Открытое мероприятие по обществознанию "Права потребителей в эру цифровых технологий" 10 класс
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

Разработка мероприятия по защите прав потребителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по обществознанию в 10 классе

Тема: Права потребителей в эру цифровых технологий

Цели:

  • популяризация Закона РФ «О защите прав потребителя»
  • формирование знаний о правах потребителя в РФ и  умений их практического использования
  • воспитание основ потребительской культуры учащихся

Задачи:

  • продолжить изучение прав потребителей
  • формирование навыков рационального потребительского поведения
  • формирование правильного потребительского поведения в эру цифровых технологий.

«Кричит реклама: «Самый лучший!», но ты проверь на всякий случай» (слайд 1)

«Каждый умный человек должен брать с покупкой чек» (слайд 2)

«Хочешь жить – смотри срок годности товара» (слайд 3)

(слайд 4)

День защиты прав потребителей очень важный и нужный праздник. Ежегодно его отмечают 15 марта. Именно он помогает нам вспомнить о том, что все мы имеем право на безопасность, правдивую информацию, свободу выбора и право быть услышанным. Зная об этом шансов получить некачественную услугу гораздо меньше. Ведь если и продавец, и покупатель будут помнить свои права и обязанности, спорные вопросы будут решаться бесконфликтно, или хотя бы проще.

Историческая справка: (слайд 5 )

(слайд 6 ) Ещё в древнем Вавилоне в 18 веке до нашей эры царь Хаммурапи составил правила, в которых были статьи о наказаниях за обсчет, обвес и торговлю некачественным товаром. Так продавцы некачественного пива могли либо утопить в бочке с пивом, либо заставить пить некачественный напиток, пока торговец не падал замертво.

(слайд 7) В России новгородский князь Всеволод в 1135 году ввел наказания за обвес на рынках.

 (слайд8)  Во Франции в 16 веке продавца торговавшего некачественными яйцами могли закидать протухшими яйцами.

(слайд 9)15 марта1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.
  5. Право на возмещение ущерба.
  6. Право на потребительское образование.

 

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:

  1. Право на удовлетворение базовых потребностей.
  2. Право на здоровую окружающую среду.

В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) -Всемирная организация потребителей. Организация работает более 50 лет. Объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти развитых демократических государств.

Всемирная организация потребителейзащищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывает образовательную и правовую помощь.

(слайд 10) 9 апреля  1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

(слайд 11) В 1992 году был принят  первый в истории России закон,  направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей».

Население нашей планеты составляет почти 7 млрд. человек. И каждый

человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер,

профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть

моменты, которые объединяют нас. Например, то, что все мыпотребители.Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до своего последнего дня. Приобретая товары и услуги, которые необходимы ему для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем. При этом неважно: сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья. Надо знать, что и дети уже с раннего возраста, начиная с 6 лет, вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое, сок, булочку, поздравительную открытку, расплатиться за обед в школьной столовой, приобрести билет в кино.

Основные понятия, используемые в «Законе …»

Кто же такой потребитель? (ответы ребят, далее идет пояснение новых

(слайд 12) Потребитель -  гражданин использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерения приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд.

(слайд 13) Изготовитель - организация независимо от её формы собственности, а так же индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

(слайд 14) Исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли – продажи.

(слайд 15)  Продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин – предприниматель, реализующие товары

(слайд 16) Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

В отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

( слайд 17) Российской особенностью ВДПП является то, что каждый год он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2017  года: ««Права потребителей в эру цифровых технологий»

Интернет-магазин: виртуальная реальность

Современный мир — мир высоких технологий, которые с каждым годом становятся доступными каждому. Сегодня в жизни общества интернет — обыденная, повсеместно известная вещь, явление, особый вид информационных услуг. Со временем повседневностью стала и другая новинка — Интернет-закупки, Интернет-магазины.. Но у магазинов в Интернете есть свои особенности, например, доставка. Чаще всего для доставки товара покупателям используют курьера. А также немаловажный аспект в интернет-торговле это то, как покупатель может отстоять свои права на надлежащее качество товара и вообще на соответствие заказанной продукции — полученной/

Особенности покупок онлайн

Приобретение товаров в интренет-магазине регулируется ст. 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" (далее – закон о защите прав потребителей). Возникшие проблемы с покупками в сети нужно решать, опираясь на этот закон. Недобросовестный продавец, услышав вашу осведомленность в своих правах, может пересмотреть свою позицию. Основные пункты, которые должен знать каждый покупатель в Интернете:

(Слайд 18)

  1. Для совершения покупки через Интернет желательно составить договор. Как правило, продавец имеет стандартный шаблон договора, по которому работает с покупателями. Однако, никто не запрещает вам использовать свой шаблон договора. Это не обязательное требование, но в тоже время дополнительная гарантия.

