Программа элективного курса «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Шауро Елена Михайловна

Программа элективного курса позволит обучающимся 9 класса глубже узнать историю родного края, познакомит с малоизвестными фактами развития истории и культуры Унечского района Брянской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_bryanskiy_kray_9_kl_.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа                                                                                                                        элективного курса  «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района»

Актуальность

В школьную программу Брянской области введены  курсы  «История Брянского края» и «Основы православной культуры и светской этики». Они  позволяют ученикам познавать историю своей малой Родины, осваивать духовные ценности. С 2015 учебного года в 5 классе введен новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры России». Он ликвидирует незнание основ духовной жизни учащихся; знакомит с азами мировых религий, историей православия России .Однако духовным страницам нашего края уделено очень мало внимания, а краеведческий материал важен и интересен. В этом курсе будут затронуты религиозные и культурные  моменты истории  Унечского  района.

Цель курса:

1)Показать картину духовной жизни жителей Унечского района на протяжении многовековой истории;

Задачи курса: 

  1. Познакомить учащихся с малоизвестными событиями истории Унечского края; 
  2. Дать наиболее полное представление о различных сторонах духовной и культурной жизни жителей Унечского района; 
  3. Удовлетворить познавательные интересы обучающихся;
  4. Отработать умение и навыки обработки исторической информации, духовной литературы;
  5. Показать важность духовного развития людей отдельного региона и роль в жизни Отечества. 
  6. Сформировать у учащихся черты патриота и гражданина России;

Место курса в образовательном процессе.

Элективный курс «Духовно-нравственные и религиозные традиции Унечского района» призван актуализировать исторические знания и умения учащихся, помочь сформировать целостную картину духовно-религиозной жизни страны. Курс расширяет содержание предметов: «История России», «История Брянского края», «Основы православной культуры и светской этики».

На изучение курса отводится 34 часа в 9 классе.

В процессе обучения учащиеся должны:

1) Уметь работать с исторической литературой и источниками.

2) Знать фактический материал по данному курсу.

3) Давать характеристику различных исторических и религиозных событий.

4) Уметь систематизировать и сравнивать исторические факты.

5) Толерантно воспринимать религиозную информацию.

Формы контроля.

Элективный курс предполагает формы текущего и итогового контроля обучающихся. Наиболее важными являются задания творческого и аналитического характера; написание исследовательских работ и рефератов, музейная работа, творческие проекты, участие в различных конкурсах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

№ п п

Тема урока 

Содержание урока 

Организация учебной работы 

1.

Вводное занятие.

Язычество.

Постановка целей и задач курса. Расселение северян, радимичей, полян. Курганы и верования племен.

Вводная лекция, проблемное задание. Работа с картографическим материалом. 

2.

Принятие христианства в нашем крае.

Распространение христианства.

Лекция. Работа с картографическим материалом.

3.

Христианские и языческие обряды.

Свадьба. с. Красновичи. Отношение к хозяйству, скоту. Поверья. 

семинар

4.

Сказания и легенды края на религиозные сюжеты.

Местные мифы, сказки, былины о борьбе с нечистой силой. 

Урок-конференция

5.

Языческие и мифологические верования

Праздники масленицы, Купала, Святки. 

«Круглый стол»

6.

Черниговская губерния. Административное деление.

Мглинский, Суражский, Стародубский уезды.

История населённых пунктов.

Лекция. Работа с картографическим

материалом.

7.

Села-владения Киево-Печерской Лавры

Лыщичи, Ст. Гута, Робчик, Шапочка

семинар

8-9

Храмы Унечского района

Храмовое строительство. Храмовое убранство. Строительство храмов в Белогорщ и Красновичах.

Работа с иллюстративным материалом. Презентация. Проект.

10.

11.

Храмы города Унеча

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, Свято-Никольское подворье, часовня (центральное кладбище)

Урок-конференция

12.

13.

Престольные праздники Унечского района.

Городские и сельские престольные праздники. Обычаи и обряды. Праздники сел Рюхово и Найтоповичи

Семинар

Проект.

14.

Церковные праздники.

Крещение Господне, Пасха, Преображение Господне

Проект.

15

Советская власть и религия на унечской земле.

Борьба с религией, атеизм, разрушение храмов.

«Круглый стол»

16

17

Возрождение православия.

Ситуация 1990-х годов. Реставрация храмов и восстановление приходов 

Лекция. Проблемное задание. 

18

Святитель  Феодосий Угличский

Черниговский Чудотворец и его роль в управлении епархией

Виртуальная экскурсия «По местам Ф. Угличского»

19.

Церковные деятели Дмитрий Дудко и  Леонид Шпиньков

Подвижничество священнослужителей

Лекция с элементами беседы. 

20.

21.

Святые источники района (Рассуха, Куровщина, Коржовка, Семешково, Нежданово)

Легенды о появлении источников; правила поведения у источника, благоустройство

Презентация

Исследование

22.

23.

Исторические личности         П.В.Завадовский А.В.Гудович

Первый министр просвещения- с. Красновичи;   В. Гудович – генерал-фельдмаршал с. Ст. Ивайтёнки

Работа с архивным материалом. Презентация. Проект

24.

25.

Собирательницафольклора М. Н.Косич и          А. И. Покорский

Рассуха- имение

Хутор Аннинск - имение

Работа с иллюстративным материалом. Презентация.

26.

27

Обрядовая культура села Унечского района

Шулаковка–Успение Пресвятой Богородицы,

Урок-конференция

28.29.

Старинные игры

района

Красновичи»У шея», «Чекирда», «Кольцо», Парора»; Шулаковка «Шихо», «Кот»; Лизогубовка «Куклы», «Апука».

«Круглый стол»

30.

31.

Старинные кулинарные рецепты Унечского района

Рассуха (кулаги, варенина), Березина (драники, гречневые блины, лапша), Шулаковка( баба, кулеш, содники)

«Круглый стол»

32-34

Резервные уроки на свободную тему. Итоговый урок 

Туристические поездки по району и области. Посещение церквей. Беседы ч верующими людьми и священниками. Участие в церковных праздниках. Собирание информации. Создание аудио- и видеопродукции на культурологические темы. Написание творческих работ. Практическая помощь верующим. 

Практическая работа.

Конференция.



«Круглый стол» 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Творческий проект 5 А класса. Театрализованная композиция на тему:"Свадебный обряд: Народные обрядовые и религиозные традиции моего края"

Свадебный обряд 45 мин. В древние – древние времена, когда люди еще не умели писать, они передавали друг другу свои знания о жизни, играя в игры, совершая обряды, напевая песни.. У каждого ...

Духовно-нравственные ценности и религиозные традиции старообрядчества. Гуслицкий скит о. Леонтия

Данная статья может быть отнесена к преподаванию истории ,краеведения,МХК....

Урок "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"

Материал содержит краткий конспект урока по теме "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Проблемы изучения музыки религиозной традиции в современной школе

Слово «образование» происходит от слова «образ» (лик), что само по себе указывает на направление духовного совершенствования личности.Однако, мы, учителя оказались в сложном положении. Очень хорошо по...

Система творческих заданий в рамках курса духовно-нравственного воспитания образовательной программы «Истоки» (из опыта работы)

В рамках курса " Слово и образ России"обучающимся предлагаются разные виды творческих заданий:создание генеалогического древа,сравнительная характеристика разных видов искусства по определен...