Подготовка к экзамену
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Мантрова Ольга Викторовна

Пробный вариант ОГЭ по обществознанию для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pronyy_variant_oge.docx122.98 КБ

Предварительный просмотр:

Пробный вариант ОГЭ 1

1.  Какие отношения относятся преимущественно к экономической сфере жизни общества?

1) учителей и учащихся

2) политических партий и избирателей

3) производителей услуг и потребителей

4) священнослужителей и последователей религиозных конфессий

2.  Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности

1) практической

2) художественной

3) трудовой

4) познавательной

3.  В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному

4. Верны ли суждения об обществе?

А. Общество — это исторический этап в развитии человечества.

Б. Общество — это отдельная страна, государство, регион.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5.  Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

 1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания

6.  Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

 1) верно только А  2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7.  К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

 1) уменьшение налоговых поступлений 2) увеличение объемов производства 3) сокращение расходов на оборону 4) развитие малого бизнеса

8.  Что из перечисленного характерно для предпринимательской деятельности?

 1) повышенная политическая активность 2) уравнительное распределение произведённых благ

3) отсутствие специальных способностей 4) наличие экономической свободы

9.  В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

 1) командному 2) рыночному 3) плановом 4) традиционному

10.  Верны ли следующие суждения о свойствах товара?

 А. Любой товар удовлетворяет потребности людей.

Б. Товар имеет определенную стоимость, в соответствии с которой его можно обменять на другой товар.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11.  Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) общими увлечениями

2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами

4) совместным ведением хозяйства

12.  В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

 1) патриархальной

2) демократической

3) неполной

4) партнёрской

13.  Верны ли следующие суждения о способах разрешения конфликтов?

 А. Конкуренция является одним из эффективных способов выхода из конфликта.

Б. Переговоры, посредничество часто используются при решении международных конфликтов.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14.  Способ образования и правовое положение высших органов власти называется

 

1) разделением властей

2) формой правления

3) политическим режимом

4) государственным суверенитетом

15.  Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?

 1) Парламент принял поправку в Налоговый кодекс.

2) Президент страны одобрил инициативу депутатов.

3) Депутаты парламента провели уроки в школах.

4) Жители микрорайона провели митинг против строительства торгово-развлекательного центра на месте сквера.

16.  Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

 А. Одним из примеров развития гражданского общества является усиление контроля центральных органов власти над местными.

Б. К институтам гражданского общества относятся общественные объединения, некоммерческие неправительственные организации.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17.  Что относится к социальным правам человека?

 

1) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

2) право на жизнь

3) избирательные права

4) право собственности

18.  Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?

1) разработка и принятие законов

2) управление федеральной собственностью

3) решение вопросов гражданства РФ

4) введение чрезвычайного положения

19. Пётр и Анна не достигли брачного возраста, однако их брак был зарегистрирован. При каком условии это стало возможным?

1) Пётр и Анна доказали работникам ЗАГС, что готовы заботиться друг о друге

2) Родители Петра готовы предоставить молодожёнам жильё

3) Пётр и Анна являются троюродными братом и сестрой

4) Пётр и Анна получили разрешение органов местного самоуправления

20.  Верны ли следующие суждения о международных документах?

А. Основополагающим документом международного права, где впервые были перечислены права и свободы человека, является Всеобщая декларация прав человека.

Б. Почти весь комплекс прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации и Международных пактах об экономических, социальных, культурных правах, вошёл в Конституцию РФ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21.  К основным видам юридической ответственности относятся, в том числе, дисциплинарная и гражданско-правовая. В приведённом ниже списке указаны черты их сходства и отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия

1) имеет характер государственного осуждения

2) применяется за нарушение договорных обязательств имущественного характера

3) наступает в случае нарушения трудовой дисциплины

4) имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя

 

 

Черты сходства

Черты отличия

22.  Установите соответствие между фактом политической жизни и видом демократии: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ФАКТЫ

 

ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ

А) референдум о принятии проекта Конституции

Б) участие в выборах в Госдуму

В) выборы главы политической партии

Г) делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания

 

1) прямая демократия

2) представительная демократия

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

23.  Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В ходе социологического опроса было установлено, что 55% опрошенных являются сторонниками официальной регистрации брака. (Б) При этом более трети опрошенных связывают нежелание официально регистрировать брак с недостаточной привязанностью мужчины и женщины друг к другу. (В) Вызывает опасение позиция значительной доли молодёжи о том, что в браке у супругов больше ответственности, обязательств, чем при совместном проживании без официальной регистрации брака.

