Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука финансов»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Большакова Ольга Юрьевна

В 9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_dop.obr_.fin_.gram-t.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЛИЖНЕБОРИСОВСКАЯ СРЕДНЯ ШКОЛА»

Принято на заседании педагогического совета
от 28.08.2018 г. № 1.

Утверждено приказом от 30.08.2018 г. № 180.

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

«Азбука финансов»

Общеобразовательная  направленность

    Составитель:

Большакова О.Ю.

Учитель первой  категории  

          Возраст обучающихся: 14-15 лет

                                  Срок реализации: 1 год

с. Ближнее Борисово

2018г.

Структура программы

1.Титульный лист

2.Оглавление

3.Пояснительная записка.

 - Цели,задачи.

4.Содержание.

5.Планируемые результаты.

6.Организационно-педагогические условия (календарный учебный график (начало-конец (даты),продолжительность занятия, кол-во учебных недель и часов в неделю)

7.Формы аттестации (оценочные материалы)

8.Приложение.

-  Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Азбука финансов»  составлена на   основе авторской  программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 8 - 9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

---   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

---    Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

---    Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа предназначена для 9 класса, рассчитана на 36 часов (1 час в неделю) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2018 – 2019 учебный год.

Рабочая программа предусматривает использование УМК:

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, И.О. Рязанова.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц.. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Общая характеристика учебного предмета

«Финансовая грамотность» («Азбука финансов») является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 9 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 35 часа в 9 классе. 

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи: 

Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,

Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• Управление денежными средствами семьи;

• Способы повышения семейного благосостояния;

• Риски в мире денег;

• Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем;

• Человек и государство: как они взаимодействуют.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

 Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные: 

• сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

• владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

• сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;  сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные: 

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные: 

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,

бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Тематический план

В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся. Материалы для занятия контроля представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ) по каждому разделу

Курс финансовой грамотности в 9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание:

изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.

Раздел

Кол-во часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

7

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

6

Раздел 3

Риски в мире денег

6

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

9

Итого

35

Учебно - тематический план

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

7

3

4

1

Происхождение денег

+

2

Источники денежных средств семьи

+

3

Контроль семейных расходов

+

4

Урок- исследование: « Как можно сократить расходы…?»

+

5

Построение семейного бюджета

+

6

Урок–исследование «Как хорошо, когда снижаются цены!

+

7

Осуществление проектной работы «Что важнее для семьи:

+

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

6

2

4

8

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

+

9

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

+

10

Финансовое планирование как способ повышения Благосостояния

+

11

Финансовое планирование как способ повышения Благосостояния

+

12

Осуществление проектной работы (Что можно сделать ещё, чтобы научиться большему)

+

13

Выполнение тренировочных заданий, решение задач по разделу 2. «Способы повышения семейного благосостояния»

+

Раздел 3. Риски в мире денег

6

3

3

14

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться:

+

15

Игра: «Страхование. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?»

+

16

Риски в мире денег

+

17

Урок-обсуждение: «Как уберечься от финансовых пирамид?»

+

18

Осуществление проектной работы «Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?»

+

19

Решение задач, кроссвордов, викторины

+

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

20

Банки и их роль в жизни семьи:

+

21

Банки и их роль в жизни семьи

+

22

Собственный бизнес

+

23

Собственный бизнес

+

24

Валюта в современном мире

+

25

Осуществление проектной работы «Мой бизнес-план»

+

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

10

4

6

26

Налоги и их роль в жизни семьи

+

27

Налоги и их роль в жизни семьи

+

28

Семинар «Налоги»

+

29

Семинар «Налоги»

+

30

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости:

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

+

31

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости:

Игра «Пенсии родителей»

+

32

Дискуссионный клуб «Пенсионное обеспечение»

+

+

33

Осуществление проектной работы

+

34

Осуществление проектной работы

+

35

Заключительное занятие

+

+

Формы и методы оценивания результатов обучения и аттестации учащихся

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

•  текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;

промежуточного контроля (в заключение изучения раздела).

Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);

•  итогового контроля (по результатам изучения целого курса).

Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контроль может осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.

Таблица 1. ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ

ФИО:______________________  

Раздел:____________________________________

Дата

Текущий контроль

Промежуточный

контроль

Отметка

Таблица 2. ИТОГОВЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Результаты промежуточного контроля по каждому разделу

Итоговый

контроль

Общая

итоговая

отметка

Номер

раздела

1

2

3

4

5

Дата

Отметка

Прим.