(Слайд 19)

  1. Перед совершением покупки потребитель должен получить исчерпывающую информацию о товаре (ст. 26.1 закона о защите прав потребителей): буклеты, фото, видео, другие источники.
  2. Помимо этого покупатель должен быть осведомлен о фактическом адресе продавца, цене товара, оплате и сроке, в течение которого действует предложение о покупке.
  3. В момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон (п. 3. ст. 26.1 закона о защите прав потребителей).

(слайд 20)

  1. Пункт 4 ст. 26.1 говорит о том, что покупатель имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него на протяжении семи дней. Если в момент получения товара в упаковке не было информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, покупатель может вернуть товар в течение 90 дней с даты его получения. Если товар не соответствует индивидуально-потребительским свойствам покупателя, он может отказаться от него. В данном случае продавец в течение 10-ти дней с момента требования обязан вернуть оплату. При этом возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку.
  2. Для возврата товара продавцу он должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранить товарный вид и свойства на момент возврата.
  3. Отказаться невозможно только от одного вида товара, который сделан под заказ, по вашим индивидуальным параметрам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью.

(слайд 21)

  1. Если причиной возврата товара служит претензия к его свойствам, продавец вправе заказать проведение экспертизы качества. Если он будет настаивать на этой мере, срок обмена увеличивается и будет равным 20 дням (п. 1 ст. 21 закона о защите прав потребителей). Как правило, экспертиза проводится за счет продавца. Так как именно он оспаривает тот факт, что товар не соответствует первоначальным характеристикам. Если результат экспертизы не удовлетворяет покупателя, он имеет право оспорить это решение в суде.

(слайд 22)

  1. Если продавец имеет определенные задержки с заменой, согласно п. 1 ст. 21 закона о защите прав потребителей, он обязан предоставить вам другой товар во временное пользование. С момента обращения у продавца есть 3 дня для предоставления замены.
  2. Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка. Но такое требование не может считаться правомерным, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара.

(слайд 23)

 

Алгоритм действий для возврата/обмена товара

  1. Основное правило, действующее в отношении товаров, приобретенных в интернет-магазине – это право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю. Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.
  2. Покупателю дается 14 дней для того, что бы доставить не подходящий ему товар в интернет-магазин. Если интернет-магазин не довел в письменной форме (памятка) до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев.

(слайд 24)

  1. Составить требование о возврате товара. К нему обязательно нужно приложить оригинал расчетного документа (копию сделать для себя), а также копию паспорта покупателя. Оригинал чека лучше отдавать в тот момент, когда интернет-магазин непосредственно возвращает деньги или оформляет фактический обмен товара.
  2. Предоставить магазину товар, гарантийный талон, все комплектующие, притом ярлыки и бирки должны быть сохранены, а нарушение заводской упаковки не является основанием для отказа обмена товара или возврата денег.
  3. Получить деньги от продавца или оформить обмен. В последнем случае нужно оплатить разницу в стоимости товаров (если обмен происходит на более дорогую модель), получить гарантийный талон и чек.

 (слайд 25)

Алгоритм действий в случае покупки неисправного товара

  1. Если товар оказался неисправным, его необходимо вернуть до окончания гарантийного срока. В случае, если вес товара больше 5 кг, интернет-магазин должен оказать доставку товара в сервисный центр.
  2. Сервисный центр должен выдать заключение о том, что товар неисправен или не может быть отремонтирован. Согласно п. 1 ст. 20 закона о защите прав потребителей, срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. Лучше лично предоставить товар в сервисный центр, так как продавец может повлиять на результат экспертизы и сделать виновным покупателя.
  3. Доставить товар по адресу интернет-магазина. Предоставить акт, чек, гарантийный талон и все комплектующие.
  4. Получить деньги от продавца или оформить обмен.

 (слайд 26)

Период возврата денег покупателю

Для возврата денег необходимо составить акт возврата, в котором должны быть две подписи (покупателя, продавца). Продавец должен вернуть деньги в момент составления акта, однако у него есть право совершить возврат в течение 10-ти дней. При этом есть три варианта возврата:

  • наличными;
  • перевод через почту;
  • на карту или счет.

Расходы по перечислению суммы несет продавец.

 (слайд 27)

Продавец отказывается вернуть деньги

Если магазин после составления акта возврата в течение 10 дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд. При этом нужно предоставить всю информацию, среди которой: все платежные документы, факт отказа продавца от возврата (если это возможно), электронная переписка, сам товар, гарантия, упаковка.


