ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬННЫЙ ПРОЦЕСС
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ  ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬННЫЙ ПРОЦЕСС

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Избирательное право

Слайд 13

После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел. Уилл Роджерс Мерилом справедливости не может быть большинство голосов. Фридрих Шиллер В демократическом обществе безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или потребителя. Вильгельм Швебель В результате демократических выборов из большого числа несведущих получается малое число подкупленных. Джордж Бернард Шоу Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего. Томас Джефферсон Вы выиграли выборы, а я — подсчет голосов. Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий.



Предварительный просмотр:

Районный конкурс среди общеобразовательных учреждений МО – Пригородного  района на лучший урок по теме «Избирательное право и избирательный процесс»

                                            Учитель истории и обществознания

                                     МБОУ СОШ №1 с. Камбилеевское

       Тибилова И.С.


ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ  ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬННЫЙ ПРОЦЕСС

     Цель урока:  формирования  активной  гражданской  позиции, ответственности, способности к  сознательному  выбору    и личному  политическому  самоопределению.

                          Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской федерации.

Задачи

- знать  и понимать сущность  и источники  избирательного   процесса, формы  участия граждан  в политической жизни, необходимость  личного участия   в политической жизни страны;

- уметь: объяснять  актуальность темы, роль избирательного права  в процессе формирования   органов государственной власти  и выборных органов власти местного самоуправления; выражать суждения  по  предложенным вопросам, работать с источниками; характеризовать принципы демократических выборов, избирательную  систему  Российской федерации.

    Тип урока:    Урок проводится   в форме  беседы  с элементами  самостоятельной  работы  учащихся. Используемые  на  уроке  методы, приемы  организации учебной деятельности позволяют создать  атмосферу   активности  каждого ученика  в  работу, проявить самостоятельность.

       Использование  различных источников информации побуждает  обучающихся  в  активизации выполнения  проблемных заданий, способствует  развитию  организационно-познавательных  учебных умений: сотрудничество  в коллективе  при  решении учебных задач.

         В ходе  работы,  с информационным материалом, обучающиеся анализируют, сравнивают, выражают суждения, делают выводы, записывают в  тетрадь.

Цель:    Задачи:

Образовательные:

знать:

            - сущность   избирательного права,

             - принципы   проведения выборов в РФ,

             - избирательная система,

             - значение и разновидности выборов в России,

             - основные стадии избирательного процесса,

             - права и обязанности избирателя.

понимать:   - различие между активным и пассивным избирательным правом,

           - роль электората в выборах.

объяснять:

           - понятия: избирательный процесс, избирательная кампания,         избирательные округа, избирательный участок, избирательный залог, избирательная комиссия,

            - содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как избирателя,

            - распространение знаний в области избирательных прав граждан.

Развивающие:

                    - продолжить работу по развитию умений анализировать,                  выделять причинно-следственные связи,

                    - отстаивать свою точку зрения будущих избирателей

Воспитательные:

                   - способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности,

                  - воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны,

                  - формировать у учащихся активной жизненной позиции.

 

Оборудование: учебник  Л.Н Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой «Обществознание» 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Издательство: Просвещение, 2010 г.; Конституция РФ дополнительных  материалов, презентация.

Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.

Внутрипредметные связи: “ Политическая система общества”, “Гражданское общество и его типы”, “Политические партии” .

Межпредметные связи: политология, основы правоведения.

Основные знания: сущность и принципы избирательной системы, различные виды избирательных систем; понятие избирательного процесса его этапы.

Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.

Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательный процесс.

 План: 1. Избирательное право и избирательный процесс- определения

            2. Источники избирательного права.

            3. Кто имеет право избирать и быть избранными?

                   А. Активное и пассивное право

                   Б. В Гос. органы власти и органы местного самоуправления.

            4. Принципы избирательного права

            5. Стадии избирательного процесса

            6. Избирательные системы

           

Ход урока:

  1. Определение темы (слайд 1. Ст.3 Конституции РФ, слайд1, 2)

Обратите внимание на экран. Что изображено и когда мы сталкиваемся с подобными плакатами

(отв уч-ся: выборы).

 Что такое «выборы»? Какие органы власти мы выбираем

(отв уч-ся)

 Актуализация темы. Правильно! Вы тоже будущие избиратели и вы уже сегодня должны быть готовы к этому ответственному процессу.

Цель урока: (формулируют сами учащиеся) Сформировать представление об избирательной системе Российской федерации.

---------Избирательное право и избирательный процесс- определение сущности и содержание права. Слайд 3,4

  У всех на столе Конституция РФ

  1. Какие органы гос. власти формируют выборы? (Представительные органы : парламент, Президент, органы местного самоуправления, органы гос. власти субъектов) Работа с конституцией РФ. Слайд 3.4 Ст.32 КРФ,
  2. Кто имеет право избирать и быть избранными? Ст. 32 КРФ. Опираясь на ст. 81 и 97 какие требования предъявляют к кандидатам  в президенты  и в депутаты закон. Собрания РФ.(класс делится на группы одни раб. со ст. 81, другие ст. 97
  3. Источники избирательного права. Слайд 5, КРФ
  4. Принципы избирательного права. Слайд 7.(называют, поясняют уч-ки)

Описывают как это бывает на практике.

