Обществознание 5 класс. Наша Родина – Россия
план-конспект урока по обществознанию

Кирьянова Ирина Сергеевна

для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20_02_klass_obshch_5_klasse_nasha_rodina_-_rossiya-.docx48.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания. 5 класс

Тема: «Наша Родина – Россия».

Цели:

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте  территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

Основные понятия урока:Родина,Федерация, субъекты федерации, государство.

Технологическая карта урока

План урока:

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.

ХОД УРОКА.

  1. МОТИВАЦИЯ (не более 5   мин.)

Какие слова вызывают у вас ассоциации  с  выражением «Наша Родина – Россия»

Используется структура  -    ДжотТотс 

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось.  Участник под номером 4, стол номер 2 зачитайте свои ответы:

Работа со стихотворениями о Родине:Учитель организует прослушивание стихотворений о Родине и просит обучающихся  ответь на вопросы:

       Россия - Родина моя.
Россия - Родина моя, 
Смотрю вокруг и что я вижу: 
Кругом бескрайние поля 
И снег лежит на нашей крыше. 
Российский снег, он словно пух 
Ложится прямо на ресницы. 
Россия без зимы - ничто 
И жаль, что улетают птицы. 
Зимой неслышен соловей, 
Ах, как поет он ночью летом! 
И нет нигде таких берез. 
Березы... Вся Россия в этом. 

Когда расстанусь с детством я, 
Объеду я дорог не мало. 
Россия - Родина моя! 
Хочу, чтоб ты сильнее стала! 
И чем смогу, я помогу: 
Цвести полям, расти деревьям. 
Российский дух поднять смогу, 
Чтоб гордость за него 
досталась нашим детям. 
Д.Пенцов 

Если скажут слово «Родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики, 
Где недавно был каток, 
И большой соседней фабрики 
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Вопросы классу:

В течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

Время  на выполнение  - 5  минуты.

Время закончилось. Участник под номером  3, стол номер 1 поделитесь своимиответами.

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

- Определите тему сегодняшнего урока.

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема нашего урока «Наша Родина – Россия».

  1. Российская Федерация

Работа с текстом

Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вопросы классу:

В  течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Время  на выполнение  - 5  минуты.

Время закончилось. Участник под номером  1, стол номер 3поделитесь своими  ответами.

Работа с терминами:

«Родина» -  Запишите определение слова  в тетрадь.

1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика  — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. В этот период, также, неофициально — Российская ФедерацияРоссия25 декабря 1991 года название республики было официально заменено на «Российская Федерация», однако советская конституция 1978 года (в редакции 1992 года, где частично оставались наименование «РСФСР» и упоминание о конституции и законах СССР) и советы всех уровней продолжали действовать до октября 1993..

Первое в мире социалистическое государство. Создано в результате Октябрьской революции в России.

После образования в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик и по 1991 год РСФСР — союзная республика в составе СССР, была самой крупной по площади, населению и экономической мощи. На её долю приходилось три четверти территории и свыше половины населения, две трети промышленной и около половины сельскохозяйственной продукции Советского Союза.

А сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Составными частями Российской Федерации являются объединившиеся в союз относительно самостоятельные республики, края, области, а также города Москва и Санкт – Петербург. Эти части федеративного государства называют субъектами Федерации.

Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95). Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп.

Задание:

-Покажите наиболее крупные города.

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

Работа с терминами:

«Федерация» -  Запишите определение слова   в тетрадь.

Слово происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»; государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования(штаты,земли,а в России- области,края,республики)

3.2. Русский язык - государственный

Работа с  текстом  на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».

Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.

 Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:

  1. Язык – стяг, дружину водит.
  2. Не пройми копьём, пройми языком.
  3. От приветливых слов язык не отсохнет.

Как вы понимаете эти пословицы? Ответ запишите в тетрадь.

В течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы.

Время  на выполнение  - 5  минуты.

Время закончилось. Участник под номером 1 , стол номер 2 зачитайте свои ответы:

Учитель: Почему русский язык является государственным в Российской Федерации

 – думать, писать, обсуждать по кругу.

Время  на выполнение  - 5  минуты.

Время закончилось.  Участник под номером 4 , стол номер 2 поделитесь своими  ответами.

  1. Что значит быть патриотом.

Работа с текстом: стр.93, 97 – ( комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

«Патриот» -  Запишите определение слова   в тетрадь.

Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)

4.Заключительная часть 

1.Подведение итогов. 

Страничка ожидаемого и полученного.

1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUNDROBIN)

ДО

Утверждения

ПОСЛЕ

Сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия

Это название страна обрела в 1991 году.

Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.

Слово «федерация» происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»

Русский язык – государственный язык

Забайкальский край - это субъект Российской Федерации

Патриот – это человек любящий свое Отечество

5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

6.  В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?


2. Оценивание 
- оцените работу группы в целом. 
- оцените свою работу в группе. 

3. Домашнее задание 
- Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.

  1. Рефлексия. 
    Продолжите фразу: 
    Я научился… 
    Мне было трудно… 
    Мне понравилось…

этапы

методы и приемы обучения

время

1 этап. Мотивация

Страничка ожидаемого и полученного.

2. Используется структура  -    ДжотТотс 

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. 

Время  на выполнение  - 3 минуты.

Время закончилось. Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы.

3. Работа со стихотворениями:Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попроситобучающихся  ответь на вопросы.

Вопросы классу:

 – в течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

-Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

- А что для вас значит Родина?

Время  на выполнение  - 5  минуты.

Время закончилось. Участник под номером 3,  стол номер 1расскажите  свои ответы:

не более

10 мин.

2 этап.

Целеполагание

Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия».

- сообщение целей урока

1 мин.

     3 этап.

Исследование информации        .

План.

1.Российская Федерация.

2. Русский язык - государственный.

3.Что значит быть патриотом.

1 мин.

3.1.

1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

– в течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

Запись в тетради: определение слова «родина»

2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.

Записи в тетради.

-В каком субъекте РФ живём мы?

- Столица России?

Запись в тетради: определение слова «федерация»

10 мин.

5 мин

3.2.

Работа с текстом учебника(комментированное чтение).

Беседа с учащимися о значении государственного языка

 – думать, писать, обсуждать по кругу;

обсуждение пословиц о русском языке  – в течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы.

5-6 мин.

3.3

Работа с текстом: стр.93, 97 – (комментированное чтение).

Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

- Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

«Патриот» -  Запишите определение слова   в тетрадь.

Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)

10мин.

4.Заключительная часть 

1.Подведение итогов. 

Страничка ожидаемого и полученного.

5 мин.

2 мин.

     5этап.Оценивание.

2. Оценивание 
- оцените работу группы в целом. 
- оцените свою работу в группе. 

Рефлексия. 
Продолжите фразу: 
Я научился… 
Мне было трудно… 
Мне понравилось…

     6 этап

Домашнее задание.

3. Домашнее задание 
- Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.

1-2 мин.