ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Базова Марина Геннадьевна

Цель урока: Содействовать формированию знаний о правонарушениях и правомерном поведении; основных видах и признаках правонарушений; юридической ответственности и презумпции невиновности.

 Задачи урока: Расширить знания школьников об основных нравственных и правовых понятиях, нормах и правилах;

- способствовать пониманию их роли как решающих регуляторов общественной жизни; развитию умения применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

-  создать установку на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания; ориентация в сфере нравственно-этических отношений, в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценка.

.

Оборудование урока Учебник; рабочая тетрадь; презентация, раздаточный материал с заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshchestvu_9_kl._dlya_sayta.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК обществознания в 9 класс

Учитель истории и обществознания

 МБОУ Панфиловская СОШ Муромского района

Базова Марина Геннадьевна

Тема: ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Цель урока: Содействовать формированию знаний о правонарушениях и правомерном поведении; основных видах и признаках правонарушений; юридической ответственности и презумпции невиновности.

 Задачи урока: Расширить знания школьников об основных нравственных и правовых понятиях, нормах и правилах;

- способствовать пониманию их роли как решающих регуляторов общественной жизни; развитию умения применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

-  создать установку на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания; ориентация в сфере нравственно-этических отношений, в социальных ролях и межличностных отношениях; самоконтроль и самооценка.

.

Оборудование урока Учебник; рабочая тетрадь; презентация, раздаточный материал с заданиями.

Тип урока – урок изучения новых знаний

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Возьмитесь, пожалуйста , за руки .Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

2. Тема и цель урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать право.

 - Вспомните, что мы с вами проходили на прошлом уроке?

 - Большинство людей в обществе не нарушают норм права, уважают законы, пользуются своими правами и исполняют обязанности. Такое поведение называют правомерным. Однако у правомерного поведения есть свой антипод.

- Как ,по вашему мнению , называеся такое поведение?

-Правильно. Такое поведение называют противоправным или правонарушением.

-Тема нашего урока  - «Правонарушения и юридическая ответственность». Слайд 1

(Постановка задач урока вместе с учащимися)  Слайд 2

3.Ход урока

1. Правонарушение и его признаки

Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.

Задание: приложение  № 1 Написать признаки правонарушений.

Слайд 3 (Признаки правонарушения)

  1. Противоправность
  2. Деяние (действие или бездействие)
  3. Причинение вреда
  4. Наличие вины (неосторожность и умысел)

2. Формы вины

Слайд 4 ( определение понятия вина)

-Задание: Прочитать  извлечения из УК РФ и заполнить схему ( рабочая тетрадь с 52-53 № 4)

Слайд 5 ( две формы вины)

-Задание : ( рабочая тетрадь с. 54 № 4 –а ; 4-б)

-Задание : приложение № 2

- Итак , мы подошли к определению правонарушение. Я предлагаю вам его сформулировать.

Слайд 6.

- Запишите  определение понятия в рабочей тетради с. 52 № 1

3.Виды правонарушений.

- Объяснение учителя. Слайд 7.

-Приложение. Задание № 3

-Задание: ( рабочая тетрадь № 5 с. 54)

4. Виды юридической ответственности  Слайд 8,9

-Запишите определение понятия в рабочей тетради с. 54 № 7

- Прочитайте с. 84-85 учебника и выполните задание приложения № 4

5. Презумпция невиновности ( объяснение учителя)

6. Причины правонарушений - составить коллаж ( для каждой группы учитель приготовил конверт с иллюстрациями правонарушений)

4. Рефлексия

«Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

5.Домашнее задание : параграф 10, объяснить на выбор одно из высказываний из раздела «Говорят мудрые» с. 87 учебника.

Слайд 10

Приложение Задание. № 1

Написать признаки правонарушений

Приложение. Задание № 2

Основываясь на фрагментах соответствующих статей УК РФ, приведите примеры возможных преступлений.

Прямой умысел. Лицо осознавало общественную опасность своих действий

( бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления

1-я группа

Косвенный умысел. Лицо осознавало общественную опасность своих действий

( бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало , но сознательно допускало эти последствия лидо относилось к ним безразлично.

2-я группа

По легкомыслию. Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий

( бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3-я группа

По небрежности. Лицо не  предвидело возможности, наступления общественно опасных последствий своих действий

( бездействия), хотя при необходимом внимании и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Для всех 3-х групп

Приложение. Задание № 3

Какие из перечисленных действий являются административными правонарушениями ( «А»), а какие – преступлениями (« П»)?

Нецензурная брань

Рисование на стенах

Контрабанда

Безбилетный проезд на общественном транспорте

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Нарушение правил пожарной безопасности

Кража государственного имущества

Изготовление и ношение холодного или огнестрельного оружия

Нанесение тяжких телесных повреждений

Торговля с рук в неустановленных местах

Кража личного имущества граждан

Ловля рыбы на удочку в запрещенном месте

Оказание сопротивления работнику милиции при задержании

с нанесением ему телесных повреждений

Переход  улицы в неположенном месте

Уклонение от уплаты налогов

Приложение Задание № 4

Определите вид ответственности, наступившей в следующих случаях.

Рабочий опоздал на работу

Пассажир автобуса не оплатил проезд

Ученик разбил стекло в школе

Пешеход перешел улицу в запрещенном месте

Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении

Водитель автомашины не справился с управлением и

повредил стоявшую легковую машину

Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой

его квартиру

Гражданин из мести поджег дом соседа

Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему

Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее

Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля

Ученик нахамил учительнице во время урока

В мастерской отказались отремонтировать бракованный утюг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 9 классе "Правонарушения и юридическая ответственность".

Материал раскрывает понятия правонарушение, виды правонарушений, юридическая ответственность....

Правонарушения и юридическая ответственность

План-конспект, презентация и раздаточный материал к уроку обществознания в 9 классе....

Правонарушение и юридическая ответственность.

Формирование правовой культуры общества невозможно без поколения,имеющего устойчивые правовые компетенции. К сожалению, в наше время молодые люди не обладают в полной мере такими  знаниями. ...

Урок обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность"

дает представление учащимся о правонарушении как юридическом понятии...

Правонарушения и юридическая ответственность

Познакомиться с определением, основными признаками и видами правонарушений; рассмотреть понятие юридической ответственности....

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....