Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Тихомирова Анна Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_10_obshch.prof_.docx65.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

по обществознанию

(профильный уровень)

10 класс

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  2. Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;
  3. Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. 

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. 
              Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Программа рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю.

Цели и задачи  курса  обществознания в средней школе.

Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Цели курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:

  1. содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
  2. формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
  3. воспитание гражданственности и любви к Родине;
  4. создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
  5. выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
  6. интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
  7. содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
  8. помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  9. ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

  1. способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
  2. передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
  3. формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
  4. развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
  5. способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
  6. помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;

В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

• структурирование заданий  учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

•   особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной     в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,

аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

•   совершенствования собственной познавательной деятельности;

•  критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

•   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

•   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•   предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

•   оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения

морали и права;

•   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

 Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

— использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

— исследование реальных связей и зависимостей;

— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

 — отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

 — передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 

— уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

 — владение навыками редактирования текста;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов;

— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

 — владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Эле-

менты допол-ните-льно-

го

содер-

жания

Домаш-

нее задание

При-меча-ние

Дата проведе-ния

План

Факт

Раздел 1. Общество и человек (23 часов)

Глава 1. Общество (6 часа)

1

2

3

Что

такое

общество

Общество и природа

Общество и культура

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Общество как динамическая система. Основные сферы  жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа.

Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

Уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;

-давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;

- различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения;

-объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;

- объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств;

- объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах

Устный опрос. Проблемные задания. Составления таблицы «Общественные

 науки»

Изучить Ş1с.7-10

Изучить Ş1с.10-12, подготовить термины

Изучить Ş1 С.12-18, с.17 з.1,4 письменно

4

5

Общество как сложная динамичная система.

Социальные институты

2

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречи-вость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй культуры».

Культуры материальная. Проблема сохранения культурного наследия.

Законодательства об охране памятников истории и культуры.

Знать понятия темы.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ.

Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы»

Изучить Ş2, с. 18-21 подготовить эссе на тему с.27

Изучить Ş2, с. 21-27

Задания ЕГЭ

Часть А отработка

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество»

1

Повтори-тельно – обобщаю-щий урок

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество»

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом  учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Самостояте-льная работа

Повторить  Ş1-2

Задания ЕГЭ

Часть А отработка

Глава 2. Человек (17 часов)

7

8

9

Природа человека

Цель и смысл жизни человека

Науки о человеке

3

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека.

Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое  значение природы. Влияние научно – технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемо-го изменения окружающей среды.

Знать:

- что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова;

- примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии  между природой и обществом;

- разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями.

Уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий;

- объяснять взаимосвязь человека,  общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице)

Практические задания. Составить словарик по теме.

Изучить Ş 3с.27-29

Изучить Ş 3 с.29-31

Изучить Ş 3 с.31-35, в.4 с.35 письменно

ИКТ

10

11

Человек как духовное существо

Мировоззрение и его роль в жизни человека

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло в жизни человека.

Уметь:

- высказывать свое мнение;

- работать с текстом учебника;

- отвечать на поставленные вопросы;

- давать определение понятий;

- характеризовать моральные ценности;

- объяснять сущность мировоззрения;

Работа над документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям

Изучить п.4с.35-40

Изучить п.4 с.40-46, подготовить эссе на тему с.46

Задания ЕГЭ

Часть А отработка

12

13

14

Деятель-ность – способ сущест-вования людей

Многообразие деятельности

Сознание и деятельность

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Знать:

- что такое  деятельность;

- что такое потребности;

- иерархическую теорию потребностей.

Уметь:

- характеризовать черты деятельности;

- определять мотивы деятельности;

- раскрывать на примерах многообразие видов деятельности;

- определять взаимосвязь деятельности и сознания.

Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека»

Изучить п.5с.46-49

Изучить ş 5, с.50-51

Изучить п.5с.51-55, с.54 в.1,4,5 письменно

Задания ЕГЭ

Часть А отработка

15

16

17

18

Познание и знание

Познание чувственное и рациональное

Истина и ее критерии

Многообразие человеческого знания

4

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов.

Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.

 Знать, что представляют собой знание и процесс познания.

Уметь:

- объяснять сущность чувственного и рационального познания.

- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.

Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы «Истина и ее критерии»

Изучить ş6 с.55-57

Изучить ş6 с.57-58, с.66 «вопросы к документу» письменно

Изучить ş6 с.58-63

Изучить ş6 с.63-67, з.3 с.67 письменно

Задания ЕГЭ

Часть А отработка

19

20

21

Человек в системе социаль-ных связей

Личность

Самосознание и самореализация

3

Уроки изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация.

Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Знать связь свободы и необходимости.

Уметь:

- характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке;

-выделять основные признаки понятия «личность»

- объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается;

- определять связь между самоопределением и самореализацией личности

Групповые письменные задания по карточкам.

Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Составление словарика по теме.

Изучить п.7 с.67-69

Изучить ş7, с.69-71, с.76 з.3 письменно

Повторить Ş3-7

Задания ЕГЭ

Часть А отработка

22

23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек»

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Общество и человек»

2

Повтори-тельно – обощаю-щий урок

Контрольно-обобщающий урок

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Контрольная работа с различными уровнями сложности

Повторить Ş1-7

Составить кроссворд

Задания ЕГЭ

                                   Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (41 часов)

Глава 3. Духовная культура (8 часов)

24

25

Культура и духовная жизнь общества

Многообразие культур

2

Урок изучения нового материала

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в  России, проблемы его сохранения.

Знать:

- понятия темы;

- знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь:

- разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;

- уметь анализировать особенности некоторых ценностей и объяснять сущность культурного наследия

Задания по карточкам, тест со свободными ответами. Составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации

Изучить п.8 с.78-83

Изучить ş8 с.84-90, з.3,4 с.89 письменно

Зада-ния ЕГЭ часть А

26

27

Наука

образование

2

Урок изучения нового материала.

Комбини-рованный урок

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно – исследователь-ские и академические институты. Классификация наук. Школа  как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Знать:

- что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки;

-знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь:

- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения;

- знать, что представляет собой образование как институт общества;

-уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

- уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме.

Изучить п.9 с.90-95, з.2 с.99 письменно

Изучить п.9 с.95-100, работа над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра»

Презен-тация

28

29

Мораль.

Религия.

2

Урок изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприноше-ний. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.

Знать:

- что такое религия;

- роль морали в жизни человека и общества;

- некоторые особенности мировых религии. Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человека.

Составить словарик по теме.

Изучить п.10с.100-106

Изучить п.10 с.106-113, составить таблицу «Мировые религии»

Презен-тация,

сообщения

30

31

Искусство и духовная жизнь

Тенденции духовной жизни современной России

2

Комбинированные уроки

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь:

- анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которым оно обладает;

- пояснять, кто является субъектом художественной культуры.

 Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России.

Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России

Изучить ş11, с.113-119

Повторить  Ş8-11

Задания ЕГЭ

32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура»

1

Повтори-тельно – обобщаю-щий урокв форме тестирования заданий ЕГЭ

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Подготовить эссе на тему с.113

Задания ЕГЭ

Часть Б отработка

Глава 4. Экономика (7 часов)

33

34

35

Роль экономи-ки в жизни общества

Экономика и уровень жизни

Экономика и политика

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Знать:

- что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;

-что представляет собой производство;

- сущность информационных ресурсов экономики, а также других факторов производства.

Уметь:

- определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;

- определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;

- решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.

Составить словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности»,

«Общественное благосостояние»

Изучить п.12с.125-128

Изучить ş12 с.128-132

Изучить п.12 с.132-137, в.1, 5 с.136 письменно

36

37

38

Экономи-ческая культура

Экономическая свобода и социальная ответственность

Связь экономической культуры и деятельности

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности

Знать основные элементы экономической культуры.

Уметь:

- определять значение экономической направленности и социальных установок личности;

- определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения;

- объяснить, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике.

Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятка «Этический кодекс предпринимателя»

Изучить п.13с.137-143

Изучить ş13 с.143-146, з.4 с.150 письменно

Повторить Ş12-13

Задания ЕГЭ

Часть Б отработка

39

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»

1

Повтори-тельно – обобщаю-щий урок в форме тестирования

Знать основные положения урока.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать над текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач.

