нужно знать:

Сотрудники полиции при контакте с несовершеннолетними обязаны представиться и предъявить удостоверение работника полиции и объяснить причину обращения.

Вопросы для работы с текстом Конституции

«Судебная власть»  (Глава 7)                            

 Кто может быть судьёй? (ст.119) Назовите не менее трёх требований к кандидатуре судьи.

Чтобы осуществлять справедливое правосудие, судьи наделены особыми статусами. В тексте Конституции найдите эти статусы. Представьте их в виде схемы.

                 

                           

                                       

Работа с карточками.

  1. Прочитайте текст, статью 129 Конституции РФ и ответьте на вопросы.

Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.

Вопросы:

  1. Как характеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ?
  2. Каковы основные задачи прокуратуры?
  3. Что входит в обязанности прокурора?
  4. Какую функцию в прокуратуре выполняют следователи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...