Оценка учебных достижений учащихся должна быть максимально объективной. Объективность оценки обеспечивается её критериальностью.  Это означает, что учитель оценивает результаты учебной деятельности школьников на основе критериев. Критерий – это и есть то основание, по которому можно отличить одно явление от другого. В ходе учебной деятельности ученики будут осуществлять различные виды деятельности, следовательно, должны быть разные критерии оценки каждого вида деятельности и её результатов. Учитель должен познакомить учеников с критериями оценки до начала работы. Очень важно, чтобы ученики знали, по каким основаниям будет оцениваться их работа на уроках. Поэтому далее будут представлены критерии оценки той или иной учебной деятельности и учебных результатов, а также методика проведения оценки.

Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов. Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки следующие:

1. Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи.

2. Оценка альтернатив.

3. Обоснование итогового выбора.

Ученики заранее, на первом занятии знакомятся с критериями и тем, как именно необходимо будет оформлять решение такой задачи.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре – это его вклад в развитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно ученик участвовал в обсуждении; имеется в виду, конечно, качественная, а не количественная активность ученика. То есть речь идёт о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагать более подходящие варианты. Оценка работы ученика всё же будет достаточно субъективна. Поскольку мы здесь не можем предложить количественные измерители, учитель должен ориентироваться на качественные характеристики и, самое главное, данную работу необходимо оценивать не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умения, т. Е насколько активнее (в нашем понимании) ученик работает на данном уроке, чем на предыдущем. Так, если ученик абсолютно не участвует в работе, игнорирует такого рода деятельность, то на усмотрение учителя он может получить 0 или 1 или вообще не иметь никакой оценки. Второй вариант будет более приемлемым и гуманным. Бывают ситуации, когда ученик испытывает психологический барьер при выступлении или пока не освоил умение вступать в коллективное обсуждение. Если ученик до- статочно активен на уроке, то, безусловно, он заслуживает позитивной отметки (4 или 5). Пусть и субъективно, но всё же оценивать работу на семинаре необходимо. Нужно делать так, чтобы формировалась не только внутренняя мотивация, но и внешняя, для школьников это важно. Хорошая отметка может стимулировать ученика на более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверка овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответа более субъективна, чем письменного, но тем не менее выделим общие принципы:

1. Если ученик не отвечает на большинство вопросов, то ответ оценивается в 2 балла, т. е. неудовлетворительно.

2. Если ученик отвечает на половину вопросов или на большинство вопросов частично, то ответ оценивается в 3 балла, т. е. удовлетворительно.

3. Если ученик достаточно уверенно отвечает на большинство вопросов (более 70%) или отвечает почти на все вопросы, но делает несколько существенных ошибок, то ответ оценивается в 4 балла, т. е. хорошо.

4. Если ученик отвечает на все вопросы, делает несколько несущественных ошибок, то ответ оценивается в 5 баллов, т. е. отлично.

Оценивание письменной контрольной работы осуществляется следующим образом:

За каждый правильный тестовый вопрос – 1 балл. За каждую решённую предметную задачу – 2, 3 или 4 балла (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях). За каждую практическую мини-задачу – 3, 4 или 5 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях). За развёрнутый письменный ответ на вопрос – 5, 6, 7 или 8 баллов (баллы указаны в материалах для учащихся в заданиях).

По сумме баллов итоговые отметки выставляются так:

0–50%: неудовлетворительно;

51–70%: удовлетворительно;

71–90%: хорошо;

91–100%: отлично.

Оценка эссе на экономическую тему

Эссе – это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для учащихся ученикам предлагается несколько тем для эссе. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявить свои творческие способности, а развивать их. Мы знаем, что развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому, чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по поставленной автором проблеме), тем больше у него будет развиваться умение создавать собственные мысли. Вообще размышление над высказываниями мудрых людей помогает понять суть предмета, поэтому и должно быть высоко оценено. Если учитель задаёт домашнее задание «написать эссе на выбранную тему», а учащийся ни чего не написал или сделал отписку, просто перефразировав высказывание, то ученик получает неудовлетворительную оценку. Ставить отметку 3 балла за попытку размышления всё-таки не педагогично, может отбить у учащегося желание вообще писать подобные сочинения. Поэтому далее мы говорим об отметках 4 и 5. Для начала выделим критерии, в соответствии с которыми ученики пишут эссе, а учитель проверяет его.

Критерии:

1. Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не просто перефразирует мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объясняет, что автор имел в виду.

2. Логичность и системность изложения собственных мыслей. Под логичностью мы понимаем установление причинно-следственных связей между объектами, явлениями и процессами экономической действительности. Системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого.

3. Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения должны носить научный характер. Именно то, что было учениками освоено на уроках (понятия и знания), должно быть использовано для построения и аргументации собственной позиции.

