Конспект открытого урока в соответствиями с требованиями ФГОС "Права ребенка".
план-конспект занятия по обществознанию (7 класс)

Мантрова Ольга Викторовна

Данный материал будет полезен  учителям, работающим   в 7  классах  В наличии технологическая карта урока, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

Технологическая карта урока

по обществознанию

для 7 класса

«Как защищаются права ребенка»?

                                    Составила: Мантрова О.В.,

                                                                                        учитель обществознания,

                                                                                        истории

Моршанск, 2018

Тема: «Как защищаются права ребенка»?

Предмет: обществознание

Класс:

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель:  знакомство обучающихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка, Декларации по правам ребенка.

Задачи урока:

-познакомить с основными документами, регламентирующими права детей, формировать убеждения в том, что все дети имеют равные права.

-совершенствовать навык работы в группе, умения слушать других, правильно выражать свою мысль;

-формировать активную гражданскую позицию.

Методы: словесные, наглядные, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые

Ресурсы и оборудование: учебник А.А. Никитин. Обществознание 7 класс, текст Конвенции о правах ребенка (выборка); карточки с заданиями; компьютерная презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

-Здравствуйте ребята, рада приветствовать вас на уроке. Для того чтобы, урок прошел хорошо, вам понадобиться много хорошего настроения, трудолюбия и находчивости.

понадобиться много хорошего настроения, трудолюби

понадобиться много хорошего настроения, трудолюбия и

находчивости. 

Приветствовать

учителя.

Приветствие учителя.

Актуализация знаний

-Ребята, как всегда начинаем наш урок с блиц – опроса.

1.Страна, где человек родился и вырос.                  ( Родина, Отечество).

2. Самый главный город каждой страны (столица)

3. Человек, любящий свою родину (патриот)

4. Как называется  основной закон страны? (Конституция)

5. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. (Гражданин)

6. Человек,  получивший от народа право на власть. (Президент)

7. Какие символы государства вы знаете (Гимн, герб, флаг)

8. Как называются правила, которые устанавливает государство (Закон)

Определение темы урока, постановка цели

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас.

- Послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение и с помощью него определите первое слово нашей темы сегодняшнего урока.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый – самый важный?

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент,

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для любой страны – ребенок! (Слайд 1)

-С помощью истории, которую я  вам сейчас прочту, определите второе слово темы нашего сегодняшнего урока.

Директор школы разрешил ребятам репетировать после занятий, а тёте Вале нужно мыть пол в этом помещении, поэтому она просит детей идти домой.

– Мнения разделились: Ваня предлагает отстаивать своё право (то есть остаться и продолжать репетировать), а Павлик предлагает идти домой, потому что считает, что старшие всегда будут считать себя правыми в отношениях с детьми.

– С одной стороны, ребята имеют право находиться в помещении – это решение директора. С другой стороны, уборщица (которая тоже должна подчиняться директору) не согласна с этим и настаивает, что дети должны слушаться её, потому что она старше. Ваня справедливо видит в этом нарушение своих прав и прав своих одноклассников.

-Какое ключевое слово мы встретили в данной истории (права)

-Определите тему сегодняшнего урока.

Тема наша состоит из двух терминов - Ребенок и права.

- Давайте вспомним значения этих слов.

Ребенок – человек, не достигший 18 лет.

Права – возможность что – либо делать, осуществлять.

Ребенок - это самое дорогое, что есть у ваших родителей, которые заботятся о вас. О вас заботится и государство. Во многих странах мира, в том числе и в России, отмечают праздники, посвященные детям (1 июня – День защиты детей). Мы с вами живем в России, которая является правовым государством, т.е. в России все граждане обладают равными правами. Каждый ребенок с самого рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права.

- Что мы должны с вами сегодня узнать на уроке

(Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Конвенцией  и Декларацией о правах ребенка и узнать, какими правами обладают маленькие жители нашей планеты)

Права ребенка

Ответы обучающихся (узнать, какие права есть у ребенка, Названия официальных документов, где они прописаны)

Открытие новых знаний

Проведем мы наш урок в форме путешествия. Собираясь в путешествие, человек берет с собой необходимые вещи. Соберем чемоданы и мы. Но возьмем мы с собой не вещи, а права.   В этом нам поможет перечень прав, который у нас представлен на доске. (Права прописаны на доске)

-Какие права встретились?

-Какими из перечисленных вами прав может пользоваться ребенок?

- Итак, ребенок тоже человек. Как вы думаете, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка?

Причины: (Слайд презентации 2)

1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;

2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

-А теперь поиграем!

Игра «Полет на воздушном шаре». (Воздушный шар распечатан, рядом с ним таблички с правами ребенка)

 «Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Ваш воздушный шар начинает падать. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5). Мешки - это надписи с правами. Выберите, какие права на ваш взгляд наиболее важны.

Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:

• Право на образование.
• Право на жилище.

• Свобода слова.

• Право на равенство перед законом.
• Право на жизнь.
• Право на свободу передвижения.

• Право на охрану здоровья.
• Право на свободу передвижения
• Право на социальное обеспечение

• Право на доступ к информации

- Легко ли вам было справиться с заданием? 

- Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?

Работа с названиями прав, прописанных на доске

По окончании самостоятельной работы учащиеся презентуют свои результаты.

Ответы детей

Ответы детей

Причины:

1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;

2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Дети вовлечены в игру

Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.

Заглянем в историю и рассмотрим путь, который проделало общество, чтобы понять, что дети полноценные члены общества и имеют права.