Подготовить эссе на тему с.137

Задания ЕГЭ

Часть Б отработка

Глава 5. Социальная сфера (21 час)

40

41

42

43

Социаль-ная структура общества

Социальное неравенство

Социальная стратификация

Социальная мобильность

41

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления изученного материала

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Знать:

- что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения;

- что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе.

Уметь:

-анализировать социальный образ, имидж личности;

-объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;

-разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

-пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей;

- анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий

Составить схему «Социальная структура общества» словарик по теме

Социаль-ная мобиль-ность

Изучить п.14 с.151-153, в.1,2 с.161 письменно

Изучить п.14  с.154-155

Изучить ş14 с.155-156 з.2 с.161 письменно

Изучить п.14с.156-162, схема «Социальная структура общества»

ИКТ

44

45

46

Социаль-ные взаимо-действия

Социальный конфликт

Социальные аспекты труда

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествую-щий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальные аспекты труда. Культура труда.

Знать:

- что такое социальная связь и социальное взаимодействие;

- какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей;

- причины социальных конфликтов;

- как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают;

- что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи.

Уметь:

- определять последствия социальных конфликтов;

- объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда;

- анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни;

-анализировать различные позиции в отношении поляризация общества, а также причины, способствующие этому;

- анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности

Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме

Изучить п.15 с.162-164, Подготовить эссе на тему с.173

Изучить п.15с.164-166

Изучить п.15 с.166-173, з.1 с.172 письменно

Задания ЕГЭ

Часть Б отработка

47

48

49

50

Социаль-ные нормы

 Социальный контроль

Отклоня-ющееся поведение

Преступность

4

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Уроки обобщения и закрепле-ния изученного материала

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.

Знать:

- что такое социальные нормы и социальный контроль;

-в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь:

- приводить примеры, характеризирующие виды социальных норм;

- определять причины отклоняющегося поведения;

- объяснять социальную опасность преступности

Составить таблицу «Виды социальных норм»

Роль права в жизни обще-ства

Изучить п.16 с.173-174

Изучить ş16 с.174-176, в.1 с.183 письменно

Изучить п.16 с.176-179

Изучить п.16с.179-184, в.4,5 с.183 письменно

Сообще-ния, презентации

51

52

53

Нации и межнаци-ональные отноше-ния

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национальная политика

3

Урок изучения нового материала

Комбинированные

уроки

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонациональ-ного государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Знать, что представляет собой межнациональные отношения.

Уметь:

-разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры;

-пояснять сущность этноцентризм и его влияние на взаимоотношение с разными народами;

- уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе;

- уважительно относится к национальной  инакости людей

Эссе на тему «Причины межнациональ-ных конфликтов и пути их преодоления» Словарик по теме.

Мента-льные особен-ности этноса

Изучить п.17 с.184-188, с.194 вопросы к документу 1, 4 письменно

Изучить ş17 с.189-191

Изучить п.17 с.191-196

Задания ЕГЭ

Часть С отработка

54

55

56

Семья и быт

Семья в современном обществе

Бытовые отношения

3

Урок изучения нового материала

Комбинированные

уроки

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетвореннос-ть браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль

Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи.

Уметь:

- описывать жизненный цикл семьи;

-анализировать мотивы и причины распада семей;

- анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

Составить схему «Функции семьи», словарик по теме

Тенден-ции раз-вития семьи в совре-менном мире, куль-тура семей-ных отноше-ний

Изучить п.18с.196-201

Изучить ş18 с.199-201, з.3,4 с.207 письменно

Изучить п.18 с.201-207, подготовить план на тему «Семья как социальный институт»

презентация

57

58

59

Социаль-ное развитие и молодежь

Молодежь как социальная группа

Молодежная субкультура

3

Урок изучения нового материала

Комбинированные уроки

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

Знать:

- акультуные проблемы нашего общества и молодежи;

- как изменяются социальные роли человека в молодые годы;

- какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников.

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы

Задания группами: выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения

Проб-лемы моло-дежи в совре-менной России

Изучить п.19 с.207-209

Изучить ş19 с.209-213, с.217 выполнить вопросы к документу

Повторить ş14-19

презентация

60

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Знать основные положения главы.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тестирование с несколькими вариантами ответа

подготовить эссе на тему с.218

Задания ЕГЭ

Часть С отработка

Глава 6. Политическая сфера(18 часов)

61

62

63

Политика и власть

Политическая сфера и политические институты

Политические отношения

3

Уроки изучения нового материала

Комбинированные уроки

 Форма проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе.