4. Уровень фактической аргументации. Фактическая аргументация призвана подтвердить конкретными примерами (из обществознания, истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию ученика по обсуждаемому вопросу. При оценке эссе учитель в первую очередь оценивает качественный прирост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Наша задача – запустить этот механизм, при котором ученик может воспринимать действительность не только алгоритмически, но и творчески. Однако же творчески не значит «как в голову взбредёт»! Поэтому учитель должен показывать достоинства, а также недостатки в размышлениях учащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенно исказил суть понятия или использовал совершенно неподходящее знание, или привел примеры, не объясняющие данное явление, и др.

Оценка выполнения проекта

Критерии оценки:

1. Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.

2. Сформулированность целей проекта.

3. Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.

4. Качество реализации проекта.

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметного содержания, должна оцениваться только позитивными отметками, чтобы стимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому в случае, когда в проектной работе учащегося максимально соблюдены все критерии и учащийся действительно самостоятельно (не списывал из книги) выполнил работу, то её следует оценить максимально, т. е. на отлично, при этом оговорив, конечно, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые её элементы, то следует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.

Оценка выполнения исследовательской работы

Критерии оценки:

1. Постановка исследовательской проблемы.

2. Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.

3. Использование адекватных методов исследования.

4. Использование разнообразных информационных источников.

5. Адекватность выводов. Все комментарии, указанные в предыдущем пункте, справедливы и для оценки исследовательской работы.

Перечень заданий для оценивания результатов обучения

–  Тематический тест (проверяет усвоение предметных знаний по данному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).

–  Тематические задания проверяют усвоение предметных знаний и формирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.

–  Практические мини-задачи проверяют овладение умениями и компетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.


Приложение

Тематическое планирование

Тема

Содержание

Основные понятия

Компетенции

Дата проведения

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

план

факт

1

Происхождение денег

  1. Деньги: что это такое?
  2. Что может происходить с деньгами и как это влияет
  3.  «Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных)

денег?»

Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов

влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России

и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России

на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и

личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит,

дефицит, личный бюджет.

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки

потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений..

 

7.09

2

Источники денежных средств семьи:

2.1. Какие бывают источники доходов

2.2. От чего зависят личные и семейные доходы

2.3. «Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?»

14.09

3

Контроль семейных расходов:

3.1.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

21.10

4

Урок- исследование «Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и про-дукты питания (какие возможности есть в нашем  селе)?»

28.10

5

Построение семейного бюджета:

4.1. Что такое семейный бюджет и как его построить.

4.2. Как оптимизировать семейный бюджет?

4.3. Игра «Управляем денежными средствами семьи»

4.4. Круглый стол «Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?»

5.10

Урок–исследование «Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как

для семей, так и для государства?»

12.10

6

7

Осуществление проектной работы «Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление,покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать

в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?»

благополучно развиваться?»

Закрепить полученные знания и умения по теме «Управление денежными средствами семьи»

19.10

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

8-9

Способы увеличения семейных доходов с использованием

услуг финансовых организаций:

5.1. Для чего нужны финансовые организации?

5.2. Как увеличить семейные доходы и снизить расходы с использованием

финансовых организаций?

Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счёте;

варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования, расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиции от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов.

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое

планирование.

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

26.10

2.11

10

11

Финансовое планирование как способ повышения Благосостояния

6.1. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

6.2. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

6.3. Игра «Планируем свое будущее»

9.11

16.11

12

Осуществление проектной работы (Что можно сделать ещё,

чтобы научиться большему)

23.11

13

Выполнение тренировочных заданий, решение задач по разделу 2. «Способы повышения семейного благосостояния»

Закрепление изученного материала

30.11

Раздел 3. Риски в мире денег

14

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться:

7.1. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

7.2. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

7.3. Чем поможет страхование

7.4. Игра «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»

Изменение структуры расходов семьи при рождении детей;

необходимость  финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

 страхование жизни и семейного имущества для

управления рисками;

Причины финансовых рисков:

осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за

помощью; чтение договоров страхования;

расчет ежемесячных платежей по страхованию;

защита личной информации, в том числе в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым

риском; соотношение рисков и выгоды.

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций;

способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных

катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов

финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых

компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки

зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным

сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности

7.12

15

Игра: «Страхование. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?»

14.12

16

Риски в мире денег:

8.1. Какие бывают финансовые риски

8.2. Что такое финансовые пирамиды

8.3. Игра «Внимание! Финансовые риски!»

8.4. Эссе «Финансовые пирамиды»

21.12

17

Урок-обсуждение: «Как уберечься от финансовых пирамид?»

