Урок (занятие) академик Д.С. Лихачёв (великие личности России и Петербурга)
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Соболева Надежда Александровна

 

Владимир Путин о Д.С.Лихачёве: Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. И далее: В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, которая состоит в том, чтобы из «просто населения делать народ».

Путин издал указы, где были отмечены выдающиеся заслуги и видится признание особой роли Дмитрия Сергеевича Лихачева даже не столько в прошлом и настоящем нашей страны, сколько в ее будущем.

В этой связи не лишне будет вспомнить книгу Д.С.Лихачёва  «Письма о добром». Урок можно использовать как воспитательную работу в разных направлениях, как воспитательную работу классного руководителя, вид по внеурочной деятельности на ГПД, на уроках обществознания, литературы и пр.

В материал урока входят некоторые выдержки,  из его книг и фильма «Один в поле воин». Академик Лихачев.

А знаете ли вы:

Кто первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин двух итальянских городов?

Его имя присвоено малой планете № 2877?

И в честь какого академика президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2006г?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Тема урока: академик Д.С. Лихачёв (великие личности России и Петербурга)
  2. Тип урока: урок открытия нового знания
  3. Технологии урока: интерактивный метод обучения, элементы игровой технологии.
  4. Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
  5. Межпредметные связи: умение создавать устные и письменные высказывания;  овладение умением использовать диалог-обмен мнениями.

Этапы проведения 

Деятельность 

учеников 

Деятельность 

учителя 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов 

Планируемые результаты

УУД 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Отвечают на вопросы, задумываются.

Организует диалог: знаете ли вы,

Кто первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин двух итальянских городов?

Его имя присвоено малой планете № 2877?

И в честь какого академика президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2006г?

Помогает с ответом…

Отвечают на вопросы:

Кто первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин двух итальянских городов? Его имя присвоено малой планете № 2877?

И в честь какого академика президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2006г?

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

 (3 мин)

1.Узнают Д.С. Лихачёва стараются  определить тему урока.

В классе возникает коллективно рожденное имя урока.

 

1. Демонстрирует слайд №1 с портретом Д.С. Лихачева.

Предлагает посмотреть слайд и сказать о ком сегодня на уроке пойдёт речь.

Тема в среднем: академик Д.С. Лихачёв (великие личности России и Петербурга)

2. Поясняет:

Даёт инструкции, ставит цель просмотра презентации: Будем составлять кластер в группах, по полученным знаниям на оценку.  

Распределяет по группам.

1.Посмотрите на слайд и скажите о ком сегодня на уроке пойдёт речь?

2. Нам предстоит посмотреть и обсудить презентацию о  Д.С. Лихачёве.

3. Составлять кластер в группах, по полученным знаниям на оценку.  

Работать будете в группах: Первая парта поворачивается ко второй лицами и образует группу из 4 человек, 3 парта к 4 парте и т.д.

Выбираете капитана команды.

  Регулятивные: нацеленность на выполнение действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: готовность организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

III. Открытие нового знания 

 (10 мин)

Смотрят презентацию.

 Смотрим презентацию.

Учитель контролирует, просит перечислить возникающие затруднения , непонятные моменты.

Смотрим презентацию.

 Познавательные: уметь осмысленно слушать и смотреть и запоминать информацию.

Регулятивные - Умение смотреть и слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

IV. Закрепление  нового (15 мин)

1. Задают вопросы, перечисляют затруднения.

Первая парта поворачивается ко второй лицами и образует группу из 4 человек, 3 парта к 4 парте и т.д.

2.Выбирают, классифицирую полученные знания.

3.Закрепляют знания: читают Раздаточный материал, задают вопросы.

1.Поясняет:

- После просмотра презентации составляем частично кластер, (22 слайд, 3 и 5 кружки кластера не заполняем)

-некоторым поставлю оценки за работу на уроке.

-недостающие данные кластера будут в раздаточных материалах, который выдам позже.

2. Выдаёт Раздаточный материал (повторение материала и немного нового)

3. После чтения раздаточного материала дополняем кластер  (слайд презентации 22)

( 5 кружок кластера не заполняем)

4.Учитель просит перечислить возникающие затруднения, непонятные моменты.

1.После просмотра презентации, составляем частично кластер  (слайд презентации 22) (3 и 5 кружки кластера не заполняем)

2. Изучайте Раздаточный материал.