 

Определите, какие положения текста

 

1) отражают факты

2) выражают мнение

 

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. 

А

Б

В

 

 

 

24.  В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Около трети опрошенных в 2000 г. и в 2010 г. не считают страну Z правовым государством.

2) В обоих опросах доля тех, кто считает страну Z правовым государством, выше, чем отрицающих это.

3) Большинство опрошенных связывают правовое государство с деятельностью парламента.

4) В 2010 г. больше опрошенных, чем в 2000 г., смогли ответить на поставленный вопрос и правильно обосновать свой выбор.

5) В 2010 г. в сравнении с 2000 г. вдвое возросла доля опрошенных, правильно понимающих сущность правового государства.

25.  В государстве П. в 2003 и 2013 годах были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие формы политической активности вы используете?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

2003 г., %

2013 г., %

обращения к властям

14

20

обращения в суд

4

10

обращения в СМИ

8

15

участие в митингах,

демонстрациях

15

16

участие в забастовках,

акциях протеста

23

15

готовность взяться за

оружие, пойти на

баррикады

26

10

не участвую

10

14

 

Результаты опросов, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В 2003 году в стране П. наблюдался высокий уровень политической нестабильности.

2) Уровень доверия населения СМИ как эффективному способу воздействия на власть в 2003 году был очень высок.

3) Большинство населения считает обращение в суд наиболее верным решением при необходимости защиты своих прав.

4) Угроза насильственного свержения власти не привела ни к каким существенным изменениям в политической ситуации в стране П.

5) За прошедшее между опросами десятилетие власти страны предприняли действия, направленные на снижение уровня недовольства населения государственной властью.

26.  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые — это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества — это те, кто читал непосредственно в книге вселенной.

В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим трудом, путем собственного мышления и соображения, приходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то всё-таки эта истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

 

(А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы)

27.  Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.

28.  Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

29.  Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характеристики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните любое из названных вами образных сравнений.

30.  С давних времен известен принцип: «Чтение — вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

31.  Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Пробный вариант ОГЭ 2

1.  В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?

1) Индийское общество многие века было разделено на касты.

2) Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.

3) Общество собаководов провело выставку собак бойцовых пород.

4) Общество любителей древностей издаёт ежемесячный журнал.

2.  Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием

1) познание

2) свобода

3) творчество

4) общение

3.  Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

4.  Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество — это всё человечество в его истории, современности, перспективе.

Б. Общество возникло одновременно с природой.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5.  Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?

1) основное общее образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

4) среднее профессиональное образование

6.  Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7.  Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует

1) распределение

2) обмен

3) производство

4) потребление

8.  К земле как фактору производства относится(-ятся)

1) леса, поля

2) фабрики, заводы

3) научные разработки

4) компьютерное программное обеспечение

9.  В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

2) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

3) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную предприятиями прибыль.

4) Государственный комитет по строительству определяет, что и где строить для развития производства.

10.  Верны ли следующие суждения о факторах формирования спроса?

А. На формирование спроса влияют культурные традиции общества.

Б. На формирование величины спроса влияет цена товара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11.  Что из перечисленного является значимым признаком для определения социальной структуры общества?

1) познавательные интересы людей

2) особенности характера людей

3) умственные способности людей

4) уровень образования людей

12.  Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) малой (нуклеарной)

13.  Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Несовпадение интересов социальных групп может привести социальному конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14.  Источник осуществления власти, выраженный в способности лица или организации влиять, основываясь на знаниях, нравственных достоинствах, опыте, на принятие решений в различных сферах общественной жизни, называется

1) закон

2) авторитет

3) сила

4) имидж

15.  В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. Каков политический режим страны Z?