28.12

Осуществление проектной работы «Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?»

Закрепить полученные знания и умения по разделу «Риски в мире денег», совершенствовать исследовательские и творческие навыки, навыки групповой работы и публичных выступлений. Творческая работа. Выстраивание параллели между благосостоянием государства и благосостоянием семьи.

11.01

Решение задач, кроссвордов, викторины

Закрепление и обобщение, изученного материала

18.01

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

20

21

Банки и их роль в жизни семьи:

9.1. Что такое банк и чем он может быть вам полезен.

9.2. Польза и риски

9.3. «Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?»

9.4 Викторина «Валюты и страны»

Устройство банковской системы;

воздействие рекламы на отношения с банком,

ответственность и риски занятия бизнесом;

трудности бизнес карьеры, образование, курсы валют; размещение сбережений в валюте, чтение договоров с банком; расчет банковских процентов и суммы выплат по вкладам;

сайты, посвящённые созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; расчет издержек, дохода, прибыли; перевод одной валюты в другую; поиск информации об изменениях курсов валют.

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок;

курс валюты.

– оценивать необходимость использования банковских услуг для

решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании

своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость

наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; представление о структуре бизнес-плана:  представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса;

типы валют; представление о влиянии мирового валютного рынка на валютный рынок России; определение курса валют

в экономике России.

25.01

1.02

22

23

Собственный бизнес:

10.1. Что такое бизнес

10.2. Как создать свое дело

10.3. Игра «Планируем свой бизнес»

10.4. Урок-семинар « Какие способы самозанятости сегодня существуют в России (в ва-

шем городе, деревне, посёлке)?»

10.5. Урок-семинар «Какие способы заработка существуют для школьников в летние

каникулы?»

10.6. Круглый 1стол «Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное обра-

зование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?»

8.02

15.02

24

Валюта в современном мире

11.1. Что такое валютный рынок и как он устроен

11.2. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

11.3. Семинар «О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара? В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?»

22.02

Осуществление проектной работы «Мой бизнес-план»

1.03

15.03

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

26

27

Налоги и их роль в жизни семьи:

12.1. Что такое налоги и зачем их платить

12.2. Какие налоги мы платим

12.3. Викторина «Налоги и семейный бюджет»

неотвратимость наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет; программы накопления средств и страхования на старость. Расчет суммы заплаченных налогов или суммы, которую необходимо заплатить в качестве налога; изменения в структуре и размерах семейных

доходов и имущества, влияющие на величину подлежащих уплате

налогов; нахождение актуальной информации о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия;

пенсионная система; пенсионные фонды.

– осознание гражданской ответственность при уплате налогов;

– планирование расходов на уплату налогов; знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием);

– расчет и прогнозирование, как могут быть связаны величины

сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры, общие принципы устройства пенсионной системы РФ; представления о способах пенсионных накоплений

22.03

29.03

28

29

12.4. Семинар «Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?»

12.5. Решение задач по теме «Налоги и их роль в жизни семьи»

5.04

12.04

30

31

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в

старости:

13.1. Что такое пенсия и как сделать ее достойной

13.2. Игра «Пенсии родителей»

19.04

26.04

13.3. Дискуссионный клуб «С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей

пенсии? Какая пенсия должна быть справедливой?»

3.05

Осуществление проектной работы «Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги?»

10.05

17.05

Итоговое занятие

Обобщение материала по курсу

24.05

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования "Азбука будущего юриста" для учащихся 8-9 классов

Данная программа дополнительного образования была сертифицирована в 2008 году. Она может быть использована не только для организации работы объединений, кружков в системе дополнительного образования, ...

Авторская программа дополнительного образования “Азбука будущего юриста” для 8-9 классов

Данная программа дополнительного образования была сертифицирована в 2008 году. Она может быть использована не только для организации работы объединений, кружков в системе дополнительного образования, ...

Программа дополнительного образования "Азбука юного юриста"

Настоящая программа имеет интелектуально-познавательную направленность, при этом программа направлена не только на расширение содержа...

Программа дополнительного образования "Азбука творчества"

Программа дополнительного образования "Азбука творчества"...

Программа дополнительного образования "Азбука цветов"

Программа дополнительного образования "Азбука цветов" расчитана на детей 8-13 лет на 2 года обучения. Программа составлена по нормативам 2006 года....

Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"

Рабочая программа  по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...

Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности "Азбука финансов"

Методическая разработка цикла занятий по финансовой грамотности "Азбука финансов"Материал для внеклассной работы. возраст обучающихся 12-15 лет...