Программа дополнительного образования "Азбука творчества"
рабочая программа (9 класс) по теме

Страданченкова Ирина Алекандровна

Программа дополнительного образования "Азбука творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_azbuka_tv-va_2013-2014.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе литературного кружка «Азбука творчества»

         В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, необходимо как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству. Увлечение литературой, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

             В творческой деятельности ребята любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой деятельности.

                Цель работы литературного кружка «Азбука творчества» - создание условий для развития творческих способностей и интересов ребят,   расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей, вовлечение в  самостоятельную творческую деятельность.

 

       Задачи программы:

- развитие навыков творческого чтения;
- развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;
- развитие литературных способностей;
- ориентация детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы;

- развитие навыков художественного освоения действительности;
- развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру;
- развитие стремления к самовоспитанию;
- развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;
- развитие коммуникативных навыков

          В литературно-творческий кружок принимаются все дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако творческая среда способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью.

          Литературное творчество – это путь нравственного и идейного становления ребёнка, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество - всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность. Оно способствует самовоспитанию и самовыражению учащихся.

          Тот, кто приобщается к творчеству в каком- либо виде искусства, всегда более компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства в данной области. Литературно-творческие занятия способствуют идейно-эстетическому воспитанию и развивают культуру чтения художественных произведений.

        Занятия литературно-творческого кружка делятся на два вида:

1.     Освоение теоретических знаний, основ литературного творчества;

2. Практические занятия, включающие непосредственную творческую деятельность.

         Для успешного эстетического воспитания школьников, развитие у них навыков самостоятельного мышления и творческих способностей работа литературного клуба «Вдохновение» строится на следующих основных принципах:

1. Эстетический принцип. Нравственное воспитание эффективно лишь тогда, когда этические проблемы произведения искусства рассматриваются в неразрывной связи с эстетическими.

2. Стимулирующий принцип. Поставленные перед членами клуба проблемы должны быть реальными, давать возможность для размышлений и споров. Поставленная проблема должна стимулировать не только расширение кругозора членов клуба и обогащение их новыми сведениями, но и стремление к активному проявлению собственного отношения к вопросу, попытки убедительно аргументировать свои оценки.

3. Оперативный принцип (принцип активизации мыслительных операций). При работе с различного рода заданиями члены клуба выполняют максимум мыслительных операций, таких, как сравнение, узнавание, художественное воспроизведение (стилизация), мысленный эксперимент с художественным образом, аргументированное суждение и оценка, целенаправленное наблюдение. Оперативный принцип исключает пассивное запоминание и пересказ прочитанного.

4. Принцип актуализации художественных впечатлений. У членов клуба воспитывается способность воспринимать каждое художественное произведение в связи со всеми предыдущими художественными впечатлениями, в связи с развитием искусства в целом. Так воспитывается историзм мышления.

Программно-методическое обеспечение программы.

  1. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.
  2. Берхин Н. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. - Вопросы психологии, 1972, №4.
  3. Воспитание культуры чтения школьников. /Под ред. И.И. Долецкой. М., 1971.
  4. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1967.
  5.  Детское творчество. - Большая советская энциклопедия. М., 1972, т. 8.
  6.  Лейбсон В.И. Педагогические проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся. Виды творческих работ. - В кн.: Эстетическое воспитание школьников. М., 1975;
  7. Литературные кружки. - Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.
  8. Левин В.А. Воспитание творчеством. М., 1977.
  9. Мотяшов И.П. Счастливый труд души. М., 1974.
  10.  Цейтлин А. Труд писателя. М, 1968.
  11.  Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.
  12.  Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
  13.  Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
  14.  Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
  15.  Коган И.И., Козловская Н.В., Митюшина И.В. и др. Искусство написания сочинений. Под ред. Н.В.Козловской. Изд. 2-е, исправл. и дополн. – Спб: САГА, 2002.

