Великий сын России- Михаил Васильевич Ломоносов
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Интегрированный урок (география+литература) к юбилею М.В. Ломоносова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя М. В. Ломоносова на карте мира Учитель географии МБОУ Лицея №1 г.Усмани Афанасьева О.А.

Слайд 2

Имя великого ученого М . В. Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.

Слайд 3

Это он задумал создать первый Большой атлас Российской империи, не только отражающий физический облик страны, ее географическую изученность, но и дающий знания о ее природных богатствах, о народонаселении, его занятиях и культуре, о путях сообщения, о промышленности и торговле страны. Атлас при жизни Ломоносова напечатан не был, только часть подготовленных им карт увидела свет в 1773 г. Памятник М. В. Ломоносову в Архангельске. Скульптор И. П. Мартос, 1832

Слайд 4

Имя Ломоносова впервые появилось на карте в 1849 г. Русский мореплаватель Г.И. Невельской , исследуя лиман реки Амур, нанес на карту вновь открытый мыс на западном берегу лимана, к северу от залива Славянского, и присвоил ему имя Ломоносова. Топоним напоминает нам о призывах Ломоносова осваивать районы, открытые русскими землепроходцами на берегах морей Тихого океана.

Слайд 5

Имя Ломоносова на Тихом океане встречается и второй раз. Оно присвоено вулкану на острове Парамушир (Курильская гряда) по представлению комплексной Курило-Камчатской экспедиции АН СССР, работавшей в этом районе в 1946-1948гг. Это память об учении Ломоносова о значении вулканической деятельности в изменении лица Земли.

Слайд 6

На карте Арктики имя Ломоносова обозначено восемь раз. Эти топонимы напоминают нам о его работах, связанных с изучением морей Северного Ледовитого океана, о его словах: «...Северный Ледовитый океан есть пространное поле, где усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерной пользой через изобретение Восточно-северного мореплавания в Индию и Америку». Впервые на карте Арктики имя Ломоносова появилось в 1913 г. Г. Я. Седов, начальник Первой русской экспедиции к Северному полюсу, его именем назвал горный хребет на северо-западном побережье северного острова Новой Земли.

Слайд 7

Экспедиция Седова вышла из Архангельска в 1912 г., зимовала у северо-западных берегов Новой Земли, в районе острова Панкратьевского . В период зимовки члены экспедиции обследовали Новую Землю, открыли новые заливы, ледники, горы и горные хребты. Самый крупный хребет был назван именем Ломоносова, который за 150 лет до этого открытия писал: «Самый лутчей проход (на восток - К.Г.) упователен мимо восточно-северного края Новой Земли».

Слайд 8

Дважды встречается имя Ломоносова на карте острова Шпицберген. В 1932-1939 гг. экспедиции ряда стран проводили в Арктике геофизические наблюдения. Экспедиция Института океанографии АН СССР открыла неизвестные до тех пор горы и ледник. Им присвоили имя Ломоносова, который предусматривал проход из морей Атлантики и Северного Ледовитого океана в Тихий высокими широтами мимо Шпицбергена.

Слайд 9

В 30-х годах смешанная шведско-советская экспедиция пересекла Гренландию с востока на запад, открыла в центре острова обширное плато, которое с тех пор носит имя Ломоносова, почетного члена Шведской академии наук. Он был удостоен этого высокого звания за трактат «Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях».

Слайд 10

В 1940 г. советская гидрографическая экспедиция на шхуне «Ломоносов» исследовала район берега Харитона Лаптева. Безымянная бухта, в которой стояла экспедиция, была названа также именем Ломоносова. Шхуна погибла в 1941 г. при бомбардировке фашистами Архангельска.

Слайд 11

Почти до конца ХIХ в. природа Центральной Арктики оставалась мало исследованной. «...Страна льда и ночи, страна ужаса и смерти» называл Арктику отважный Ф. Нансен. На протяжении многих веков мореплаватели и исследователи мечтали найти кратчайший северный морской путь из Атлантики в Тихий океан. Изучив историю плаваний поморов, экспедиций русских и иностранных, Ломоносов разработал обширный, глубоко продуманный план изучения Арктики и исследования Северного морского пути.