От времен античности до IV столетия нашей эры: новорожденных топили, выбрасывали со скал, приносили в жертву богам. Детей до 6-7 лет даже не учитывали во время переписи населения, т.к. у них было мало шансов выжить, а тех, кто выживал сразу, признавали взрослыми. Первый интерес к детям возникает лишь в XVI веке. Признается, что дети имеют отличия от взрослых, которые следует учитывать в процессе обучения и воспитания.

В начале ХХ века идея прав ребенка заняла прочные позиции. Первые международные документы, касающиеся детей, рассматривали вопросы не столько обеспечения прав ребенка, сколько меры, не допускающие рабства и эксплуатации детского труда, торговли детьми.

Первым документом в области охраны прав и интересов детей стала Женевская декларация прав ребенка. После Второй мировой войны, в 1945 году возникла Организация Объединенных Наций (ООН). Задачами новой организации стало содействие уважению к правам человека.

Первым стандартом ООН, посвященным исключительно правам детей, была Декларация прав ребенка, в которой перешли от помощи и защиты детей к защите прав детей. Однако декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация. 

Работа с презентацией, запись в тетрадь основной информации

Физкультминутка

Игра «различаем права и обязанности»

Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.

- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.  (Право)

- Каждый, кто заболел, получает квалифицированную медицинскую помощь. (Право)

- Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии.  (Обязанность)

- В 7 лет ребёнок идёт в школу.  (Право)

- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.  (Обязанность)

- Родители воспитывают детей. (Обязанность)

- Ученик выполняет домашнее задание. (Обязанность)

 -Молодцы!

Выполняют задания учителя

Продолжение работы по теме

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Это - документ высокого международного уровня, имеющий обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. К настоящему моменту 139 стран подписали этот документ, среди них и Россия. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в какой-то степени к самостоятельному их осуществлению и защите. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

1959г. - ООН была принята Декларация прав ребенка.

1989г. - принята и Конвенция ООН о правах ребенка.

1998г. – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка».

В Российской Федерации  следят за соблюдением Конвенции специальные люди – уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны.

Закрепление

Ролевая игра «Юридическая консультация».  (Приложение 1) 

Раздаются  задания группам (класс делится на ряды). На ваших столах лежат документы, защищающие ваши права. На основании предложенных документов разберите ситуации, предложенные группам. Обсуждение и решение ситуаций групп с обоснованием, ссылкой на Конституцию или Декларацию о правах ребенка.

Ситуация № 1(ряд)

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Учитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ситуация № 2 (2 ряд)

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Учитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

Ситуация № 3 (3 ряд)

Бойкий мальчик Дима, прочитав о том, что он имеет полное право свободно выражать свое мнение, начнет на любом уроке «реализовывать свое право», то и дело, перебивая учителя, задавая ему десятки вопросов, споря с ним по поводу и без повода.

- Дима, ты мешаешь мне работать, - скорее всего, скажет в этом случае учитель.

-А я имею такое право, вот в ст. 12, 13, 14 Конвенции о правах ребенка об этом сказано, - ответит Дима.

Вопрос: Что вы ответите Диме в этой ситуации?

-Ребята, а чего эти дети совершенно не знают?

Решают юридическую ситуацию (с опорой на документы, которые у них распечатаны на столах).

Сын нарушает право соседей на отдых в тишине (Ст. 37 Конституции РФ). Он не уважает права других людей.

Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса).

Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

Другие ученики имеют право на образование (ст.43 Конституции РФ). А он мешал учителю вести урок и нарушал их права.

Статья 29 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек обязан уважать права других, уважать общество…» Следовательно, речь идет и об ответственности подростка.

Контрольный этап

Выполнение теста

 -Ребята, у вас на партах лежат листочки с тестом, подпишите их и ответьте на вопросы.

1.Что такое ООН? Как расшифровать буквы ООН?

А. название фильма,

Б. Организация Объединенных Наций,

В. неопознанный летающий объект.

2.Чем занимается ООН?

A. Защита прав человека.

Б. Проведение Олимпийских игр.

B. Наказание уголовных преступников.

3.Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

A. Лицо, до достижения 18 лет.
Б. Лицо, до достижения 14 лет.

B. Лицо, до достижения 16 лет.

4.Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

A. Деньги.
Б. Человек, его права и свободы.

B. Государство.

-Проверьте с помощью доски свою работу и оцените себя.

Самопроверка обучающихся, выставление оценок

Итог урока

-Назовите основные международные документы по правам ребенка? (Федеральный Закон об Основных Гарантиях Прав Ребенка в Российской Федерации.)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.

Ответы детей

Домашнее задание

Параграф 13- 14 повторить

Рефлексия

-Кто считает, что он не зря провел время на внеклассном занятии? Объясните, почему?

- Кто дома может поделиться новыми знаниями с братишками и сестренками?

- Вы все сегодня хорошо поработали.

Всем спасибо!

Учащиеся проводят самооценку

Предполагаемые ответы

Мне запомнилось….

Мне понравилось….

Я научу….

КОНСТИТУЦИЯ РФ (извлечения)

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

конспект открытого урока в 6 классе методом круговой тренировки в соответствии с ФГОС

Конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе методом круговой тренировки...

Конспект открытого урока английского языка в 9 классе "Праздники народов мира" в соответствии с требованиями ФГОС

Открытый урок английского языка в 9 классе "Праздники народов мира" - зто урок получения новых знаний, целью которого является развитие языковой компетентности учащихся. Урок проведен в соот...

Конспект занятия в соответствии с требованиями ФГОС Тема занятия: « Конструирование модели «Порхающая птица»

Цель: создание условий для формирования основ работы по сборке модели «Порхающая птица» с данным конструкторомЗадачи урока:Образовательные:  научить работать по предложенным инструкци...

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема"Законы сложения"

13.03.2019 года в 5 классе провела открытый урок по математике  по теме "Законы сложения"...