  1. В тетрадях стадии избирательного процесса
  2. Типы избирательных систем. Слайд 8, 9

Таким образом, давай определим  Какой избирательной системой мы пользуемся, когда  выбираем президента и Гос. Думу? Свой ответ обоснуйте

  1. Значение выборов. Слайд 10.
  2. Актуализация темы самими уч-ми в конце урока и в ходе урока. Слады 11, 12, 13.
  3.  Закрепление .

 

Тест

Обведите кружком правильные варианты ответов.

1.Свободные и честные выборы являются существенным признаком:

а) тоталитаризма

б) демократизма

в) авторитаризма

2. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

3. Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:

        а) активное избирательное право

        б) пассивное избирательное право

        в) классическое избирательное право

4. Право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется:

        а) активное избирательное право

        б) пассивное избирательное право

        в) классическое избирательное право

5. Отметьте основы российского избирательного права:

        а) всеобщее

        б) прямое

        в) принципиальное

        г) элитарное

        д) равное

        е) при тайном голосовании

        ж) при открытом голосовании

6. По закону выбирают в России:

        а) министров

        б) телеведущих

        в) депутатов Государственной Думы

        г) Президента РФ

        д) Генерального прокурора РФ

        е) Патриарха Московского и всея Руси

        ж) членов Конституционного суда РФ

        з) президентов республик в составе РФ

        и) губернаторов областей и краев

        к) директоров школ

        л) депутатов законодательных органов субъектов РФ

        м) депутатов городской Думы

        н) членов органов местного самоуправления

7. По Конституции РФ можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

        а) с 18 лет

        б) с 21 года

        в) с 30 лет

8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется:

        а) пропорциональной системой

        б) селекционной системой

        в) мажоритарной системой

9. Избирательная система, при которой места в парламенте занимают представители партий, получившие на выборах количество голосов, превышающих установленных процентный «барьер», называется:

        а) пропорциональной системой

        б) селекционной системой

        в) мажоритарной системой

10. Заинтересованы в том, чтобы процентный «барьер» при пропорциональной системе выборов был выше:

        а) многочисленные и влиятельные партии

        б) малочисленные, но щедро финансируемые партии

        в) неорганизованные массы избирателей

11. В списке Партии любителей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 250 000 избирателей. «Избирательный метр» - 50 000 голосов. Сколько членов этой партии получат мандаты в парламент по пропорциональной системе выборов, если пройдут процентный «барьер»:

        а) 5 членов партии

        б) 25 членов партии

        в) 50 членов партии

12. Избирательные комиссии, участвующие в организации выборов в Российской Федерации:

        а) муниципальные

        б) окружные

        в) кустовые

        г) субъектов РФ

        д) контрольные

        ж) Центральная избирательная комиссия

        з) Президентская избирательная комиссия

        и) территориальные

        к) партийно-государственные

13. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется:

        а) консилиумом

        б) всероссийским советом

        в) референдумом

14. Нельзя решать путем референдума:

        а) вопрос об объявлении войны

        б) вопрос о принятии Конституции

        в) вопрос о пересмотре действующего закона

15. Гражданам, необходимо участвовать в политической жизни:

        а) потому что это улучшает их материальное положение

        б) потому что отказ, например, от участия в выборах большого количества граждан в республике может парализовать государственную власть

в) потому что право принимать участие в управлении делами государства имеет хорошо ощутимый оттенок обязанности делать это

16. Самая массовая роль гражданина, принимающего участие в политической жизни страны:

        а) кандидата в депутаты

        б) кандидата в президенты

        в) избирателя

17. Совокупность голосующих граждан называется:

        а) конгломерат

        б) электорат

        в) корпорация

18. Для сложившейся политической культуры граждан:

        а) характерно следование рекомендациям политических комментаторов

        б) характерна ориентация в период выборов на гороскоп

в) характерно умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации.

19. Являются основными сторонами политической культуры:

        а) ношение значков с изображением политических деятелей

        б) политические знания

        в) понимание значения политики в общественной жизни страны

        г) участие «за компанию» в демонстрации

        д) цивилизованное участие в политической деятельности на основе четкого собственного выбора

е)обещание максимальных выгод избирателям в период проведения предвыборной компании

20. Самое мощное средство как повышения политической культуры граждан, так и политического оболванивания их:

        а) детективные романы

        б) средства массовой информации

        в) съезды партий.

Рефлексия

 Скажите, эта информация нужна, важна вам?;

Урок вам понравился?

Что нового вы для себя узнали?

Какие выводы вы для себя сделали?

11. Домашнее задание:  Статьи конституции, &23, ответить на вопросы к &.

Для одаренных: найти, подготовить, защитить презентацию «итоги предыдущих выборов».  

Ключи к заданиям по избирательному праву.

1-б;

 2-а;

3-а;

4-б;

5-а,б,д,е; 6-в,г,з,л,м;

 7-б;

8-в;

9-а;

 10-а;

11-а;

12-б,г,ж,и;

13-в;

14-в;

15-в;

16-в;

17-б;

18-в;

19-д;

20-б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...

Избирательное право. Избирательный процесс.

Методическая разработка, которую можно применять при изучении данной темы в 11 классе по обществознанию....

Презентация - проект по теме: "Избирательный процесс. Избирательное право"

Презентацию - проект по теме :"Избирательный процесс. Избирательное право ", удобно использовать для сопровождения урока по Праву. Чтобы сформировать у студентов осознанное понимание необходимост...