Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Цели: формировать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вклад Ломоносова в развитие многих отраслей науки; развивать умение логически мыслить, анализировать исторические факты, сравнивать исторические данные и делать выводы; воспитывать патриотизм и гордость за свою страну.
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание найти и изучить биографию М. В. Ломоносова, ознакомиться с вкладом великого ученого в развитие науки и просвещения России.
Оборудование: мультимедийная аппаратура (презентация по теме урока)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра в 7 классе
Тема: «Великие люди России -
Михаил Васильевич Ломоносов»
Цели: формировать представление о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вклад Ломоносова в развитие многих отраслей науки; развивать умение логически мыслить, анализировать исторические факты, сравнивать исторические данные и делать выводы; воспитывать патриотизм и гордость за свою страну.
Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание найти и изучить биографию М. В. Ломоносова, ознакомиться с вкладом великого ученого в развитие науки и просвещения России.
Оборудование: мультимедийная аппаратура (презентация по теме урока)
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
1) Класс делится на группы по 5-6 человек.
2) Вводное слово учителя
1 слайд
Приближается знаменательная дата – 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Первый русский ученый – естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения и экономики, основоположник молекулярно-кинетической теории, науки о стекле.
II Актуализация опорных знаний.
1) ВОПРОС - ОТВЕТ
(по очереди вопросы задаются группам, вопросы и ответы выведены на экран)
А) Место рождения Михаила Васильевича Ломоносова?
Б) Какие первые книги – учебники он изучил самостоятельно?
В) Во сколько лет Ломоносов оправился в Москву учиться? Сколько денег было у него?
Г) В какое учебное заведение поступил Ломоносов в Москве, выдав себя за дворянского сына?
Д) Куда отравили Михаила Васильевича в 1735 году в числе наиболее отличившихся учеников?
Е) Где в 1736 г. Ломоносов изучал химию и металлургию?
Ж) Какую должность он получил в 1745 году в Петербургской Академии наук?
З) В Германии учителем Михаила Васильевича был известный философ и физик. Назовите его имя.
2) ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ.
(сообщения учеников сопровождаются слайдами)
А) В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». В истории закона сохранения энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место.
Б) Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее. Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.
В) Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой. В 1753 году Ломоносов получил привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ с землей в Копорском уезде.
Г) В 1761 году Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора
Д) Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
Е) В своей книге « Первые основания металлургии или рудных дел» Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород. Михаил Васильевич правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окислов железа, меди, свинца и других, металлов. Очень ценно было указание ученого о «спутниках» руд. Например, он сообщал, что серный и мышьяковый колчеданы сопутствуют золоту, висмут встречается вместе с оловом и т. д. Книга Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях. Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским горным мастерам-рудоискателям, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае.
Ж) Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, Михаил Васильевич один из первых понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли. Во времена Ломоносова многие ученые еще не понимали значения встречающихся в земле окаменелостей — останков животных и растительных организмов. Некоторые ученые считали их «игрой природы» или полагали, что окаменелые раковины животных были занесены на сушу во время «всемирного потопа», о котором повествует Библия. Михаил Васильевич утверждал, что останки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря.
З) Из гуманитарных наук особое место в наследии Ломоносова занимает история России, которой он начал заниматься еще в 1749 году. Постепенно собрав по подлинным документам «Древнюю Российскую историю от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1-2 части), опубликованную в 1766 году. И «Краткий Российский летописец с родословием» (1760), представляющий собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.
3) “ОТКУДА ПОШЛА ЗЕМЛЯ РУССКАЯ?»
Задания группам : вспомнить версии происхождения государства на Руси.
И) В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.
4) СТИХ – ЛОТО
Борьбу за развитие культуры, просвещения Ломоносов начал с первых дней пребывания в Петербургской Академии наук. Он вел её как ученый и как поэт. Оду 1747 года “На день восшествия Елизаветы Петровны на престол” он заканчивает пламенным гимном в честь науки.
Задание. Стихотворные строки выдаются в перепутанном порядке. Сложить из них отрывок из оды.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
(обсудить смысл отрывка из оды)
5) ЗАГАДКИ ИСТОРИИ.
На слайде представлены два портрета – Петр Великий и Михаил Васильевич Ломоносов. Представьте ваши версии, что может связывать этих людей?
( Версия – Ломоносов был внебрачным сыном Петра великого).
Предложите 2-3 положения, которые могут служить доказательствами этой версии.
Заключительное слово учителя.
Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского (пива) с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ломоносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, которое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи. Но он все-таки не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове, он пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам снял с него куртку, камзол, штаны, связал узлом и принес «добычу» домой.
В конце жизни Ломоносов был избран в почетные члены Стокгольмской и Болонской академий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате, он принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».
До конца жизни Ломоносов не переставал помогать родным своим, вызывал их в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Ломоносова к сестре, написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года.
Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью.
III Подведение итогов игры. Оценка учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....
Михаил Васильевич Ломоносов
Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов...
ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ – МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
Интегрированный урок 9 (география=литература) в 9 классе 2часа. Учитель географии: Афанасьева О.А. и учитель литературы: Бурых И.М....
«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.
Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО....
Великий сын России- Михаил Васильевич Ломоносов
Интегрированный урок (география+литература) к юбилею М.В. Ломоносова...
Презентация "Великие люди России.М.В.Ломоносов"
Презентация посвящена выдающимуся сыну России,универсальному ученому,патриоту-Михаилу Васильевичу Ломоносову..Данная презентация ориентирована на учащихся 7 класса....