Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
материал по теме

Вицина Ирина Ивановна

    Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, но и профессиональная нацеленность. Программа не усредняет и не упрощает учебный компонент в театральном воспитании. Многие мечтают связать свою жизнь с театром, но не каждый знает, что театр – это не только блеск рампы и аплодисменты, но и труд. Пройдя свои первые шаги в театральной студии, ребёнок, подросток сможет определить, насколько серьёзен и глубок его интерес к театру. Поэтому при выборе профессии подросток уже не сделает опрометчивого шага.       

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий  в себя различные виды влияния на формирование жизненных позиций у детей и подростков. направленность настоящей программы - духовно-нравственное и художественное развитие детей и подростков средствами театрального искусства. Как педагог я ставлю перед собой  и реализую определенную

ЦЕЛЬ:

Помочь  личности  ребенка  разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и культуры; максимально раскрыться ее творческим возможностям и активизировать свой познавательный интерес.

    В театральной студии «Зеркало» занимаются ребята в возрасте от 6-18 лет, т.е с 1-11 классы.

     Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, но и профессиональная нацеленность. Программа не усредняет и не упрощает учебный компонент в театральном воспитании. Многие мечтают связать свою жизнь с театром, но не каждый знает, что театр – это не только блеск рампы и аплодисменты, но и труд. Пройдя свои первые шаги в театральной студии, ребёнок, подросток сможет определить, насколько серьёзен и глубок его интерес к театру. Поэтому при выборе профессии подросток уже не сделает опрометчивого шага.      

   Театральная студия «Зеркало» была образована мной в 1996г. и вот уже на протяжении 16 лет я занимаюсь преподавательской деятельностью и ставлю спектакли с детьми и подростками.

     Работая с подростками, со временем  стала замечать, что , благодаря накоплению отношений и опыта, исходная предметная деятельность у подростков в театральной студии, превращается в личностно значимое действие более высокого уровня. Так у некоторых воспитанников осуществилось развитие внутренних мотивов, возвышение целей, самосовершенствование. Назревает необходимость перехода к деятельности, предметно ориентированной на профессиональное будущее. Именно в этот момент возникает особая потребность в педагогической поддержке подростка, когда он смутно представляет направленность своего развития. Я также стала осознавать и тот факт, что не всеми подростками может быть осознана и обнаружена личная значимость профессионального самоопределения. Ведь мотивы по началу могут быть и другими: познание, общение, увлечение процессом и т.д.  Необходимость обновления деятельности театральной студии в направлении социально-профессионального самоопределения подростков предопределило разработку изучаемого явления.        Стимулируя самоопределение обучающихся через деятельность  театральной студии, его содержание, способствовало  усилению стартовых возможностей выпускника на рынке труда и профессионального образования. Актуальность проблемы на лицо. Была введена новая ступень в обучении:

      МАСТЕРСТВА и САМОРЕАЛИЗАЦИИ -5-й и последующие годы обучения (возраст учащихся 15-18 лет), где  предоставляется возможность студийцу максимально  реализовать  накопленные  им навыки  в постановках разного жанра и оказании педагогической помощи в подготовки к поступлению в ВУЗы и колледжи на театральные факультеты. Помощь, прежде всего, заключается в выявлении и развитии актерской или режиссерской одаренности; выявлении готовности к профессии. Приводимая ниже таблица показывает, в какой степени развитие способностей зависит от внешних, объективных, и внутренних, субъективных причин.

Внешние и внутренние условия  становления актера

Внутренние субъективные условия

Внешние, объективные факторы

  1. Творческая и профессиональная мотивация;
  2. Специальные актерские способности;
  3. Общая художественная одаренность;
  4. Творческий потенциал личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые качества)
  1. Методы и средства обучения;
  2. Личность педагога;
  3. Психологический климат в процессе обучения;
  4. Условия адаптации обучающихся в театральной студии;
  5. Социокультурная ситуация и состояние театральной студии

   Таким образом, такие качества, как специальные способности, общая художественная одаренность, творческий потенциал, духовно-нравственные качества личности в сочетании с творческой и профессиональной мотивацией, знаниями, навыками и умениями, определяют успешность обучения по данной программе и формирование профессионального самоопределения подростков.

   Необходимым условием реализации стимулирования профессионального самоопределения подростка, является уважение к его личности, создание условий для проявления и развития его способностей, содействующих самоутверждению и самореализации подростка в деятельности творческого объединения.

Основными принципами при этом являются:

1. Принцип целенаправленности в работе означает:

- целенаправленно отбирается содержание деятельности объединения

- целенаправленное методическое оснащение деятельности

-целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий.

2. Принцип субъективности – постоянное внимание к тому, что центральной фигурой профессионального самоопределения является сам подросток, который осуществляет его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями профессии.

3. Принцип контекстности заключается в обеспечении направленности образования и профессионального самоопределения не от знаний к практике, а от опыта, стимулирующего познать больше в этом направлении.

4. Принцип импровизированности предполагает уникальное и ценное состояние постоянного поиска и создания без предварительной подготовки чего-то свободного, неожиданного.

5. Принцип целостности отражает необходимость следования тезису А.С. Макаренко о том, что человек не воспитывается по частям, а что деление педагогического процесса на блоки, компоненты выступает лишь условно.

