Главные вкладки

    20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-
    план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    20_02_класс_общ 5 классе_Наша Родина - Россия-

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 20_02_klass_obshch_5_klasse_nasha_rodina_-_rossiya-.docx48.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обществознания. 5 класс

    Тема: «Наша Родина – Россия».

    Цели:

    - объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

    - показать на карте  территорию России;

    - продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

    - сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма.

    Основные понятия урока:Родина,Федерация, субъекты федерации, государство.

    Технологическая карта урока

    План урока:

    1.Российская Федерация.

    2. Русский язык - государственный.

    3.Что значит быть патриотом.

    ХОД УРОКА.

    1. МОТИВАЦИЯ (не более 5   мин.)

    Какие слова вызывают у вас ассоциации  с  выражением «Наша Родина – Россия»

    Используется структура  -    ДжотТотс 

    Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

    Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов.  Время  на выполнение  - 3 минуты.

    Время закончилось.  Участник под номером 4, стол номер 2 зачитайте свои ответы:

    Работа со стихотворениями о Родине:Учитель организует прослушивание стихотворений о Родине и просит обучающихся  ответь на вопросы:

           Россия - Родина моя.
    Россия - Родина моя, 
    Смотрю вокруг и что я вижу: 
    Кругом бескрайние поля 
    И снег лежит на нашей крыше. 
    Российский снег, он словно пух 
    Ложится прямо на ресницы. 
    Россия без зимы - ничто 
    И жаль, что улетают птицы. 
    Зимой неслышен соловей, 
    Ах, как поет он ночью летом! 
    И нет нигде таких берез. 
    Березы... Вся Россия в этом. 

    Когда расстанусь с детством я, 
    Объеду я дорог не мало. 
    Россия - Родина моя! 
    Хочу, чтоб ты сильнее стала! 
    И чем смогу, я помогу: 
    Цвести полям, расти деревьям. 
    Российский дух поднять смогу, 
    Чтоб гордость за него 
    досталась нашим детям. 
    Д.Пенцов 

    Если скажут слово «Родина», 
    Сразу в памяти встаёт 
    Старый дом, в саду смородина, 
    Толстый тополь у ворот,

    У реки берёзка-скромница 
    И ромашковый бугор... 
    А другим, наверно, вспомнится 
    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики, 
    Где недавно был каток, 
    И большой соседней фабрики 
    Громкий, радостный гудок.

    Или степь от маков красная, 
    Золотая целина... 
    Родина бывает разная, 
    Но у всех она одна!
    (З. Александрова)

    Что мы Родиной зовём?
    Дом, где мы с тобой живём,
    И берёзки, вдоль которых
    Рядом с мамой мы идём.

    Что мы Родиной зовём?
    Поле с тонким колоском,
    Наши праздники и песни,
    Тёплый вечер за окном.

    Что мы Родиной зовём?
    Всё, что в сердце бережём,
    И под небом синим-синим
    Флаг России над Кремлём.
    (В. Степанов)

    Вопросы классу:

    В течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

    -Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

    - А что для вас значит Родина?

    Время  на выполнение  - 5  минуты.

    Время закончилось. Участник под номером  3, стол номер 1 поделитесь своимиответами.

    Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

    - Определите тему сегодняшнего урока.

    2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Тема нашего урока «Наша Родина – Россия».

    1. Российская Федерация

    Работа с текстом

    Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

    Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

    Вопросы классу:

    В  течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

    - Что такое «Родина»?

    - Почему человек тоскует по Родине?

    - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

    Время  на выполнение  - 5  минуты.

    Время закончилось. Участник под номером  1, стол номер 3поделитесь своими  ответами.

    Работа с терминами:

    «Родина» -  Запишите определение слова  в тетрадь.

    1.Отечество, родная страна.

    2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

    Рассказ учителя: Когда-то наша страна называлась РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика  — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. В этот период, также, неофициально — Российская ФедерацияРоссия25 декабря 1991 года название республики было официально заменено на «Российская Федерация», однако советская конституция 1978 года (в редакции 1992 года, где частично оставались наименование «РСФСР» и упоминание о конституции и законах СССР) и советы всех уровней продолжали действовать до октября 1993..