Уметь:

- пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

- анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Составить схемы «Политические институты», «Власть и ее виды»

Типо-логия власт-ных отно-шений

Изучить п.20 с.218-222

Изучить ş20 с.222-224

Изучить п.20 с.224-229, с.228 вопросы к документу 1, 4 письменно

Задания ЕГЭ

Часть С отработка

 64

65

66

67

Полити-ческая система

Государство в политической системе

Политический режим

Демократические перемены в России

4

Уроки изучения нового материала

Комбинированные уроки

Структуры и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Знать:

- что такое правосознание;

- каким образом взаимодействует право и правосознание;

- что такое правомерное поведение и его признаки.

Уметь:

- характеризовать основные элементы правосознания;

- объяснять предпосылки правомерного поведения;

- объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.

Уметь:

- давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях;

- анализировать виды монополии государства;

- анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности

Составить схему «Политическая система» и словарик по теме

Особен-ности фор-мирова-ния поли-тиче-ской элиты в современной России

Изучить п.21 с.229-232

Изучить ş21 с.232-234

изучить п.21 с.234-241, з.3, 4 письменно

Изучить ş21 с.237-241

Задания ЕГЭ

Часть С отработка

68

69

70

Граждан-ское общество и правовое государ-ство

Международные документы о правах человека

Местное самоуправление

3

Уроки изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Знать:

- основные положения урока;

- что такое гражданское общество;

- что представляет собой институт «Гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус;

- что такое правовое государство, каковы его основные признаки.

Уметь                                                                - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- анализировать взаимоотношения государства и общества

Решение проблемных заданий. Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме

Поли-тическая идео-логия

Изучить п.22 с.241-244

Изучить ş22 с.244-246

Изучить п.22 с.247-251, вопросы 1, 3 к документу с.250 письменно

Задания ЕГЭ

Часть С отработка

71

72

73

Демокра-тические выборы и полити-ческие партии

Типы избирательных систем

Многопартийность и партийные системы

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартий-ность и партийные системы.

Знать:

- что представляет собой политическая система;

- типологии политических партий и их сущность.

Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем.

Составить таблицу «Политические партии, их программы»

Особен-ности поли-тичес-кого про-цесса в Рос-сийской Феде-рации

Изучить п.23с.251-253

Изучить ş23 с.253-256, с.261 работа с документом

Изучить п.23 с.256-262, в.1-4 с.261 письменно

ИКТ

74

75

76

Участие гражда-нина в полити-ческой жизни

Политическое участие

Политическая культура

3

Уроки изучения нового материала

Комбини-рованный урок

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать:

- что представляет собой голосование,  референдум и каков их механизм;

- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.

Уметь:

- объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

- анализировать собственные и чужие политические симпатии  и определять факторы, способствующие политической активности населения;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения

Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий

Поня-тие поли-тичес-кой куль-туры. Поли-тическая психология и поли-тическое пове-дение

Изучить п.24 с.262-265

Изучить ş24 с.265-268, з.1 с.271 письменно

Повторить ş20-24

Задания ЕГЭ

77

78

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая сфера»

Контрольно-обобщающий урок по разделу «Основные сферы общественной жизни»

2

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Знать основные положения главы.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Повторить ş8-24

подготовить эссе на тему с.272

Задания ЕГЭ

79

80

81

82

Право в системе социаль-ных норм

Основные признаки права

Право и мораль

Система права

4

Уроки

изучения нового материала

Комбини-рованные уроки

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержания правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знать:

- чем отличаются подходы к определению права;

- роль системы права в регулировании общественных отношений;

- общее в морали и праве;

-что представляет собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Уметь:

- объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия;

-  разъяснять сущность права, а также различные его значения;

- уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах

Составить схему: «Структура права», таблицу «Отрасли права»

Изучить п.25 с.273-275

Изучить ş 25 с.275-276

Изучить ş 25 с.276-278

Изучить п.25 с.278-284. з.2 с.283 письменно

83

84

Источ-ники права

Виды нормативных актов

2

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов

Уметь:

- пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

- определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

Составить схему «Источники права»

Пра-вовые основы социальной защиты и социального обес-печения

Изучить п.26 с.284-288

Изучить п.26 с.288-295, вопросы 1, 2, 4к документу с.294 письменно

Задания ЕГЭ

85

86

87

88

Право-отноше-ния и право-наруше-ния

Правонарушения

Юридическая ответственность

Развитие права в современной России

4

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Комбинированный урок

Комбинированный урок

 Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной  России

Знать определения основных понятий темы.