Слайд 12

План изложен в его трудах: «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию» (1764), «О северном мореплавании на восток по Сибирскому океану» (1764), «Прибавление второе, сочиненное по новым известиям промышленников...» (1764) и «Инструкция морским командующим офицерам, отправляющимся к поисканию пути на восток Северным океаном» (1765). Эти труды позволяют считать М. В. Ломоносова первым русским океанологом. Составленная Ломоносовым карта приполярных стран из книги «Краткое описание разных путешествий..»

Слайд 13

В 1948 г. участники одной из высокоширотных экспедиций открыли подводный хребет. Он тянется на 1800 км от материковой отмели Азии и Новосибирских островов через Северный полюс к материковой отмели Америки севернее острова Эльсмир и разделяет впадину Северного Ледовитого океана на две котловины. Хребту присвоено имя Ломоносова.

Слайд 14

Встречаем имя Ломоносова и в Антарктиде. Оно присвоено горному хребту, открытому в 1961 г. советской экспедицией, в память его идеи о существовании закономерных взаимосвязей между элементами географической среды.

Слайд 15

Имя великого помора встречается также и на карте Атлантики. В 1959 г. экспедиция Морского гидрофизического института АН УССР открыла в тропической Атлантике мощное подверхностное течение под Южным Пассатным течением. Экспедиция, открывшая и изучавшая это течение, работала на судне «Михаил Ломоносов». Течение было названо именем первого русского океанолога.

Слайд 16

В 1911 г. в честь двухсотлетия со дня рождения Ломоносова его имя дали архангельскому селу. На острове, лежащем на Северной Двине против Холмогор, стояло древнее село Денисовка, объединившее некогда несколько старинных мелких деревенек. Здесь родина Михаила Васильевича. Денисовке присвоили имя Ломоносова. В наше время Ломоносово — культурный центр, здесь общеобразовательная и косторезная школы, музей его имени, здесь поставлен ему памятник.

Слайд 17

В 1951 г. на карте появился город Ломоносов. Имя присвоено городу Ораниенбауму, свидетелю неутомимой деятельности Михаила Васильевича. Здесь была основана им лаборатория и стекольная фабрика. Здесь он создал рецептуру и технологию производства цветных смальт для мозаик, рецептуру белого и цветного стекол, различных оптических стекол и хрусталя.

Слайд 18

На Балтийском море имя Ломоносова встречается дважды: его носит гавань города Ломоносова, а также отмель, лежащая в Финском заливе.

Слайд 19

Многие труды гениального ученого, шагнувшего в науке далеко за пределы своего века, заложили основы многих современных исследований. Имя М. В. Ломоносова на карте мира — достойный памятник его великим трудам. Бюст Ломоносова работы Ф. Шубина



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (география + литература) в 9 классе (2 часа)

ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ – МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Афанасьева Ольга Анатольевна,

 учитель географии МБОУ лицея №1 г. Усмани Липецкой области

  им. Героя Советского Союза Б.А. Котова.

                   Бурых Ирина Михайловна,

  учитель русского языка и литературы

 МБОУ лицея №1 г. Усмани Липецкой области                                

им. Героя Советского Союза Б.А. Котова.

Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в истории человечества.                                    

  С.И. Вавилов

Цели:

  • обобщение и углубление знаний учащихся о М.В. Ломоносове как о великом русском ученом,
  • формирование умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • воспитание у учащихся на примере жизни и деятельности
  • М.В. Ломоносова  чувства патриотизма и любви к Родине.

          Задачи:

  • Рассказать о жизни и деятельности М.В.  Ломоносова.
  • Показать вклад М.В.  Ломоносова в развитие литературы и географии.
  • Раскрыть масштабность личности М.В.  Ломоносова как сына Отечества.
  • Работать с различными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Тип урока: интегрированный урок

Форма проведения: творческий отчёт

Предварительная подготовка: учащиеся заранее были поделены на группы. Одна группа учащихся исследовала деятельность М.В. Ломоносова в области географии, другая – в области литературы. Каждая группа подготовила отчёт о проделанной работе в виде докладов и презентаций под руководством учителя-консультанта.

Проблемные вопросы:

  • Какая из наук, литература или география, интересовала

М.В. Ломоносова больше?

  • В какие науки внёс свой вклад М.В. Ломоносов?

