Метапредметные задания как важная составляющая современного урока. ФГОС
статья (5, 6 класс)

Буш Татьяна Анатольевна

 

Статья посвящена метапредметным заданиям на уроках истории и обществознания  в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gor.konf_.stend_.dokl_.metapredmetnye_zadaniya.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Стендовый доклад

Метапредметные задания - важная составляющая современного урока. ФГОС

                                                                    Т.А. Буш – учитель истории и обществознания

                                                        ГБОУ СОШ № 349 с углубленным изучением

         английского языка              

Санкт – Петербург

2018

Метапредметные задания – важная составляющая современного урока. ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) в сравнении с аналогичным нормативным документом 2004 года пополнились новым компонентом – требованиями к метапредметным результатам образовательных программ. В структуру метапредметных результатов вошли освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и межпредметные понятия.

Само понятие метапредметности и производные от него термины (метапредметный подход, метапредмет, принцип метапредметности и пр.) начали активно использоваться применительно к образовательной деятельности в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Основные вопросы сущности метапредметности и реализации метапредметного подхода в обучении были рассмотрены в трудах Ю.В. Громыко и А.В. Хуторского. Оба автора исходили из того, что в условиях новых вызовов и возможностей школьное образование должно выйтиза рамки предметного обучения. Общим в их позиции можно считать и то, что они не сводили метапредметность лишь к «техникам работы со знанием». Предполагалось, что не меньшее значение имеет и приобретение некоего нового знания, которое непосредственно выводит к овладению определенными универсальными способами познавательной деятельности. Оба исследователя предлагали включить в школьное образование новые предметы, однако содержательно наполняли их по-разному (Под руководством Ю.В. Громыко были разработаны и апробированы в образовательной практике метапредметы «Знание», «Проблема» и «Задача». А.В. Хуторский в свою очередь предложил метапредметы «Культура» (5 класс), «Естествознание» (5, 10-11 классы) и др.). Их деятельностная сторона была в дальнейшем существенно усилена и обогащена разработанными в психологии операциями мыслительной деятельности, представленными как универсальные учебные действия. По-разному трактовался вопрос о связи традиционных предметов и метапредметов. Ю.В. Громыко исходил из того, что принцип метапредметности предполагает обучение школьников приемам мыслительной деятельности, которые лежат над предметами, не включены в них. А.В. Хуторский помещал метапредмет в основу учебных предметов.

Сегодня исследователи и практики больше склоняются к выявлению и реализации возможностей отдельных учебных предметов формировать метапредметные знания и общие способы познания. К метапредметным результатам образовательной деятельности ФГОС относит способность обучающихся использовать в познавательной и социальной практике два компонента: межпредметные понятия и универсальные предметные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные).

Условно говоря, содержательный аспект метапредметности представлен межпредметными понятиями, а деятельностный – УУД.

А.Г. Асмолов пишет: «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Сам набор содержащихся умений и навыков, в которых отражаются метапредметные результаты, весьма разнопланов. Так, к познавательным УУД «относится владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания». Еще один упоминаемый вид деятельности – информационно-познавательная, включающая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Переход школ на новые образовательные стандарты поставил проблему выявления методических средств достижения метапредметных результатов освоения учебных программ. Наибольшее распространение в опыте обучения получили разработка и использование специальных заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности. Сейчас существует разнообразие  и многообразие моделей таких заданий.

По характеру требований эти задания нацеливают преимущественно на формирование (или выявление) определенных видов познавательных операций и способов деятельности (обобщение, конкретизация, сравнение, выявление логических, структурных, функциональных и иных видов связи и др.). Условия заданий могут быть разнообразны – фрагмент исторического или современного документа, конкретная социальная ситуация, видеоряд связанных объектов или отдельное изображение, схема, диаграмма и пр.

Помимо этой разновидности заданий значительным педагогическим потенциалом обладают задания, содержащие в условиях исчерпывающую информацию для выполнения необходимых действий. Такие задания можно использовать как на этапе обучения, так и при диагностике его результативности. Их невыполнение учеником выявляют дефициты именно в овладении способами деятельности, а не пробелы в знаниях.

Задания, направленные на формирование УУД, становятся более эффективными в том случае, когда требование представлено в виде постепенного усложнения используемой операции (уровневый подход), например, сравнение по признакам сходства (или различия); сравнение и по сходству и по различию; выявление линий сопоставления объектов и проведение по ним сравнения.

 И, наконец, группа заданий, которые включают ориентировочную основу познавательной деятельности. Этот компонент условия может содержать как краткую характеристику требуемой познавательной операции, так и некий алгоритм действий. Такие задания особенно важны на начальном этапе формирования УУД.

Использование метапредметных заданий на уроке меняет его структуру, организацию познавательной деятельности школьников, требует новых подходов к контролю и оценке знаний.

Ниже представлены примеры заданий по истории и обществознанию с одним видом УУД – познавательными действиями для 5 – 9 классов.

Задания по истории

Организация власти в Древнем Египте (5 класс)

Прочитайте фрагмент учебного текста и выполните задания.

