Политические режимы 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Сталина Наталья Сергеевна

Конспект урока по обществознанию 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskie_rezhimy_9klass_obshchestvoznanie.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.

Тема занятия:

«Политические формы (режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: формирование критического стиля мышления

  • Образовательная: изучить с обучающимися основные положения темы урока.
  • Развивающая: сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.
  • Воспитательная: обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.

Программное содержание:  виды, формы, модели политического режима

Основная идея занятия: получение знаний  через использование методов критического мышления

Основные образовательные результаты:

По окончанию занятия ученик:

-знает виды, формы, модели политического режима;

-приводит примеры политических режимов;

-называет особенности моделей развития политических режимов;

-дает определения понятиям: политический режим

-дает собственную оценку видам политических режимов.

Задачи занятия:

1.Сформировать представление об особенностях политического режима

2.Охарактеризовать модели политического режима

3.Подвести учащихся к пониманию значения выбора политического режима.

4.Формировать основные понятия занятия.

5.Способствовать проявлению интереса учащихся к видам политического режима

6.Развивать творческий стиль мышления, речь и память учащихся.

7.Продолжить формирование общеучебных  и предметных умений школьников.

Технология обучения: развивающая

Форма занятия: традиционная

Основные понятия: политический режим, модели политического режима

План изучения материала:

  1. Классификация государств по политическому признаку. Фаза вызова.
  2. Структура и виды политических форм государства. Фаза осмысления.
  3. Письменная работа. Фаза обобщения.

Оборудование занятия: карта «Политическая карта мира», мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.

Мизансцена занятия: традиционная

Оформление доски: дата, тема, основные понятия, в правом верхнем углу д/з или на проекторе.

Ход урока

I. Фаза вызова 

Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя:

Стимулирует деятельность учащихся:

  • Формулирует проблему урока.
  • Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы

Напоминает об уже изученной классификации государств – юридической: монархия и республика с её подвидами и унитарное государство и федерация с их подвидами.

Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывает словосочетание демократическое государство? Авторитарное государство? Империя? Сможете ли вы с предлагаемыми словами составить связный текст?

Деятельность учащихся:

  • Вспоминают известную им информацию по теме «Деятельность».
  • Осмысливают проблему урока.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

  • Устойчивый интерес к теме урока.
  • Заинтересованность в процессе актуализации знаний.
  • Потребность ответить на вопросы учителя.

II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения и получение новых знаний.

Задача второго этапа урока: Изучение таких разделов темы, как:

  • Демократия;
  • Либеральное государство и социальное государство
  • Авторитарное государство;
  • Теократическое государство;
  • Империя.

Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии политических форм и режимов государств.

Деятельность учителя: задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучающихся на правильное восприятие таблицы.

Политическая форма(режим) государства

Виды политической формы(режима)

Характерные черты

Демократия

Либеральное государство

- формализм закона и формальное равенство прав;    -приоритет индивидуальных прав и свобод граждан;-ограничение многопартийности старыми(традиционными) партиями;                                 - правительство парламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.

Социальное государство

а) регулятивная модель:

- государство осуществляет национализацию в ряде ключевых отраслей; занимается предпринимательской деятельностью;                        - через контроль за бюджетом и с помощью других административных рычагов государство перераспределяет доходы с целью компенсации соц. неравенства;                                                                      - трудящиеся участвуют в управлении как государственными, так и частными предприятиями, профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся.                                                                      

б) консервативно-центристская модель

- меньшая предпринимательская деятельность государства и отказ от приватизации;                                                                      - ограничение административного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей;        - надзор за соблюдением правил о конкуренции;                             - значительная часть социальных услуг предоставляется через негосударственные фонды;      - более развит государственный арбитраж при решении трудовых и иных социальных конфликтах.

Авторитарное государство

Военная диктатура

- вводятся чрезвычайное положение и комендантский час;                                                              - устанавливаются контрольно-пропускные пункты;   - административные единицы возглавляют военные коменданты.

Бюрократическая диктатура

- опирается на государственный аппарат и финансовую поддержку крупного капитала;                - борьба с левыми партиями и обуздание экономических требований трудщихся4                       - прикрывается ширмой демократических институтов.