Порядок сообщений

  • Поморье-родина великого учёного.
  • Становление будущего академика.
  • Вклад М.В. Ломоносова в науку география.
  • М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.
  • Имя М.В. Ломоносова на географической карте.
  • Открытия М.В. Ломоносова в других науках.
  • Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.

Оборудование: 

  • Оформление доски — тема, портрет, эпиграф.
  • Выставка книг о М.В. Ломоносове.
  • Иллюстративный материал о научной деятельности Ломоносова.
  • Стенгазеты, посвящённые М.В. Ломоносову (Ломоносов и география, Ломоносов и литература)
  • “Древо знаний”.

Ход урока:

Учитель литературы. Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя М.В. Ломоносова стоит особняком. На уроках мы говорили о жизни и научных открытиях великого учёного, мыслителя, государственного деятеля, познакомились с его поэтическим творчеством. Пришло время подвести итог. Перед нами непростая задача. Сегодня мы должны ответить на вопрос: какая из наук, литература или география, интересовала М.В. Ломоносова больше. Наш урок пройдёт необычно — в форме творческого отчёта, состязания двух групп.

Учитель географии. Форму состязания мы выбрали неслучайно: ещё А.С. Пушкин говорил, что “вся жизнь Ломоносова была беспрерывной борьбой и беспрерывной победой”. Хочется пожелать, чтобы каждая группа раскрыла масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.

Учитель географии. Слово предоставляется группе географов.

География (отчёт в виде презентации).

Поморье – родина великого ученого.

Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Родители М.В. Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги – «врата учености» М.В. Ломоносова. Север и формирование личности М.В. Ломоносова.

Учитель литературы. А теперь давайте посмотрим,  что расскажут нам литераторы о становлении будущего академика.

Литература (отчёт в виде презентации).

Становление будущего академика.

Годы учебы М.В. Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В. Ломоносова к естественным наукам. Знакомство с работой  Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В. Ломоносова в Германии. Ученые - учителя М.В. Ломоносова.

Учитель географии. “Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец...” Кто так кратко и точно охарактеризовал Ломоносова? (А.С. Пушкин.)

Действительно, Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Его вклад в российскую науку и культуру трудно переоценить. И во всех своих изысканиях он выступал как государственный человек, мечтал объединить духовные и материальные ресурсы России, чтобы возвести русский народ на “величайшую степень величества, могущества и славы”.

Учитель литературы. Перед вами прекрасное цветущее апельсиновое дерево, символизирующее человеческие знания. Срывайте плоды: на них даны названия отдельных наук. Расскажите о том новом, что внёс Ломоносов в эти области знаний.

География (отчёт в виде презентации).

Ломоносова считают одним из основоположников российской географии. Он сделал попытку географического описания страны, обосновал целесообразность освоения Северного Ледовитого пути, руководил созданием «Российского атласа».

Учитель географии. География, физика, химия, астрономия, метеорология и горное дело — все эти науки составляют лишь одну сторону многогранной деятельности Ломоносова. Рядом с естественными науками в его трудах обозначилось и другое направление — гуманитарное. Литература, история — вот чему был отдан талант Ломоносова.

Учитель литературы. Докажите справедливость слов критика В.Г. Белинского о значении творчества Ломоносова: “ С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим”.

Литература  (отчёт в виде презентации).

Ломоносовский период в развитии русского литературного языка. Теория «Трех штилей». «Российская грамматика». Тема Родины, науки и мира в торжественных одах М.В. Ломоносова. Отражение русского национального характера в оде М.В. Ломоносова 1762 г., посвященной восхождению на престол Екатерины II.

Учитель географии  (презентация учителя).

 300 лет прошло со дня рождения великого ученого, физика, химика, астронома, геолога, приборостроителя, географа, поэта М. В. Ломоносова. Он сделал сам немало географических открытий в своей жизни. Но и после его смерти на карте мира появилось множество географических точек, носящих его имя.

Учитель литературы.  Да, вклад М.В. Ломоносова в географию и литературу огромен. Но мы не должны забывать, о том, что кроме этих наук М.В. Ломоносов совершил множество открытий в других областях. 

 Беседа с классом. 

Учитель географии. В какие ещё науки внёс свой вклад М.В. Ломоносов?

Примерные ответы учащихся:

Химия — в XVIII веке была вспомогательной наукой. Ломоносов вывел её в ряд “первейших наук”, создал химическую лабораторию. Нашёл рецепты цветных стёкол, мозаичной массы — смальты, основал мозаичную фабрику.