3.Задавайте вопросы и перечислите непонятные моменты.

4.После чтения раздаточного материала дополняем кластер  (слайд презентации 22)

( 5 кружок кластера не заполняем)

  Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки.

Личностные: 1.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

2. Толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.

Коммуникативные: уметь: формулировать  и аргументировать собственное мнение

V. Контролирующее задание (12 мин)

1. Отвечают на вопросы по домашнему заданию.

2. Капитаны команд оценивают работу каждого в группе.

Поясняет:

В качестве домашнего задания, вам было предложено просмотреть в течении недели фильм: Один в поле воин. Академик Лихачев. Телеканал "История"

Учитель просит:

  • ответить письменно на вопросы по материалам этого фильма, письменно на отдельном листе.
  •  капитанов команд оценить работу каждого в группе и обосновать поставленные оценки совместно с учителем (ответы на вопросы зачитывает учитель).

Подводит итоги задания, контролирует, помогает.

 Ставит оценки за работу на уроке и дома (по возможности и выборочно).

Сообщает, что результаты работы на уроке учеников оставшихся без оценки, озвучит на следующем уроке.

  1. Ответить письменно на вопросы по материалам этого фильма (вопросы лайд 21)
  2. Капитанов команд оценить работу каждого в группе и обосновать поставленные оценки.

Познавательные: уметь объяснять смысл увидено и услышанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности, самодиагностика и самокоррекция.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Дополняют 5 кружок кластера (слайд 22)  + выбирают начало одной из фраз и отвечают на неё:

В то же время, я посоветую…

Я осознал…

Даёт задание: Дополняйте 5 кружок кластера (слайд 22)  + выбирая начало одной из фраз и отвечайте на выбранную фразу:

 

В то же время, я посоветую…

Я осознал…

Дополняйте 5 кружок кластера (слайд 22) + выбираете начало фразы и ответьте на неё:

 

В то же время, я посоветую…

Я осознал…

Коммуникативные: формулировать  и аргументировать собственное мнение и позицию Познавательные: формирование умения воспроизводить информацию, полученную на уроке.



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал к уроку для учеников и ответы для контроля в конце урока:

2006 год президентом Российской Федерации В.В. Путиным объявлен «Годом культуры, образования, гуманитарной науки — годом академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. (1906-1999).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв - первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).

Первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного в новой России стал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, девиз восстановленного ордена остался тем же: "За веру и верность". 

Остановим наше внимание на одной из книг посвящённой юному читателю:

Письма о добром и прекрасном Книга написана в публицистическом стиле. Издана в 1985 году.

Книга Д.С. Лихачева написана в форме писем. А что же такое письмо? Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь. (Словарь С.И.Ожегова).

В своей книге Д С Лихачёв посылает читателям 30 писем. О чём же эти письма? Кому они адресованы?

Письма к молодым читателям. «Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях» Д.С.Лихачёв.

Одно из писем посвящено очень серьёзной проблеме, которая касается каждого: Цель и самооценка человека.

"Письма о добром и прекрасном". 

Письмо шестое, "Цель и самооценка":
"Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. 
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… 
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека."

И еще несколько цитат академика Д.С. Лихачёва:

„Познание обязано быть объективно и точно. Только тогда оно действенно, только тогда оно познание.“ — из статьи "Еще раз о точности литературоведения.

„Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.“ —  О счастье, о времени
„Любовь должна быть умной. Она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. 

„Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.“ — О любви, о ненависти

«Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух» - так звучит одна из Заповедей человечности Д.С. Лихачева.

И как Дмитрий Сергеевич видел основу культуры народа - "Культура - это святыни народа, святыни нации".

«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое» (из «Писем о добром»).

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился, прожил большую часть своей жизни и окончил свои дни в Санкт-Петербурге. Родился он 15 ноября 1906 года. (В 1918 г. в России был введен новый календарный стиль и теперь день его рождения по новому стилю обозначается как 28 ноября).

Сразу по окончании университета Дмитрий Лихачев по ложному доносу и обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован и 1928–1932 гг. провел в заключении: сначала полгода в тюрьме, затем два года в Соловецком лагере особого назначения, и, наконец, на каторжной стройке Беломоро-Балтийского канала. Этот период академик Д.С. Лихачев впоследствии называл «самым важным временем в своей жизни», потому что пройдя через страшные испытания тюрем и лагерей, он научился жертвенной любви к людям и всегдашнему следованию по пути Добра.