Уметь:

- разъяснять сущность таких понятий, как «правосознания» и «правовая культура» личности;

- раскрывать важнейшие признаки правонарушений;

-  определять различия между проступком и преступлением;

- называть главные черты юридической ответственности;

- объяснять основные цели деятельности судебной системы      

                                                     

Составить таблицу «Виды юридической ответственности

Конс-титуци-онное судо-произ-водство

Изучить п.27 с.295-297

Изучить ş27 с.297-299

Изучить п.27  с.299-301, с.305 в.4 письменно

Изучить ş27 с.301-305

Задания ЕГЭ

89

90

91

92

93

94

95

Современное россий-ское законо-датель-ство Конституционное право

Административное право

Гражданское право

Трудовое право

Семейное право

Уголовное право

Экологическое право

6

Уроки изучения нового материала.

 Конституционное право. Административ-ное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров.

Уметь:

- объяснять общие черты и специфику отраслей российского права;

- определять сходство и отличие проступка от преступления

Составить словарик по теме, проанализиро-вать правовые документы, обсудить в труппах вопрос «Существуют ли правонаруше-ния, не опасные для общества?»

 Заня-тость и трудо-уст-ройство. Конс-титу-ционное судо-производство

Изучить ş 28, с.306-307, з.4 с.318 письменно

Изучить ş 28, с.307-309

Изучить ş 28, с.309-310

Изучить ş 28, с.310-312, с.317 вопросы к документу письменно

Изучить ş 28, с.312-313

Изучить ş 28,с.313-315

Изучить ş 28, с.315-318, подготовить эссе с.318

Задания ЕГЭ

96

97

98

Предпо-сылки право-мерного поведения

Правовая культура

Правомерное поведение

3

Уроки изучения нового материала.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Знать:

- что такое правосознание;

- каким образом взаимодействует право и правосознание;

- что такое правомерное поведение и его признаки.

Уметь:

характеризовать основные элементы правосознания;

- объяснять предпосылки, правомерного поведения;

- объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры

Эссе на тему «Правомерное поведение». Составить словарик по теме

Роль права в жизни общес-тва

Изучить ş 29, с.318-320

Изучить ş 29, с.321-323

Изучить ş 29, с.323-327, эссе с.328

99

100

101

Общество в развитии

Целостность и противоречивость современного мира

Проблема общественного прогресса

3

Комбинированный урок

Многовариант-ность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса

Знать:

- каковы проявления глобализации в экономической сфере;

- основные глобальные проблемы современности.

Уметь:

 Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития;

- объяснять, что такое процесс глобализации

 

Про-цессы гло-бали-зации

Изучить ş30, с.328-330

Изучить ş30, с.330-334

Повторить ş25-30

Задания ЕГЭ

102

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»

1

Повторительно-обобщающий урок

Знать основные положения главы.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Повторить ş1-30

Задания ЕГЭ

103

104

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществознание.10 класс».

Контрольно-обобщающий урок по курсу «Обществознание.10 класс».

2

Повторительно-обобщающие уроки

Знать основные положения главы.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Подготовить вопросы на С.343-351

Задания ЕГЭ

105

Итоговое повторение.

1

Урок закрепле-ния знаний

Составить кроссворд

Задания ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса

Данная программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы  ...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс

Рабочая программа по обществознанию (профильный  уровень) 10 класс к учебнику Боголюбова Л.Н....

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс (Л.Н. Боголюбов)

Программа учебной деятельности по обществознанию (3 часа в неделю, профильный уровень)...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова)

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова), рассчитана на 102 часа....

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень). 10-11 классы.

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 10-11 классов по линии учебников Л.Н. Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10-11 класс

Рабочая программа по обществознаию (профильный уровень)...