Физика — 1748 год — открытие закона сохранения материи и движения, теория теплоты, изучение атмосферного электричества.

Астрономия — Ломоносов открыл наличие атмосферы на Венере.

Метеорология — Ломоносов был пионером в этой науке, проводил систематические наблюдения погоды, создал различные варианты барометра.

Минералогия — Ломоносов организовал повсеместный сбор образцов минералов и создал их каталог. Работал над «Всеобщей российской минералогией».

История — Ломоносов был не только естествоиспытателем, огромен его вклад в развитие гуманитарных наук. Он написал исторический труд «Древняя российская история».

Учитель литературы. А теперь давайте ответим на волнующий нас вопрос:   Какая из наук, литература или география, интересовала М.В. Ломоносова больше?

Примерные ответы учащихся:

Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. Первый русский учёный - естествоиспытатель занимался с увлечением не только изучением этих и многих других наук, но и сам внёс  огромный вклад в их развитие. Трудно, скорее, невозможно определить, чем более всего увлекался М.В. Ломоносов: физикой или химией, приборостроением или астрономией, географией или металлургией, геологией или литературой, историей или изобразительным искусством. Ещё А.С. Пушкин сказал о нём: «Он был первым нашим университетом».

Учитель литературы. Ты знаешь всё, мой друг, но кроме одного, 
А именно, что ты не знаешь ничего, - это было написано русским поэтом в 18 веке – в век Просвещения и Возрождения, когда знания и образованность ставились превыше всего, они были поставлены на служение обществу, государству.

Учитель географии. Считаете ли вы, что человеку необходимо приобретать новые знания, совершенствовать их? 


         Учитель литературы. Для чего нужны знания людям и лично вам? 


         Учитель географии. Да, действительно, приобретённые вами в школе знания помогут вам в жизни дальнейшей. Примером тому является Ломоносов, который все свое творчество, всю свою деятельность поставил на службу Отечеству, т.к. верил в будущее своего государства.

Учитель литературы (презентация учителя). 

Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования очень велика.

Ломоносовская идея демократизации отечественного образования, учреждения сети начальных школ и гимназий (1760 г.).  Роль М.В. Ломоносова в деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге. Составление «Проекта регламента Академической гимназии». Расширение социального состава гимназистов. Введение русского языка, русского красноречия и русской истории в программу гимназического обучения. Публицистическое послание М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». М.В. Ломоносов и развитие высшего образования в стране. Основание Московского университета.

Учитель географии. Мы вступили в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки играют определяющую роль в жизни человека. Без знаний скоро нельзя будет работать, приносить пользу обществу, ибо физический труд взяли на себя машины, роботы; все вычисления, чертежи, расчёты, отчеты, планирование выполняют компьютеры. А значит, человеку остаётся только думать, выдвигать новые идеи. 


          Учитель литературы. А для этого нужно учиться, особенно с юного возраста, т.к. знания растут и усложняются с каждым годом. Так что, дорогие ребята, не теряйте времени зря, берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости можно освоить легко и быстро. 
Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте географию и литературу. И то и другое должен знать, хорошо знать интеллигентный человек.

Учитель географии. “Моё единственное желание, — писал Ломоносов незадолго до смерти, — состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы”. Ломоносову недостаточно было выразиться в своих научных и художественных созданиях. Зажечь от своего огня как можно больше искренних молодых сердец — только так, считал Ломоносов, можно прожить жизнь не напрасно.

Учитель литературы. Поэтому завершить сегодняшний урок хотелось бы знаменитым обращением Ломоносова к молодому поколению, которое через века звучит как его нравственное завещание потомкам.

(Подготовленный ученик читает отрывок из оды Ломоносова «О, вы, которых ожидает…».)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Михаил Васильевич Ломоносов

Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов...

Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))

В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...

ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ – МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

Интегрированный урок 9 (география=литература) в 9 классе 2часа. Учитель географии: Афанасьева О.А. и учитель литературы: Бурых И.М....

«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.

Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО....

Урок-игра в 7 классе Тема: «Великие люди России - Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:  формировать представление  о прогрессе точных и естественных наук в России в данный период; раскрыть вклад М. В. Ломоносова в развитие просвещения и системы образования в России; вкла...