Пятиклассники изучали организацию власти в Древнем Египте. Каждый ученик получил четыре карточки, на которых были слова «вельможа», «воин», «писец», «фараон». Из карточек нужно было составить пирамиду и подписать ее. Через несколько минут задание было выполнено. Как вы думаете, в каком порядке были расставлены карточки?

  1. Расположите названные в условии категории населения на ступенях пирамиды сверху вниз. Поясните свое решение.
  2. Подпишите схему, используя особый термин, обозначающий организацию власти.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. Фараон, вельможа, писец, воин (перечисление в порядке убывания власти).
  2. Подпись – государство (пятиклассники также могут использовать термины «власть», «организация власти», «управление» и пр.).

Комментарии

Данный блок заданий может быть использован на уроках истории в 5 классе при изучении древнеегипетского общества и формирования межпредметного понятия «государство». Перед выполнением задания следует обсудить, почему ученики не получили карточки со словами «крестьянин» и «ремесленник». Задание имеет обучающий характер: устанавливая карточку на ту или иную «ступеньку», ученики должны обосновать свой выбор.

Формируемые познавательные умения 

- определять понятия (объединять предметы и явления в группы по определенным признакам);

- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (создавать абстрактный образ явления);

- определять логические связи между явлениями;

- строить индуктивное логическое мышление и делать выводы (выявлять связи и отношения между предметами / явлениями).

Ледовое побоище (6 класс)

Изучите рисунок и выполните задания.

На рисунке изображены немецкий рыцарь и русский воин, принимавшие участие в Ледовом побоище (1242 г.) и дано описание их вооружения и доспехов. Внизу указан общий вес вооружения и доспехов. Этот вес, как считают исследователи, сыграл большую роль в исходе сражения.

Вес вооружения и доспехов немецкого рыцаря больше, чем у русского воина.

Укажите, за счет чего, по вашему мнению, доспехи рыцаря могли весить больше, и запишите  все возможные версии.

Ответы и комментарии

Ответы

В качестве версий может быть указано:

  • Больше длина меча
  • Металлический щит (в отличие от деревянного)
  • Кольчуга с капюшоном (в отличие кольчуги без капюшона)
  • Кольчуга из чешуек (в отличие от кольчуги из колец)
  • Больше шлем
  • Больше копье
  • Другие верные версии

Комментарии

Задание может быть использовано в 6 классе при изучении темы «Русские земли в середине XIII – XIV вв.» на разных этапах урока в зависимости от поставленной цели, например, для мотивации обучающихся, формирования познавательного интереса. Можно предложить это задание в качестве домашнего или для организации команд или учеников на уроке.

Обучающиеся могут затрудниться в ответе на вопрос в связи с недостаточной сформированностью умения извлекать информацию из рисунка. В этом случае можно организовать беседу о способах организации информации, используемых на рисунке, или предложить ребятам самим объяснить, как и что изображено на рисунке.

Задание можно использовать для формирования умения сравнивать на интересном для учащихся историческом материале, который не требует знаний о истории. Возможна организация групповой работы, обсуждение материалов.

Формируемые познавательные умения 

- сравнивать с заданной целью;

- определять логические связи между предметами;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое.

Задание по обществознанию

О власти и свободе (8 класс)

Прочитайте фрагмент из работы философа Ш.Л. Монтескье «О духе законов» и выполните задания.

«…Когда в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.

Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя…»

Вопросы и задания:

  1. О каких проблемах идет речь в тексте? Выберите два верных ответа.

А) опасности соединения ветвей власти в одних руках

Б) необходимости соблюдения принципа разделения властей

В) законности власти в глазах граждан

 Г) показателях легитимности власти

2. Автор называет ситуации, которые, по его мнению, нарушают свободу, Укажите эти ситуации. Проиллюстрируйте их известными из курса истории примерами.

Ответы и комментарии

Ответы

  1. А, Б
  2. По мнению автора, нарушение свободы может быть в следующих случаях:

- соединение в одном правительственном органе законодательной и исполнительной власти

- свобода нарушена, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной

Обучающийся может привести аргументы, используя знания из курса истории России (существование абсолютной монархии в России на протяжении нескольких веков), всеобщей истории (абсолютная монархия во Франции и Австрии) и др.

Комментарии

Можно использовать задания при изучении темы «Правовое государство» в курсе обществознания, а также в 8 классе на уроке истории России (тема «Внутренняя политика Екатерины II»), Новой истории (тема «Эпоха Просвещения»). Выполнение заданий способствует развитию у школьников такого важного умения, проверяемого и в ходе итоговой аттестации, как умение иллюстрировать общие положения конкретными фактами, примерами.

Формируемые познавательные умения 

- анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, содержавшуюся в источнике

- актуализировать необходимые знания из смежных курсов и осуществлять синтез этих курсов

- осуществлять множественный выбор из предложенного перечня по заданным параметрам

- связывать частные проявления с общими характеристиками

- связывать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации

-  использовать межпредметные и предметные понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....

ИКТ - важнейшие составляющие современного общества

Об окружной конференции "Формирование ИКТ-компетентности педагогов"...

Целепологание как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС.

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Высокий профессионализм учителя, эффективное управление учебным процессом невозможно без овладения механизмами целепологания. ...

Мастер-класс «Рефлексия как важный этап современного урока в условиях ФГОС»

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.  Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащ...