Урок обществознания в 9 классе по теме "Добро и зло – основные понятия этики".
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Коваленко Людмила Викторовна

Образовательная:

- сформировать представления у обучающихся о добре и зле как о этических категориях;

Развивающие:

- способствовать развитию культуры речи, общения, аналитического мышления школьников;

- развивать умение анализировать необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, развивать творческие способности обучающихся, мышление, речь, память;

Воспитательные:

- формирование у обучающихся представления о добре и зле;

- формирование навыков этического поведения;

- воспитание чувства любви, сострадания;

- показать, что следует строить жизнь так, чтобы увеличить добро и уменьшить зло;

- подвести учащихся к выводу о том, что человек выбирает свой путь, но и несет ответственность за этот выбор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo_-_osnovnye_ponyatiya_etiki._9_klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Урок обществознания – 9 класс

Тема урока: «Добро и зло – основные понятия этики»                                                

 Цели урока:

Образовательная:

- сформировать представления у обучающихся о добре и зле как о этических категориях;

Развивающие:

- способствовать развитию культуры речи, общения, аналитического мышления школьников;

- развивать умение анализировать необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, развивать творческие способности обучающихся, мышление, речь, память;

Воспитательные:

- формирование у обучающихся представления о добре и зле;

- формирование навыков этического поведения;

- воспитание чувства любви, сострадания;

- показать, что следует строить жизнь так, чтобы увеличить добро и уменьшить зло;

- подвести учащихся к выводу о том, что человек выбирает свой путь, но и несет ответственность за этот выбор.

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный урок.
                                                                 

Ход урока:

  1. Орг. момент.

1. (Введение в тему урока). Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Во-первых, сегодня много гостей присутствуют на нашем уроке, и это нам особенно приятно. Во-вторых, сегодня вы станете моими помощниками, т.к. некоторым учащимся было дано творческое д/з, и они будут помогать в проведении урока. Получение знаний можно сравнить с покорением горы, путь на вершину труден, но преодолев его, можно добиться своей цели. Я вам предлагаю покорить эту вершину. Посмотрите на эту картину, какие чувства она вызывает у вас? Согласны покорить эту вершину? А помогут нам в этом творческие задания.

  1.  Основная часть урока.

(Сообщение темы, цели урока) А тема нашего сегодняшнего урока - "Добро и зло - основные понятия этики". Итак, ребята, главной целью нашего урока - постараться раскрыть понятия добра и зла.

Учитель: - Ребята, почему в сказках добро всегда побеждает зло?

- Всегда ли добро торжествует над злом?

- Что такое этика?

1) Давайте обратимся к высказываниям великих людей, которые вы видите на этом слайде.

1. «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».                                                                                                                       В.О. Ключевский.

2. «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, - вот это и есть мои пороки».                                                                                                Древнекитайское изречение.

Учитель: Ребята, а какая общая тема объединяет эти два высказывания (добро и зло).

Учитель: А что такое добро и зло? (учащиеся рассуждают).

2) (Объяснение слов) Давайте посмотрим как наука определяет значение слов – «Добро» и «Зло».

 (Один уч-ся со словаря Ожегова зачитывает объяснение этих слов)

3) (Качества человека).

Учитель: Ребята, а сейчас вы выполните следующее задание. Каждый из вас должен взять карьочку и прикрепить ее на доску к той нравственной категории, которой это качество подходит.

(Качества: мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.)

Вывод: Наглядно видно, какие качества относятся к понятию «зло и добро»

Учитель: Все согласны с этим?

4) Работа с учебником. (Методика «Портрет слова»)

- Ребята, вы сейчас соберитесь в небольшие мобильные группы по рядам, для каждой группы будет задание по учебнику, возьмите карандаши и соберитесь у второй парты каждого ряда. (карточки с заданиями). За одну минуту вы должны ответить на поставленный вопрос, а один представитель от группы должен зачитать задание и ответ на него.

Откройте учебники на стр. 329.

1-й ряд. Найдите фрагменты текста стр. 330, которые наиболее точно характеризовали бы слово «добро».

2-й ряд. На стр. 331 найдите фрагменты текста, которые наиболее точно характеризовали бы слово «зло».

3-й ряд. Найдите ассоциации со словами «добро» и «зло».

Учитель: Мы продолжаем изучать нравственные категории – «добро» и «зло» и вашему вниманию представляется притча.

5) Притча «Уродливый кот» (Некоторым ребятам было дано творческое домашнее задание. Выразительное чтение притчи одним учащимся) Мы правильно живем в этом мире, если правильно любим его…

Каждый обитатель нашего дома знал, насколько Уродливый был наш Местный Кот.