    Первое в мире социалистическое государство. Создано в результате Октябрьской революции в России.

    После образования в 1922 году Союза Советских Социалистических Республик и по 1991 год РСФСР — союзная республика в составе СССР, была самой крупной по площади, населению и экономической мощи. На её долю приходилось три четверти территории и свыше половины населения, две трети промышленной и около половины сельскохозяйственной продукции Советского Союза.

    А сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.

    Составными частями Российской Федерации являются объединившиеся в союз относительно самостоятельные республики, края, области, а также города Москва и Санкт – Петербург. Эти части федеративного государства называют субъектами Федерации.

    Учитель: Посмотрите на современную карту Росси (стр.94-95). Какая она разноцветная. Цветом обозначены республики, края, области, которые входят в состав РФ, т. е её субъекты. У каждого субъекта равные права с другими: иметь свою территорию, герб, флаг, органы власти. Россия граничит с шестнадцатью странами. Никакое другое государство не имеет такого количества стран-соседей. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ее населяют более 160 национальностей, народностей и этнических групп.

    Задание:

    -Покажите наиболее крупные города.

    -В каком субъекте РФ живём мы?

    - Столица России?

    Работа с терминами:

    «Федерация» -  Запишите определение слова   в тетрадь.

    Слово происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»; государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования(штаты,земли,а в России- области,края,республики)

    3.2. Русский язык - государственный

    Работа с  текстом  на стр.93 учебника «Русский язык – государственный».

    Обратить внимание на то, что официальное использование русского языка в государственном делопроизводстве, т.е на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нём Россия ведёт переговоры с другими государствами., обязательное изучение русского языка в школах РФ., русский язык является ещё и языком межнационального общения.

     Давайте познакомимся с пословицами о русском языке:

    1. Язык – стяг, дружину водит.
    2. Не пройми копьём, пройми языком.
    3. От приветливых слов язык не отсохнет.

    Как вы понимаете эти пословицы? Ответ запишите в тетрадь.

    В течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы.

    Время  на выполнение  - 5  минуты.

    Время закончилось. Участник под номером 1 , стол номер 2 зачитайте свои ответы:

    Учитель: Почему русский язык является государственным в Российской Федерации

     – думать, писать, обсуждать по кругу.

    Время  на выполнение  - 5  минуты.

    Время закончилось.  Участник под номером 4 , стол номер 2 поделитесь своими  ответами.

    1. Что значит быть патриотом.

    Работа с текстом: стр.93, 97 – ( комментированное чтение).

    Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

    Вопросы:

    -К чему призывает этот плакат?

    -Почему такой призыв звучит от имени Родины?

    - Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

    «Патриот» -  Запишите определение слова   в тетрадь.

    Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)

    4.Заключительная часть 

    1.Подведение итогов. 

    Страничка ожидаемого и полученного.

    1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.

    2.В столбике «ДО» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

    3.Чтобы принять верное решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения.

    4.После того, как вы прокомментируете все утверждения, поделитесь своим мнением с коллегами по команде, начиная с номера 1 (ROUNDROBIN)

    ДО

    Утверждения

    ПОСЛЕ

    Сейчас официальное название нашей страны – Российская Федерация или Россия

    Это название страна обрела в 1991 году.

    Это же название зафиксировано в Конституции РФ, принятой в 1993 году.

    Слово «федерация» происходит от латинского слова и означает «союз, объединение»

    Русский язык – государственный язык

    Забайкальский край - это субъект Российской Федерации

    Патриот – это человек любящий свое Отечество

    5. Теперь по завершении нашей темы, ещё раз прочтите все утверждения.

    6.  В столбике «ПОСЛЕ» напишите «Да», если утверждение верно, или «Нет», если утверждение ложно.

    7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши знания и убеждения?


    2. Оценивание 
    - оцените работу группы в целом. 
    - оцените свою работу в группе. 

    3. Домашнее задание 
    - Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.

    1. Рефлексия. 
      Продолжите фразу: 
      Я научился… 
      Мне было трудно… 
      Мне понравилось…

    этапы

    методы и приемы обучения

    время

    1 этап. Мотивация

    Страничка ожидаемого и полученного.