1) тоталитарный

2) демократический

3) авторитарный

4) федеративный

16.  Верны ли следующие суждения о политике?

А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества.

Б. Политика связана с отношениями власти.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

18.  Что относится к полномочиям Совета Федерации?

1) решение территориальных споров между субъектами Российской Федерации

2) управление федеральной собственностью

3) разработка и исполнение бюджета страны

4) определение основных направлений внутренней политики

19.  Известный учёный подарил школе, в которой когда-то учился, оборудование для школьной лаборатории. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

20.  Верны ли следующие суждения о преступлении?

А. Преступление — это тяжкое правонарушение.

Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

21. Саше — 13 лет, Вале — 15 лет. Сравните правовой статус 13-летнего и 15-летнего подростков. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) право совершать мелкие бытовые сделки

2) возможность лично вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

3) право распоряжаться своими доходами

4) возможность получить наследство

 

Черты сходства

Черты отличия

22.  Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего.

Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.

В) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.

Г) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины.

 

1) правила этикета

2) обычаи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

23.  Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Идея доминирующей роли электронной техники и информатики развивалась с конца 1960-х годов. (Б) С начала 1980-х годов закрепился термин «информационное общество». (В) Информационное общество, как правило, используется как обобщённое понятие, охватывающее все стороны жизни.

 

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнение

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

24.  В стране А было проведено социологическое исследование среди молодёжи о мотивах получения высшего образования. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=6725

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Около трети опрошенной молодёжи считает, что оставаться без образования в современном обществе неприлично.

2) Образование позволяет жить не работая, по мнению четверти опрошенных.

3) Большинство выпускников продолжают учёбу в высших учебных заведениях по желанию родителей.

4) Половина старшеклассников поступает в высшие учебные заведения, чтобы в будущем иметь высокий доход.

5) Самый распространённый среди молодёжи мотив поступления в вуз – получение профессиональных знаний.

25.  В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос среди жителей крупных городов России. Предлагалось назвать 2−3 наиболее престижные профессии и столько же наиболее доходных профессий. Полученные данные (в %) представлены в таблице.

https://soc-oge.sdamgia.ru/get_file?id=618

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Престиж профессии врача за последнее десятилетие существенно вырос.

2) Большинство профессий, выделенных опрошенными как наиболее доходные, связаны с экономической сферой деятельности.

3) В 2005 г. юридические профессии входили в число наиболее популярных в обществе.

4) Оценка общественным мнением престижа различных профессий за последние годы резко изменилась.

5) При выборе профессии для большинства опрошенных более значим престиж профессии, чем ее доходность.

26.  Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.

В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система — это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.

В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.

В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе — рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.

 

(По материалам интернет-издания)

27.  Как автор характеризует экономические ресурсы общества? Какие примеры экономических ресурсов он привёл? Какую задачу призвана решить экономическая система?

28.  Чем, по мнению автора, различается положение человека в условиях командной экономики и свободного рынка? Используя обществоведческие знания, укажите одно любое преимущество и один недостаток положения человека в условиях рынка.

29.  На примере любой фирмы (предприятия) проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)

30.  В стране Z все решения по основным экономическим проблемам принимает государство; оно является фактическим собственником средств производства, финансовых и прочих ресурсов. К какому типу относится экономическая система страны Z? С опорой на текст оцените эффективность такой экономической системы.

31.  На основе текста и знаний обществоведческого курса составьте три предложения, раскрывающие роль государства в смешанной экономике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Подготовка к экзаменам

Данные материалы могут помочь учащимся подготовиться к экзаменам....

Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе

Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4...

Тренажёр и тест "Подготовка к экзамену" (выполнение заданий части А)

Данный ресурс поможет проверить знания, необходимые учащимся для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку (часть А)....

Рекомендации для учащихся и родителей по подготовке к экзамену

Психологи и социологи дают ряд советов, как уменьшить стресс и получить лучший результат при сдаче экзаменов. Здесь приведены некоторые из наиболее полезных рекомендаций....

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Скоро экзамен (психологическая подготовка к экзаменам)

В презентации рассматриваются основные направления и важные вопросы психологической подготовки выпускников к экзаменам....