Революционная диктатура

- безвозмездная национализация и конфискация имущества;                                                                        - насильственное перераспределение доходов «в пользу народа»;                                                                - подавление всякой оппозиции;                                     - ограничение гражданских прав.

Тоталитарная диктатура

- осуществляется огосударствление всей общественной жизни;                                                      - бюрократизация всех общественных функций;         - в принудительном порядке навязывается официальная идеология;                                                  - тайная полиция обладает неограниченной властью и подчиняется только харизматическому вождю;         - действует массовый террор;                                          - свирепствуют внесудебные расправы.

Теократическое государство

- светская власть подчинена религиозным лидерам;    - религия является высшим законом государства;        - террор против инакомыслящих;                                  - идеологическая нетерпимость,                                  - подчинённость традициям прошлого.

Империя

Это многоэтническое государство, образованное в результате завоеваний, осуществлённых властью доминирующего этноса, и претендующее на мировое господство.

Формулирует наводящие и проблемные вопросы.

Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической формы государственного устройства.

Деятельность учащихся:

  • Работают с учебником, раздаточным материалом.
  • Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
  • Спорят, отстаивая свою точку зрения.

Предполагаемый результат второго этапа урока:

  • Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
  • Развитие познавательных навыков.
  • Переживание ситуации нравственного выбора

III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.   

Деятельность учителя:

  • Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
  • Просит составить синквейн по группам.

Например:

1 группа: Демократия

  1. Народ
  2. Многопартийность                 свобода         права
  3. Отвечать         защищать
  4. Демократия – власть народа.
  5. При этой политической форме власти соблюдаются гарантии личной неприкосновенности и свободы граждан, отсутствует цензура, а уголовные наказания назначаются только по решению суда.

2 группа: Авторитаризм

  1. Вождь
  2. Террор         разгон         цензура
  3. Запрещать         контролировать
  4. «Железной рукой загоним человечество к счастью»
  5. Власть опирается на армию и крупный капитал, может устанавливаться революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера

3 группа: Либеральное государство

  1. Индивидуализм
  2. Собственность        невмешательство        формализм
  3. Ограничивать        избирать
  4. «Не мешать индивиду заниматься своими делами»
  5. По раскладу социальных и политических сил это конгломерат, где парламентом владеют средняя и мелкая буржуазия и её партии, однако, основные рычаги управления находятся в руках бюрократии, прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.

4 группа: Теократия

  1. Наставник(лидер)
  2. Контроль                религия                авторитет
  3. Проповедовать        подчинять
  4. «Всякая власть от Бога»
  5.  В этом государстве светская власть подчинена религиозным лидерам, духовным наставникам, а религия является высшим законом государства.

Деятельность учащихся:

  • Обобщают и систематизируют знания по изученной теме
  •  заполняют таблицы в письменной работе.

Обобщенные и систематизированные знания:

  • Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  • Мотивация к работе на следующих уроках.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

  • Обобщенные и систематизированные знания:
  • Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  • Мотивация к работе на следующих уроках.

IV. Домашнее задание

Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)

Задание 2. Составить синквейн по теме «Политический режим»   ( 4 балла)

Задание 3. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических форм (режимов) государств.(5 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 9 класс тема: Консервация политического режима Брежнев Л.И.

Цель урокаосветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни обществаЗадачи урока§  освоить новые понятия и уметь ими оперировать§  уметь пополнять ...

«Политические режимы и политические движения в обществе».

Интерактивный урок обобщения  знаний о политических режимах и политических движений через ролевое моделирование....

Политические режимы. Тоталитаризм. Обществознание, 9 класс.

Разработка открытого урока обществознания в 9 классе по теме "Политический режим. Тоталитаризм"....

Политические режимы:авторитаризм,тоталитаризм. Презентация по обществознанию для 9 класса.

Эта презентация-урок поможет как учителю,так и ученику в изучении политических режимов...

Презентация к теме: "Политические режимы" 9 класс

Урок «Политические режимы» является частью блока «Политика». Учащиеся уже имеют представление о различных типах политических ре...

конспект урока обществознания в 10 классе "Политические режимы"

Материал содержит конспект урока, слайдовую презентацию и раздаточные материалы для сучащихся...