Программа дополнительного объединения по обществознанию 11 кл. "Прикладное обществознание"
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Поздеева Ирина Владимировна

Программа кружка «Прикладное обществознание» имеет  практическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_prikladnoe_obshchestvoznanie.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Программа кружка «Прикладное обществознание» имеет  практическую направленность.

 Актуальность и целесообразность  программы – формирование методологической компетентности обучающихся как основе исследовательской культуры и формирования мировоззрения. Методологическая компетентность характеризуется способностью на базе теоретических знаний решать задачи в различных сферах деятельности на основе самостоятельного исследовательского подхода. Научно-исследовательская деятельность как таковая нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов. Научность тому или иному исследованию придает использование в работе проверенных опытом теоретико-методологических оснований, подходов, методов, процедур, методик, что помогает получить объективные результаты, обладающие научной новизной и значимостью. Поэтому основной критерий эффективности исследования - это получение нового научного результата, приращение теоретического знания. Ученик, овладевающий навыками научно-исследовательской деятельности, должен знать методологию исследовательской деятельности, ее этапы, технологию; уметь использовать различные методы исследования и приемы творческой деятельности на практике; быть готовым к исследовательскому взаимодействию с действительностью.

Исследовательская работа формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учёбы в ВУЗе и научной карьеры. Опыт такой работы пригодится всем, чья деятельность будет связана с написанием текстов аналитического характера (резюме, отчётов, обзоров и т.п.), что сегодня востребовано на любом интеллектуальном поприще. Кроме того, это как раз та сфера деятельности, где ученик не только получает и осваивает новую информацию, но и имеет возможность применить свои знания и способности за рамками учебного процесса.

Таким образом, ещё будучи учениками, ребята имеют возможность убедиться, что знания, полученные в школе, имеют реальную ценность. Сформированные навыки помогут учащимся при подготовке к урокам обществоведческого цикла, при работе над рефератами и докладами по другим предметам.

Плодотворная научно - исследовательская деятельность возможна тогда, когда учащиеся владеют навыками свободного общения и квалифицированного информационного поиска. Поэтому, для достижения наилучшего результата занятия целесообразнее построить следующим образом, объединив темы в три смысловых блока.

Занятия, направленные на формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков.

Занятия, направленные на формирование основ информационной грамотности.

Занятия, направленные на освоение основ методики и техники социологического исследования.

На первом этапе достигается формирование устойчивой исследовательской мотивации, т.е. желание понимать информацию и сообщать её другим, происходит расширение интеллектуального и коммуникативного репертуара учащихся. Наиболее подходящей формой для формирования коммуникативной культуры, развития речевых способностей и осознания значения коммуникативного сотрудничества являются тренинги общения. Другими формами занятий могут стать дебатные игры, ораторские марафоны, интеллектуальные бои и т.д. Игровые формы занятий не только делают их более интересными, но и позволяют снять психологические блоки, развить креативные способности учащихся и вовлечь их в реальную деятельность.

Одной из форм исследовательской работы является написание реферата. Обучение реферированию как достаточно сложной интеллектуальной и коммуникативной деятельности должно сочетаться с обучением основам информационной грамотности и научно-исследовательской деятельности. Важно научить работать с документом, как источником необходимой информации, развить навыки работы с вторичной информацией и умение ее создавать (библиографическое описание, аннотация, библиографическое пособие), развить навыки поиска информации в различных поисковых системах. Помимо умения вести поиск важно развить навыки критического мышления, обобщения, умения пользоваться индуктивными, дедуктивными и аналогическими рассуждениями, научить строить свою концепцию, контролировать мыслительные процессы. Эти задачи решаются на втором этапе работы.

Наконец, на этапе работы над третьим тематическим блоком, учащиеся знакомятся с теорией и практикой социологического исследования. Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования). Господство на данном этапе групповой формы организации деятельности позволяет решить задачу формирования у старшеклассников таких качеств, как толерантность, объективность, взаимная ответственность.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели и задачи, решаемые в ходе реализации программы.

Цель: обучение приемам и методам научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Задачи:

  • развить   творческие способности учащихся;
  • способствовать развитию интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  • создать условия для совершенствования умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня знаний и эрудиции в области обществоведческих наук;
  • создать условия для овладения учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
  • способствовать формированию и развитию навыков информационной грамотности;
  • способствовать овладению учащимися навыками работы с источниками информации;
  • содействовать овладению методами и приемами научного исследования;
  • формировать активную жизненную позицию учащихся.

Практическая часть позволяет учащимся уяснить сущность основных методов сбора социологической информации, сформировать навыки самостоятельного сбора и интерпретации социологических данных (разработка анкет и социометрических тестов, проведение интервьюирования, заполнение таблиц, графическое изображение полученных результатов, подведение итогов социологического исследования).

Планируемые результаты.