     Все обучение построено на Системе К.С. Станиславского. Когда выявляется готовность подростка идти в дальнейшем в театральную профессию, то я, как педагог начинаю заниматься с ним дополнительно: это беседы по истории театра, драматургии, осведомленности подростков в других областях жизнедеятельности и искусства; это выбор и подготовка чтецкого репертуара для поступления; это участие в дополнительном спектакле и другое.

      Таким образом, содержание образовательной деятельности, способствующее профессиональному самоопределению подростка  представляется как совокупность компонентов: когнитивного (отражающего диапазон осведомленности), мотивационного (отражающего отношение к проблеме) и практического (отражающего наличие опыта).

Вывод: Актерская и режиссерская профессии очень сложные, они требуют от человека за мизерную оплату труда огромной внутренней, самоотдачи. Конкурс в театральные училища самый высокий в нашей стране. Так, например в Москве и Санкт -Петербурге он составляет около 200-300 человек на место. В основном всех влечет внешний мотив- стать знаменитым. На мой взгляд, только тот человек, который познает театр изнутри, будучи еще школьником, сможет сделать правильный, осознанный выбор в пользу этой профессии. Многие ребята, которые приходят в театральную студию, объявляют о том, что они собираются стать актерами, но не многие по истечении ряда лет обучения, адекватно оценив свои силы, все же останавливают свой выбор на данной профессии. Это хорошо. Я горжусь тем, что многих остерегла от неправильного выбора и тем, что четверо моих воспитанников поступили и обучаются в ВУЗах и колледжах на театральных факультетах на 2-ом и 3-м курсах. Это Альбина Бузник, Мария Сафарянц, Матвей Югин, Сергей Геращенко. Две воспитанницы готовятся к поступлению. Кто знает, может быть они станут знаменитыми актерами и режиссерами и ими буду гордиться не только я, но и вся страна. Мы поддерживаем, друг с другом связь, они делятся своими успехами и неудачами, а я до сих пор по-своему их опекаю. Некоторые ребята учатся у педагогов, которые учили меня. И в прошлом году перед Новым годом привезли мне видео-привет от моих, и теперь уже их, учителей:


Параметры отслеживания и критерии, по которым можно оценивать результаты обучения

Параметры отслеживания

Критерии параметров

через что отслеживают

формы

 отслеживания

Кто подлежит

обследованию

Сроки

проведения

1

Творческая мотивация

«внутренний мотив»

Оценивается количество выбранных ответов учащимся по отношению к общему количеству ответов.

Анкета, наблюдения

Учащиеся 1-го и последующих лет обучения

Конец 1-го и последующих лет обучения

2

Уровень воспитанности

  1. гуманность
  2. ответственность
  3. чувство собственного достоинства

Процентное соотношение положительных нравственных проявлений личности к общему количеству:

Ситуаций, поручений, воспитанников.

Наблюдения, поэтапные педагогические срезы по запланированному комплексу методик ,разработанных  Шемшуриной психологические тесты .

Учащиеся 1-го и последующих лет обучения

Начало и конец 1-го года обучения и конец каждого последующего

3

Творческий потенциал

  1. творческое воображение
  2. эмоциональность
  3. целостность восприятия
  4. Продуктивность художественной деятельности

Движение человека , число деталей рисунка

Оригинальность

Число ответов на целую карту

Оценивается результат художественной деятельности, который определяется в процентном соотношении количества достижений- побед в различных творческих конкурсах по отношению к общему количеству конкурсов

Методика Роршах

«Рисунок»

Конкурсные театральные фестивали различного уровня: внутрицентровские, городские. Областные и т.д.

Учащиеся 1-го и последующих лет обучения

2-й и последующие года обучения

конец 1-го года обучения и конец каждого последующего

Конец каждого года обучения, начиная со 2-го.

4

Специальные актерские способности:

  1. -способность к перевоплощению

  1. уровень творческого воображения и логики;

  1. уровень экспрессивного восприятия

Количество оригинальных и логических ответов на ряд поставленных вопросов.

Число выделенных испытуемым групп, предложенных карточек и число элементов в группах.

Тест-задание, ПАЛТ Кузнецова, наблюдения.

Тест Гарднера, наблюдения.

Учащиеся 2-го и последующих лет обучения.

Учащиеся 2-го и последующих лет обучения

Конец каждого года обучения. Начиная со 2-го

Конец каждого года обучения. Начиная со 2-го

5

Теоретические знания. Запланированные программой

  1. театральная терминология

2) основы истории театра

      3) методика работы над ролью

Оценивается по пятибалльной шкале степень овладения театральной терминологией

Знания о творчестве выдающихся деятелей театра; основные драматические системы.

Оценивается по пятибалльной шкале.

Правильность выполнения самостоятельной работы по идейно-тематическому анализу произведения и роли.

Беседы, наблюдения, тесты

Беседы, тесты-опросники

Беседы. Письменная самостоятельная работа уч-ся

3-й и последующие года обучения

3-й и последующие года обучения

3-й и последующие года обучения

Конец каждого года обучения, начиная с 3-года

Конец каждого года обучения, начиная с 3-года

Конец каждого года обучения, начиная с 3-года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество".

Дополнительная образовательная программа "Природа и творчество" расчитана на три года, возраст детей 10-15 лет, составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Пр...

Дополнительная образовательная программа "Основы театрального искусства"

В предлагаемой программе отражено своеобразие начального периода специальной подготовки в области театрального творчества детей среднего школьного возраста и подростков.Программа рассчитана на послед...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...