Уродливый Кот любил три вещи в этом мире, а это: борьба за выживание, поедание «чего подвернется» и, скажем так, любовь. Комбинация этих вещей плюс бездомное проживание на нашем дворе, оставила на теле Уродливого Кота неизгладимые следы.

Для начала. Уродливый Кот имел только один глаз. С той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то сломана и срослась под каким-то невероятным углом, благодаря чему создавалось впечатление, что кот всё время собирается повернуть за угол. Его хвост отсутствовал. Остался только маленький огрызок с кисточкой на конце. И, если бы не множество шрамов, покрывающих голову и даже плечи Уродливого Кота, его можно было бы назвать темно-серым полосатым котом.

У любого, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: «До чего же УРОДЛИВЫЙ кот!». Всем детям было категорически запрещено касаться его. Взрослые бросали в него камни во дворе, чтобы отогнать подальше и захлопывали перед его носом дверь, чтобы он не мог войти в квартиру. Наша дворничиха поливала его из шланга, когда он пытался к ней подойти.

Удивительно, но Уродливый Кот всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если его поливали из шланга – он покорно мок, пока мучителю не надоедала эта забава. Если в него бросали что-то – он тёрся о ноги, как бы прося прощения. Если он видел детей, он стремглав бежал к ним и тёрся головой о руки и громко мурлыкал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь все-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок блузки, пуговицу или что-нибудь другое, до чего мог дотянуться.

Но, однажды Уродливый Кот нарвался на соседских собак. Из своего окна я услышала лай псов, его крики о помощи и команды «фас!» хозяев собак, и тут же бросилась на помощь. Когда я добежала до него, Уродливый Кот был ужасно искусан, весь в крови и почти что мёртв. Он лежал, свернувшись в клубок. Его спина, ноги, задняя часть тела совершенно потеряли свою первоначальную форму. Его жизнь подходила к концу. След от слезы пересекал его морду.

Пока я несла его домой, он хрипел и задыхался. Я бегом несла его домой!! И больше всего боялась повредить ему ещё больше. А он тем временем пытался сосать моё ухо…

Я остановилась и, задыхаясь от слёз, прижала его к себе. Кот коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышала … мурлыкание!! Даже испытывая такую страшную боль, Кот просил об одном – о капельке Любви! Возможно, о капельке Сострадания… И в тот момент я думала, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречала в моей жизни. Самым любящим и внутренне – самым-самым красивым. Он только смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль.

Уродливый Кот умер на моих руках прежде, чем я успела добраться до дома, и я долго сидела у своего подъезда, держа его на коленях.

Учитель: Сейчас вы будете опять работать по группам:

1 группа: Какова главная мысль этой притчи? Выразите одним предложением.

2 группа: Всегда ли внешность отображает внутреннее содержание?

3 группа: Чему научил нас "Уродливый кот"?

Динамическая пауза:

1. Упражнение для глаз;

Мысленно продолжите фразу " Я сегодня счастлив, потому что…". Найдите причину, по которой вы сегодня ощущаете счастливым человеком?

6) Притча о сосуде с камнями.

(Один уч-ся рассказывает выразительно)

О сосуде с камнями

 Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

 Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.

 И наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно, же заполнил последние промежутки в сосуде.

 "Теперь," - обратился мудрец к ученикам, - " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши взаимоотношения с людьми - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, мелкие ссоры, неурядицы, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для построения хороших взаимоотношений со своими близкими, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок".

Учитель: А сейчас вы опять соберетесь в группы. У вас есть бумага и маркеры, изобразите на бумаге, что для вас самое ценное в жизни? Две минуты на выполнение.

7) Притча о борьбе двух волков. (Один уч-ся рассказывает притчу)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

 — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

 Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

 Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

 — А какой волк в конце побеждает?

 Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

 — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель: А как вы относитесь к морали этой притчи? (Если в душе у тебя…)

8) Релаксация. (Звучит фрагмент классического произведения)

Учитель: Ребята, мы говорим о зле, давайте сбросим с себя груз негативных эмоций, чувств. Расслабьтесь, закрыть глаза и попробуйте под звуки музыки увидеть сон наяву: это может быть картинка из жизни или созданный вами образ.

1. Учитель: Какие ассоциации возникли у вас в то время, когда звучала музыка?
2. Учитель: Помогла ли вам музыка настроиться на добрый лад, увидеть светлые образы?

Учитель: Обратите внимание на то, какое влияние на людей может оказывать искусство? Вывод: Может быть, если мы будем смотреть больше добрых фильмов, передач, слушать хорошую музыку, наслаждаться прекрасным, мы и сами станем чуть добрее.