Литературный кружок «Азбука творчества»

(2-й год обучения, 1 час в неделю)

Календарно-тематическое планирование на 2012 – 2013 учебный год

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

недели

I четверть ( 9 недель по 1 ч. – 9 ч.)

Сентябрь

1.

Вводное занятие «Служенье муз не терпит суеты…»

1 ч.

1

2.

Развитие речи. Обучение выразительному чтению, умению вести себя перед аудиторией.

*Представляем свои произведения, написанные за лето

1 ч.

2

3.

Теория. Рифма. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки.

1 ч.

3

4.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки.

1 ч.

4

Октябрь

5.

Практика. Участвуем в конкурсе творческих работ ко Дню Учителя ( стихи, сочинения, рассказы, сценки).

* «Мой любимый предмет»

    «Мой любимый учитель»

    «Признание в любви математике, биологии и т.п.»

1 ч.

1

6.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

2

7.

Теория. Принципы ритмической организации стихотворного произведения.

1 ч.

3

8.

Теория. Системы стихосложения и основные стихотворные размеры.

1 ч.

4

Ноябрь

9.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения.

1 ч.

1

II четверть ( 7 недель по 1 ч. – 7 ч.)

10.

Теория. Языковые средства художественной выразительности: тропы (повторение изученного).

1 ч.

3

11.

Практика. Анализируем стихи русских поэтов.

Учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте.

1 ч.

4

12.

Практика. Пишем этюд об осени: о дожде, листопаде, осенних цветах ( в стихах или прозе).

1 ч.

5

Декабрь

13.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

1

14.

Теория. Лирические жанры и их особенности.

Ода, дума, элегия как жанры лирики.

Знакомство с классическими образцами произведений данных жанров.

1 ч.

2

15.

Теория. Лирические жанры и их особенности.

Послание, эпиграмма, мадригал как жанры лирики.

Знакомство с классическими образцами произведений данных жанров.

1 ч.

3

16.

Теория. Лирические жанры и их особенности.

Дифирамб, эпитафия, песня, сонет как жанры лирики.

Знакомство с классическими образцами произведений данных жанров.

1 ч.

4

III четверть (10 недель по 1 ч. – 10 ч.)

Январь

17.

Практика. Пробуем написать лирическое произведение определённого жанра.

1 ч.

3

18.

Теория. Лироэпические жанры и их особенности.

1 ч.

4

Февраль

19.

Практика. Сочиняем балладу.

1 ч.

1

20.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

2

21.

Практика. Пишем этюд о зиме ( в прозе или в стихах).

1 ч.

3

22.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

4

23.

Развитие речи. Вечер русского романса.

1 ч.

5

Март

24.

Теория. Строфа. Виды строф в лирике.

1 ч.

1

25.

Практика. Пишем этюд о весне ( в прозе или в стихах).

1 ч.

2

26.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

3

IV четверть ( 8 недель по 1 ч. – 8 ч.)

      Апрель

27-28.

Теория. Твёрдые стихотворные формы и их особенности.

2 ч.

1,2

29.

Теория. Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис (повторение изученного)

1 ч.

3

30.

Теория. Драматические жанры и их особенности.

1 ч.

4

Май

31.

Теория. Эпические жанры и их особенности.

1 ч.

1

32.

Практика. Сочиняем в прозе.

1 ч.

2

33.

Практика. Корректируем и совершенствуем написанное.

1 ч.

3

34.

Итоговое занятие «Творчество как состояние души»

(круглый стол).

1 ч.

4

35.

Резерв.

1 ч.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.

Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.      Коллективное инструментальное музи...

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Программа дополнительного образования "Декоративное творчество" 1-4 класс

Рабочая программа «Декоративное творчество»  автор Е.И. Кожина,  художественно – эстетического направления  создана на основе примерной программы  внеурочной деятельности В.А. Горь...

Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»

Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она  основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...

Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»

Программа дополнительного  образования по направлению« Декоративно-прикладное  творчество»"РАДУГА"...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...