Основным педагогическим результатом реализации данной программы является формирование не только методологической, но и других ключевых компетенций. Вот некоторые основные компетенции, реализуемые в ходе исследовательской деятельности учащихся, актуальные для гражданского образования (напомню, что компетенции выражаются и формулируются через соответствующие умения):

- умение извлекать пользу из опыта;

-умение опрашивать окружение;

-умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития;

- умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение;

- умение видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

-умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а так же с окружающей средой;

- умение сотрудничать и работать в группе;

- умение принимать решения - улаживать разногласия и конфликты;

- умение разрабатывать и выполнять контракты;

- умение принимать решение и прогнозировать его последствия; умение нести ответственность.

Формы контроля.

Оценивание результатов целесообразно проводить по следующим показателям:

- умение правильно использовать основные социологические понятия, методологически грамотно выстраивать интерпретацию различных социальных явлений;

- уровень овладения методами сбора социологической информации

- осознание сложных, разноуровневых связей в мире социальных явлений, их противоречивости и закономерностей их развития;

- творческая, конструктивная, гуманная позиция учащихся в решении социальных проблем.

- овладение навыками работы с информационными источниками, с информационно-поисковыми системами.

- овладение навыками составления библиографического описания, поиска фактической информации, умение создавать источники вторичной информации.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, деловые игры -"Библиопутешествие", "Что? Где? Когда?", "Библиополе", дискуссии, круглые столы, презентации и т.д. );

тематический контроль (создание библиографического пособия, проектной работы, исследовательской статьи и т.д.);

обобщающий контроль в форме презентации (в том числе и мультимедийной) личных достижений.

Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет, имеющих склонность к исследовательской деятельности. Периодичность занятий - раз в неделю по 1 часа.  Общее количество часов - 30.

     

 Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Всего часов

Теорет.

часть

Практич.

часть

Введение

1

1

-

Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков.

9

3

6

  1. Изучение и совершенствование коммуникативных качеств.  

2

0,5

1

1.2. Закрепление тренингового стиля общения.

2

0,5

2

  1. Определение степени интеллектуальных возможностей учащихся.          

2

0,5

1

  1. Формирование исследовательской мотивации, развитие интеллектуальных умений.      

2

0,5

1

  1. Обобщающее занятие.                                                                                      

1

1

1

Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности.

9

3

6

2.1. Информация, ее виды и способы существования в социуме.

2

0,5

1,5

2.2. Документ, как способ существования информации, типы и виды документов, нетрадиционные носители информации.                                                                                        

2

0,5

1,5

2.3. Поиск информации, виды поисковых систем, Интернет как глобальная поисковая система с неограниченными возможностями поиска.                                                        

1

1

2.4. Справочно-библиографический аппарат библиотеки как поисковая система.                                                                      

2

1

1

2.5.Библиографические справки, разновидности и способы выполнения, библиографическая справка, как источник информации.                                                                                         

1

0,5

0,5

2.6. Обобщающее занятие.                                                                                                

1

0,5

0,5

Раздел 3. Методы обществоведческого исследования.

9

3

6

3.1. Общие понятия о способах получения информации.                                              

2

1

1

3.2. Обществоведческое исследование и его этапы.

2

1

1

3.3. Методы социологического исследования.                                                                                                                      

3

3

3.4. Обобщающее занятие.                                                                                                

2

1

1

Итоговые занятия

2

1

1

Итого

30

11

19


Содержание программы

Введение ( 1 час.)

Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков (9 час.)

Изучение и совершенствование коммуникативных качеств (умения воспринимать и контролировать свои способы вербального и невербального общения; способности к эмпатическому сопереживанию; умению слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения).                                                   2 ч.

Закрепление тренингового стиля общения.                                                     2ч.

Определение степени интеллектуальных возможностей учащихся.             2ч.

Формирование исследовательской мотивации, развитие интеллектуальных умений (внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления и т.д.).                             2ч. 

Обобщающее занятие.                                                                                        1 ч.

Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности (9ч.)

Информация, ее виды и способы существования в социуме. Теория информационного общества, варианты его развития.                                                                                        1ч.

Документ, как способ существования информации, типы и виды документов, нетрадиционные носители информации.                                                                                         1ч.     

Поиск информации, виды поисковых систем, Интернет как глобальная поисковая система с неограниченными возможностями поиска.                                                        1ч.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки как поисковая система, его составляющие, варианты СБА для разного типа библиотек, знакомство с СБА детской библиотеки. Система каталогов и картотек - модель поисковой системы, знакомство с основными видами каталогов и картотек (алфавитный каталог, тематический (предметный) каталог, систематический каталог, систематическая картотека статей).                                                                      2 ч.   

Библиографические справки, разновидности и способы выполнения, библиографическая справка, как источник информации. Аналитическая переработка документа, вторичная информация и ее создание, организации и специалисты ее создающие. Библиографическое описание, основные виды БО. Аннотирование и реферирование, как источник информации о документе, виды и способы составления. Библиографическая продукция, ее использование при поиске информации, виды и типы БП, целевое и читательское назначение. Составление оригинального библиографического продукта каждым участником, с целью использовать его в своей научной работе, презентация БП.                                                                                             3ч. 

Обобщающее занятие.                                                                                                1 ч.