    2. Используется структура  -    ДжотТотс 

    Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру  по плечу. Затем эту половинку разделите пополам  и половину отдайте партнеру по лицу.  Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

    Задание:  Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. 

    Время  на выполнение  - 3 минуты.

    Время закончилось. Участник под номером 4 , стол номер 2 зачитайте свои ответы.

    3. Работа со стихотворениями:Учителю рекомендуется организовать прослушивание стихотворений о Родине и попроситобучающихся  ответь на вопросы.

    Вопросы классу:

     – в течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

    -Что такое Родина, по мнению поэтов, стихотворения которых вы прочли?

    - А что для вас значит Родина?

    Время  на выполнение  - 5  минуты.

    Время закончилось. Участник под номером 3,  стол номер 1расскажите  свои ответы:

    не более

    10 мин.

    2 этап.

    Целеполагание

    Учитель называет тему урока «Наша Родина – Россия».

    - сообщение целей урока

    1 мин.

         3 этап.

    Исследование информации        .

    План.

    1.Российская Федерация.

    2. Русский язык - государственный.

    3.Что значит быть патриотом.

    1 мин.

    3.1.

    1. Чтение и анализ текста: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

    – в течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы:

    - Что такое «Родина»?

    - Почему человек тоскует по Родине?

    - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

    Запись в тетради: определение слова «родина»

    2.Объяснение учителя о государственном устройстве нашей страны, и работа с политической картой РФ.

    Записи в тетради.

    -В каком субъекте РФ живём мы?

    - Столица России?

    Запись в тетради: определение слова «федерация»

    10 мин.

    5 мин

    3.2.

    Работа с текстом учебника(комментированное чтение).

    Беседа с учащимися о значении государственного языка

     – думать, писать, обсуждать по кругу;

    обсуждение пословиц о русском языке  – в течение определенного времени  учащиеся по кругу отвечают на вопросы.

    5-6 мин.

    3.3

    Работа с текстом: стр.93, 97 – (комментированное чтение).

    Просмотр и обсуждение плаката «Родина мать зовёт»

    Вопросы:

    -К чему призывает этот плакат?

    -Почему такой призыв звучит от имени Родины?

    - Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

    «Патриот» -  Запишите определение слова   в тетрадь.

    Выводы: Какие вы можете сделать выводы? (ответы детей)

    10мин.

    4.Заключительная часть 

    1.Подведение итогов. 

    Страничка ожидаемого и полученного.

    5 мин.

    2 мин.

         5этап.Оценивание.

    2. Оценивание 
    - оцените работу группы в целом. 
    - оцените свою работу в группе. 

    Рефлексия. 
    Продолжите фразу: 
    Я научился… 
    Мне было трудно… 
    Мне понравилось…

         6 этап

    Домашнее задание.

    3. Домашнее задание 
    - Написать письмо своему сверстнику, живущему далеко от тебя. Расскажи ему о своей малой родине.

    1-2 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок для 5 класса "Наша Родина - Россия"

    Урок подготовлен в соответствии со ФГОСами второго поколения....

    Сценарий выступления учеников 5 класса в игре "Моя Родина - Россия!"

    Представленный сценарий - выступление одной команды ребят в конкурсе о России. Тема выступления - Ивановская область, обычаи ее жителей....

    Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия"

    анный урок «Россия наша Родина» адресован для учащихся 5 класса. Проблема формирования гражданской позиции у школьников является актуальной на современном этапе развития общества. Очень важноформирова...

    Разработка урока (конспект и презентация) по обществознанию в 5 классе на тему "Наша Родина - Россия"

    Разработка открытого урока на тему "Наша Родина - Россия" в 5 кл. по предмету обществознание (составлен по требованиям ФГОС).Разработка урока включает в себя конспект и презентацию....

    Конспект урока по обществознанию 5 класс по теме "Моя Родина - Россия" по УМК Л.Н. Боголюбова

    Предлагается разработка урока по обществознанию по теме "Моя Родина -Россия" 5 класс по УМК Л.Н.Боголюбова. Данная разработка соответствует требованиям ФГОС....

    Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

    Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...