Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10-11 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

Протасова Елена Николаевна

Рабочая программа по обществознаию (профильный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obshch._prof._10-11_klass_skan.doc704.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Настоящая программа по обществознанию (профильный уровень) составлена в соответствии с основной образовательной программой СОО МАОУ СОШ №21 ( утв. приказом от 31 мая 2018 г. №180-о), на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего  общего образования.

УМК: под ред Л. Н. Боголюбова,  «Обществознание» М. Просвещение 2018 г.

На изучение обществознания на профильном уровне отводится 207 часов за 2 года обучения/ 3 часа в неделю, в том числе-10 классс-105 часов, 11 классс-102 часа.

Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки)

  В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

   Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
  • основные социальные институты и процессы;
  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

     Уметь

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
  • анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
  • сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
  • объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  •  участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  •   подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

         Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
  •  ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской  позиции,
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических  ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений;  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
  • нравственной оценки социального поведения людей;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Содержание учебного курса

10 класс (105 ч.)

Глава  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

      Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

       Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

       Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

       Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

       Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

       Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Глава 2. Общество и человек

      Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

       Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.

       Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

       Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

       Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

       Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

       Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

       Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

       Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

       Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Глава 3. Деятельность как способ существования людей

      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

       Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

       Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

       Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

Глава 4. Сознание и познание

      Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

       Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

       Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

       Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

       Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

       Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

       Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Обобщение 2

Глава 5. Личность. Межличностные отношения

      Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

       Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

       Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

       Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

       Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

       Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

       Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.

       Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.

       Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

       Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

       Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

       Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Тематическое планирование

                                                                                       

Наименование разделов/тем

всего

10 класс

Глава  1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.

12

Глава  2. Общество и человек

22

Глава  3. Деятельность как способ существования людей.

10

Глава  4. Сознание и познание .

16

Глава  5. Личность. Межличностные отношения .

26

Повторение

15

Резерв

4

ИТОГО

105


Содержание учебного курса

11 класс (102 ч)

Глава 1. Социальное развитие современного общества

      Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

      Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

      Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

      Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

      Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

      Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

      Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

      Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

      Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

      Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

      Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

      Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Глава 2. Политическая жизнь современного общества

      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Глава 3. Духовная культура

      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

      Наука. Функции современной науки. Этика науки.

      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Глава 4. Современный этап мирового развития

      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

      


Тематическое планирование

                                                                                       

Наименование разделов/тем

всего

11 класс

Глава 1. Социальное развитие современного общества

28

Глава 2. Политическая жизнь современного общества

28

 Глава 3. Духовная культура

16

Глава 4. Современный этап мирового развития

8

Итоговое обобщение

2

Повторение

15

Резерв

5

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса

Данная программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы  ...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс

Рабочая программа по обществознанию (профильный  уровень) 10 класс к учебнику Боголюбова Л.Н....

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс (Л.Н. Боголюбов)

Программа учебной деятельности по обществознанию (3 часа в неделю, профильный уровень)...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова)

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова), рассчитана на 102 часа....

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень). 10-11 классы.

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 10-11 классов по линии учебников Л.Н. Боголюбова....