Скончался Д.С.Лихачёв 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище в Комарово.

После его смерти вышел в свет замечательный сборник статей «Русская культура» (2000) — книга, ставшая завещанием ученого своим современникам и молодому поколению граждан России.

«От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная цель и задача в жизни». Д.С.Лихачёв.

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать Д.С. Лихачев.

Ответы на вопросы:

Факт мистики (чуда) в жизни Д.С. Лихачёва (подсказка часы пробили 8)? (за 8 дней до ареста Д.С. Лихачёва (1928г), 8 февраля, часы вдруг пробили восемь раз…, а часы 21 год не били, и был выключен режим боя)

Кем, по мнению Лихачёва нельзя притвориться? (интеллигентом)

Почему  Д.С. Лихачёв чувствует двойную ответственность за свою жизнь?

Где оказалась при Ленине большая часть Российской интеллектуальной элиты, способная свободно мыслить, высказывать свои идеи и критиковать власть (неугодная профессура)?(в лагерях)

ВРИДЛО  - кто это на Соловках  (Временно Исполняющий Должность Лошади), и что такое Соловки в это время? (Соловки  - лагерь для заключённых).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

2006 год был объявлен «Годом культуры, образования, гуманитарной науки — годом академика Д. С. Лихачева» (к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого современности, филолога, историка, философа науки и культуры, великого патриота России) Дмитрия Сергеевича Лихачёва. 1906-1999.

Слайд 3

Девиз ордена: "За веру и верность "

Слайд 6

Остановим наше внимание на одной из книг посвящённой юному читателю :

Слайд 10

Д.С.Лихачев. (Письма о добром) Письмо шестое, "Цель и самооценка": Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Слайд 11

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Слайд 12

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Князь Владимир Павлович Палей

Слайд 13

„Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.“ — Дмитрий Сергеевич Лихачёв Российская императрица Александра Фёдоровна Романова

Слайд 14

Дмитрий Сергеевич видел основу культуры народа – "Культура - это святыни народа, святыни нации". «Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух» - так звучит одна из Заповедей человечности Д.С. Лихачева. Преподобный Серафим Саровский

Слайд 21

Вопросы после домашнего просмотра фильма (44 минуты). Один в поле воин. Академик Лихачёв. Телеканал «История». Ответы на вопросы написать на карточке и собрать (головному каждого ряда с первой парты) 1. Факт мистики (чуда) в жизни Д.С. Лихачёва? 2. Кем, по мнению Лихачёва нельзя притвориться? 3. Почему Д.С. Лихачёв чувствует двойную ответственность за свою жизнь? 4. Где оказалась при Ленине большая часть Российской интеллектуальной элиты, способная свободно мыслить, высказывать свои идеи и критиковать власть (неугодная профессура)? 5. ВРИДЛО - кто это на Соловках, и что такое Соловки в это время?

Слайд 22

Работа в группах (составление кластера)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Великие личности России. Петр I."

классный час проводится в рамках празднования Года истории в России...

Методический проект урока по истории. Пётр Христианович Витгенштейн - великий патриот России и Преднистровья.

Работа отражает деятельность Петра Христиановича Витгенштейна во время войны с Наполеоном 1812 года в России, а в послевоенное время преобразовательную деятельность светлейшего князя в развитии хозяйс...

Разработка урока по английскому языку на тему: «Великая страна – Россия» (Урок – мужества)

Задачи урока: Учебные:повторение и закрепление активной лексики по теме «Победы Российской армии»;формирование навыков чтения;формирование навыков аудирования;Развивающие:развитие коммуникабельности, ...

ТАБЛИЦА УРОКОВ ПО Истории Отечества 8 класс: Великие преобразования России в XVIII веке.

Тематическое  планирование раздела уроков истории (модульная система)  "Великие преобразования России в XVIII веке" для детей с ОВЗ 8 класс...

Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:  формировать представление  о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...

Урок. Вечные вопросы и Ф.М. Достоевский (великие личности России и Петербурга)

Урок можно использовать как воспитательную работу в разных направлениях, в т.ч. воспитательную работу классного руководителя, на уроках обществознания, литературы и пр.Урок расширит  кругозо...

Урок (занятие) академик Д.С. Лихачёв (великие личности России и Петербурга)

Владимир Путин о Д.С.Лихачёве: Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. И далее: В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, котор...