9) Работа с прессой.

Учитель: Одной учащейся было дано задание проанализировать свежий номер газеты. (анализ газеты)

1 Учитель: О чем больше пишут в прессе, чему больше уделяют внимания в телевизионных передачах – добру или злу?

2. Учитель: А какие вы фильмы, телепередачи предпочитаете смотреть?

3. Учитель: Какой вывод из этого можно сделать?

10) Коллективная работа с высказываниями мудрых людей.

Учитель: Перед вами высказывания мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова.

- «Ни один …. человек не бывает счастлив»

                                                             Ювенал

- «Жизнь …. людей полна тревог»

                                                Д. Дидро

- «Добро помни, а … забывай»

                                           Пословица

Восточная мудрость

- «Если не хочешь знать страха, не делай …»

Кабус

Уч-ся коллективно вставляют пропущенные слова и озвучивают, что у них получилось.

11) Пословицы и поговорки.

Учитель: Какие пословицы и поговорки, посвящены доброте? (Уч-ся отвечают)

— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

 — Про доброе дело говори смело.

 — Жизнь дана на добрые дела.

 — Худо жить без ласкового слова.

 — Доброе слово лечит, а злое калечит.

 — Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

 — Не одежда красит человека, а его добрые дела.

 — Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

 — Добрые слова дороже богатства.

 — В ком добра нет, в том и правды мало.

 — Не ищи красоты, ищи доброты.

 — Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

 — Сумел провиниться, сумей и повиниться.

Учитель: Мы видим, что эта тема всегда волновала людей и поэтому нашла такое отражение в УНТ.

12) Учитель: Проблемы добра и зла всегда волновали поэтов, писателей. Давайте послушаем несколько стихотворений, которые прочитают вам ребята.  (Поэтические строки о добре и зле). (Уч-ся читают наизусть стихи)

1. Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

                                          А. Дементьев

2. Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

3. Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому — то, кому — то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

4. Добро и Зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор.

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

«Сильнее я» - сказало Зло

«Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю -

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть.

Пусть насладятся жизнью всласть!»

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить,

Хоть за душою ни гроша.

Для всех людей важна душа.

Я виллы, яхты не дарю,

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что еще сказать…

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далеких пор

Не оставляют этот спор.

1. Учитель: Что авторы хотят показать нам своим творчеством?

2. Учитель: Какие темы поднимают авторы в своих стихотворениях?

13) Выставка книг. (Обращение уч-ся к выставке книг)

14) Творчество уч-ся. «Добро и зло глазами детей разного возраста».

III. Итог урока.

Рефлексия урока:

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами покоряли вот эту гору, я думаю, что мы смогли подняться на вершину. И что же каждый из вас увидел там? Что самое важное и ценное было на нашем уроке? (запись на картине ответов учащихся)

2. Оценки за урок.

Учитель: Вы сегодня молодцы, вы очень хорошо поработали, особенно я бы хотела отметить работу таких учащихся, как ...

3. Д/з.

Учитель: К следующему уроку вы должны написать сочинение-рассуждение на тему: «Добро и Зло».

4. Учитель: Ребята, я бы хотела вручить памятки с высказываниями о добре, в память о нашем уроке, а гостям памятные сувениры сделанные своими руками.

5. Учитель: Ребята вы заканчиваете 9-ый класс и перед вами стоит выбор - каким путем пойти. Чему служить добру или злу? Поэтому завершить наш урок я хотела бы музыкальным произведением. (песня С. Никитина на стихи Ю. Левитанского "Каждый выбирает для себя") Я бы хотела, чтобы вы сделали правильный выбор в своей жизни! Урок закончен, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе по теме: "Гражданская оборона- основные понятия, определения и задачи"

Урок- лекция. Изучение нового материала.Оборудование: учебник ОБЖ, учебная доска, закон РФ «О гражданской обороне».Методы проведения урока:  рассказ, лекция, объяснение, фронтальный устный ...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Урок ОБЖ. 8 класс Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.

Тема: Пожары на объектах экономики. Основные понятия и определения.Цель урока: изучить условия возникновения пожаров на промышленных объектах, поражающие факторы пожара, способы прекращения горения....

Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия."

Тест по алгебре (8 класс) по теме "Квадратные уравнения. Основные понятия." Материал подготовлен на основе учебника "Алгебра. 8 класс. Мордкович А.Г."...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...

Конспект урока обществознания 6 класс " Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие"

Конспект урока по обществознанию "" Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие" для 6 класс по ФРП...