Раздел 3. Методы обществоведческого исследования.(9 час.)

Общие понятия о способах получения информации.                                              1ч. 

Обществоведческое исследование и его этапы: выявление проблемы, постановка гипотез исследования, выбор показателей и критериев оценки, сбор данных, анализ результатов, прогнозы, выводы, рекомендации, отчёт и статьи, активные методы воздействия на социальную реальность.

                                                                                                                                       4ч.      

Обзор наиболее часто используемых методов социологического исследования: наблюдение, включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ текста, социометрия.

                                                                                                                                       3ч.

Обобщающее занятие.                                                                                                 1ч.


Методическое обеспечение  программы

Темы разделов, занятий

Виды занятий

Приемы и методы организации УВП  

Дидактический материал

Оснащение

занятий

Формы подведения итогов

Введение. 

Лекция с элементами беседы, практикум 

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; решение познавательных заданий

Карточки с заданиями,

схемы  и таблицы,

иллюстрации

Иллюстративный

материал

Справочная и научная литература

Выполнение заданий по карточкам

Раздел 1. Формирование интеллектуальных и коммуникативных навыков (9 час.)

Тренинги на  изучение и совершенствование коммуникативных качеств (умения воспринимать и контролировать свои способы вербального и невербального общения; способности к эмпатическому сопереживанию; умению слушать, убеждать, осознавать свои социальные роли и формировать желаемые модели поведения).   Тренинги на изучение      мотивации, развитие интеллектуальных умений (внимания, памяти, логического и ассоциативного мышления и т.д.).                            

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; тренинги

Карточки с заданиями-ситуациями

Справочная и научная литература

Выполнение заданий по карточкам

Участие в тренингах

Раздел 2. Формирование навыков информационной грамотности (9ч.)

Практическая работа

 Разные способы работы с документами.                                                                                            

Работа в разных поисковых системах  Интернет.                                                        

Практикум  в библиотеке

Знакомство с СБА детской библиотеки. Система каталогов и картотек - модель поисковой системы, знакомство с основными видами каталогов и картотек (алфавитный каталог, тематический (предметный) каталог, систематический каталог, систематическая картотека статей).                                                                      

Работа с библиографическими справками, и способами их  выполнения.

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; тренинги                

Карточки с заданиями-ситуациями

Справочная и научная литература

Выполнение заданий по карточкам

Участие в тренингах

Раздел 3. Методы обществоведческого исследования.(9 час.)

Выполнение обществоведческого  исследования : выявление проблемы, постановка гипотез исследования, выбор показателей и критериев оценки, сбор данных, анализ результатов, прогнозы, выводы, рекомендации.                                                                                                                            

Использование  методов социологического исследования: наблюдение, включённое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ текста, социометрия.

Индив-ая, групповая, фронтальная работа; беседа, диалог; тренинги                

Карточки с заданиями-ситуациями

Справочная и научная литература

Выполнение заданий по карточкам

Участие в тренингах


Список литературы

        для педагога:

  1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / М., 1979.
  2. Диомидова, М.Г. Библиография [Текст]: учебник для ВУЗов / М.Г. Диомидова. - М.: Просвещение, 1989. - 221с.
  3. Ерофеева Н.А. Социология. Практический курс. Учебное пособие. / М., 1995.
  4. Игры - обучение, тренинг, досуг... под ред. Петрусинского./М.: "Новая школа",1994.
  5. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие / М., 2000.
  6. Моргенштерн, И.Г. Информационное общество [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / И.Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2000. - 78с.

Список литературы

   для детей:

  1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка / М., 1979.
  2. Диомидова, М.Г. Библиография [Текст]: учебник для ВУЗов / М.Г. Диомидова. - М.: Просвещение, 1989. - 221с.
  3. Ерофеева Н.А. Социология. Практический курс. Учебное пособие. / М., 1995.
  4. Игры - обучение, тренинг, досуг... под ред. Петрусинского./М.: "Новая школа",1994.
  5. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие / М., 2000.
  6. Моргенштерн, И.Г. Информационное общество [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / И.Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2000. - 78с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству "Золушка".

«Программа по декоративно– прикладному и художественному искусству «Золушка» (составитель: Тулупова О.В., педагог дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчества» ГО Саранск), 2002...

Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»

Программа дополнительного  образования по направлению« Декоративно-прикладное  творчество»"РАДУГА"...

Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному искусству «Сувенир»

Программа декоративно – прикладного творчества «Сувенир»  относится к художественно-эстетической направленности, к  образовательной области «декоративно – прикладное искусство». ...

Авторская программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству детского объединения «Солнечный колосок».

Данная программа разработана в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации», на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания граждан Российской Федераци...

рабочая программа дополнительного объединения "Увлекательный английский"

рабочая программа дополнительного объединения "Увлекательный английский"...

Программа дополнительного объединения по истории 11 кл. "Личность в истории русской культуры"

Отличительные  особенности  предлагаемой программы:  -  программа построена по хронологическому и тематическому принципам;  - программа ориентирована на закрепление, си...