Постепенно все проще становится отстоять свои права не только в повседневной жизни, но и в жизни виртуальной, борясь за свои права с недобросовестными on-line продавцами, все чаще закон встает на сторону потребителя, уличает продавца, который пренебрег своими обязанностями по отношению к покупателю и применяя к нему соответствующие санкции.

Защита прав потребителя в Интернете

Потребитель в обыденной жизни защищен великим и могучим органом с грозным названием — Роспотребнадзор. Что же оберегает интернет-пользователя? Все тот же Роспотребнадзор! На своем сайте он постоянно делает напоминание о недобросовестных продавцах и обмане и как отличить мошенников от приличных бизнесменов. В помощь Роспотребнадзору функционируют все перечисленные в статье Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации. Однако следует придерживаться элементарной осторожности и благоразумия и не покупать дистанционно товары, которые могут иметь влияния на жизнь и здоровье, — продукты питания и лекарственные средства.

(слайд 28) Да-нет

  1. Реклама - информация о товаре, имеющая целью его продвижение на рынок.(да)
  2.  Ювелирные изделия  обмену и возврату не подлежит (да)
  3.  При покупке в интернет- магазине в  момент получения товара продавцом должна быть предоставлена в письменном виде информация о характеристиках товара, сроках его возврата, а также гарантийный талон (да)
  4.  покупатель имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара.(да)
  5. срок годности - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению? (да)
  6. покупатель имеет право отказаться от покупки  в интернет – магазине и вернуть товар без объяснения причин в течение 30  дней с момента его фактической передачи покупателю. (нет, 7 дней)
  7. товар не принимается к возврату в случае, если нарушена упаковка(нет)
  8. возврат денег покупателю за неисправный товар интернет – магазины осуществляют только наличными (нет)
  1. покупатель  имеет право отказаться от совершения покупки в интернет - магазине до передачи товара. (да)
  2.  Закон «О защите прав потребителя был принят в 1992 г. (да)

11Отказаться  от  товара, который сделан под заказ, по вашим индивидуальным параметрам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью нельзя (да)

12.Если причиной возврата товара служит претензия к его свойствам, продавец вправе заказать проведение экспертизы качества (да)

13.руководящие принципы защиты прав потребителей Генеральная Ассамблея ООН  закрепила в 2000 году. (нет)

14. Экспертиза качества товара производится за счет покупателя (нет)

15. обязательным  требованием для совершения покупки через Интернет является  составление  договора между магазином и покупателем  (нет)

16. Сертификат - Документ, подтверждающий соответствие товара установленным требованиям или нормам (да)

17. девиз ВДПП 2017  года: ««Права потребителей в эру цифровых технологий» (да)

18. Если товар оказался неисправным, его необходимо вернуть до окончания гарантийного срока (да)

19. Если магазин после составления акта возврата денег  в течение 10 дней не вернул деньги или устно отказался это делать, нужно составлять претензию на имя продавца с последующим обращением в суд. (да)

20. Бренд - Фирменное имя, товарный образ, защищенный юридически и признанный во всем мире (да)

(Слайд 29)

(Слайд 30)

«Потребитель прав всегда!» —
Мудрость так гласит народа.
Что ж, пожалуй, господа,
В праздник сей весенний года
Отмечаем важный день
И права мы защищаем,
Нам поздравить вас не лень,
Слушайте! Мы возвещаем:
Потребитель должен знать,
Если вдруг он брак купил,
Нужно деньги возвращать,
Ведь закон нас защитил!
И сегодня, и всегда
Всем вам качества желаем,
А в товары, господа,
Брак пускай не попадает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия "Чайная вечеринка" по английскому языку для 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение №32города Ставрополя   Открытое внеклассное мероприятие "Чайная вечеринка"по английскому языку для 5 классамуниципального об...

Мероприятие"Защита прав потребителей"

Мероприятие "Защита прав потребителей" составлено на основе моей авторской программы "Человековедение"для 10-11 классов и успешно опробировано на уроках обществознания.Оно помогает ученикам знать свои...

открытое мероприятие "День народного единства-Государственный праздник России" (7 класс)

Данное открытое мероприятие  проводится с целью знакомства учащихся с новым Государственным праздником-" День народного единства "....

Разработка открытого мероприятия "День защиты прав потребителя"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10770388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 339px; height: 480px; float: left;"}}]] МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...

Сценарий открытого мероприятия на английском языке для обучающихся 5-11 классов "Christmas party".

Данное мероприятие разработано учителем английского языка Бражниковой О.Н. к празднованию Рождества для обучающихся 5-11 классов....

Открытое мероприятие на английском языке для учащихся 7-х классов по теме «Schools around the World»

Открытое мероприятие на английском языке для учащихся 7-х классов по теме «Schools around the World»...