Разработка урока (конспект и презентация) по обществознанию в 5 классе на тему "Наша Родина - Россия"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Разработка открытого урока на тему "Наша Родина - Россия" в 5 кл. по предмету обществознание (составлен по требованиям ФГОС).

Разработка урока включает в себя конспект и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область

Тюменский район

с. Каскара

МАОУ Каскаринская СОШ

Конспект урока по предмету «обществознание»

Тема урока «Наша Родина - Россия»

Звучит в записи стих С. Есенина «Русь» в исполнении С. Безрукова, слайды с видами родных мест.

Слово учителя:

  • Итак, ребята, мы прослушали с вами стихотворение С. Есенина в исполнении актёра С. Безрукова

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о Родине)

Что такое Родина? (варианты детей)

Как называется наша Родина? (Россия)

Сформулируйте тему урока? (Наша Родина - Россия)

  • Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь

Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия

Ребята, на уроках истории мы с вами только будем изучать историю нашей любимой родины, мы узнаем ее в прошлом. Сегодня же на нашем занятии нам представилась хорошая возможность узнать нашу Россию такой, какой она есть на сегодняшний день. Работы предстоит много, поэтому мы разделились на группы, и каждая группа получит свое интересное задание.

Итак, давайте для начала подумаем, на какие вопросы нам предстоит ответить? (варианты детей)

Задачи на урок

  1. Как официально называется наша Родина (1 группа)
  2. Внутреннее устройство нашего государства (2 группа)
  3. Какой язык в России является государственным (3 группа)
  4. Отличительные символы нашего государства (флаг, гимн, герб) (4 группа)
  5. Обобщение полученных знаний (творческая работа) (5 группа)

Цель: обобщив наши ответы, давайте определим цель нашего урока: изучить, как устроено наше государство.

Прежде чем преступить к работе я хочу познакомить вас очень важным документом нашего государства – с Конституцией.

Конституция Российской Федерации – это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. Мы с вами жители России и обязаны знать Конституцию.

Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с этим документов, а сделаем это мы в ходе нашей работы.

Каждая группа получила свое задание

  1. Как официально называется наша Родина (1 группа)

Работа с ст. 1, пункт №2

Вывод: Россия и Российская Федерация равнозначны.

  1. Внутреннее устройство нашего государства (2 группа)
  1. Выяснить значение слова «Федерация» - работа со словарем на с. 126
  2. Выяснить значение слова «Субъект» - работа со словарем на с. 126
  3. Привести примеры субъектов РФ (ст.5, пункт №1)

Работа  с контурными картами для всего класса

Я: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Работаем с учебником с. 92. Определим права субъектов РФ:

  • Иметь территорию
  • Иметь органы власти и управления
  • Иметь символы (флаг и герб)
  • Обучать детей на родном языке

До 18 марта 2014 года в РФ было 83 субъекта, сейчас – 85. Что произошло? (Присоединились Крым и Севастополь)

Перед вами карта РФ. Найдите г. Москву. Это столица и субъект РФ.

В каком субъекте мы живём? Где находится этот субъект?

Отметим на контурной карте 2 субъекта – Москву и Тюменскую область

А кто сможет найти на нашей контурной карте Республику Крым?

+ еще одно задание на закрепление материала (на слайде и в рабочем листе)

Вставьте пропущенное слово

Республики, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область, края – равноправные __________ Российской Федерации.

  1. Какой язык в России является государственным (3 группа)

Работа с о ст.68, пункт №1,2,3 + с. 93 учебника

Давайте разберемся: является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации? (Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России, говорят более чем на 100 языках).

Посмотрите, какая большая и многонациональная наша страна.

Какой же язык является общим для всех, т.е. государственным?

Ответ группы: государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык

А как же быть тем субъектам (например, республикам), в которых граждане разговаривают на двух и более языках?

Ответ группы: Республики вправе устанавливать свои гос. языки наряду с гос. языком России

Найдём в учебнике признаки государственного языка с. 93.

  1. Составляют государственные документы
  2. Ведут переговоры с другими государствами
  3. Изучают во всех школах
  1. Отличительные символы нашего государства (флаг, гимн, герб) (4 группа)

Значение слов вы найдет в словаре в конце нашего учебника + в помощь вам материал $12 (там есть вас необходимые для вас иллюстрации)

  1. группа – ваша задача – к концу нашего занятия представить нашему вниманию плакат, на котором будут отмечены все основные выводы нашего урока

Молодцы, вы работали хорошо! Давайте подведём итог урока.

Закрепление учебного материала

Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся)

Составим «Карту памяти», из карточек выберете те, информация на которых соответствует действительности, и прикрепим их на доску

Россия

  • Является федерацией
  • Состоит из субъектов
  • Субъектами являются края, области, республики, автономные округи, города
  • Субъекты обладают равными правами
  • Русский язык является государственным
  • Является многонациональным государством
  • Является нашей Родиной
  • Субъекты обладают неравными правами
  • Государственным языком является башкирский язык
  • Наша Родина - Казахстан

Рефлексия

А теперь я предлагаю вам подумать о том, как прошел сегодняшний урок. На слайде вы видите словосочетания, используя которые вы можете проанализировать урок и свое участие в нем.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я попробую…
  • Меня удивил…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Что такое Родина? Как называется наша Родина? Сформулируйте тему урока!

Слайд 2

Наша Родина -Россия Тюменская область Тюменский район с. Каскара МАОУ Каскаринская СОШ Учитель истории и обществознания: Х одюк Екатерина Сергеевна

Слайд 3

На какие вопросы нам предстоит ответить? Задачи на урок Узнать… Как официально называется наша Родина Какой язык в России является государственным Выяснить … Устройство нашего государства Отличительные символы нашего государства Обобщить и закрепить наши знания Цель: выяснить, как устроено наше государство

Слайд 4

Конституция Российской Федерации – это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации

Слайд 5

Задания для групп Как официально называется наша Родина (1 группа) Внутреннее устройство нашего государства (2 группа) Какой язык в России является государственным (3 группа) Отличительные символы нашего государства (4 группа) Обобщить полученные знания (творческое задание - 5 группа)

Слайд 6

1 группа Задание: как официально называется наша Родина? Конституция РФ – открыть стр. 4, прочитать статью №1, пункт №2 Вывод: ….?

Слайд 7

2 группа Задание: Выяснить внутреннее устройство нашего государства Выяснить значение слова «Федерация» - работа со словарем учебника на с. 126 Выяснить значение слова «Субъект» - работа со словарем учебника на с. 126 Конституция РФ – открыть стр. 5, прочитать статью №5, пункт №1 и привести примеры субъектов Российской Федерации Выводы ….?

Слайд 8

3 группа Задание: какой язык в России является государственным Конституция РФ – открыть стр. 19, прочитать ст. №68, пункт №1,2,3 + работа со стр. 93 учебника Является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации? Какой язык является общим для всех, т.е. государственным ? А как же быть тем субъектам (например, республикам), в которых граждане разговаривают на двух и более языках? Найти в учебнике признаки государственного языка с. 93. (рубрика «!»)

Слайд 9

4 группа Задание: Выяснить отличительные символы нашего государства (флаг, гимн, герб) (4 группа) Значение слов вы найдет в словаре в конце учебника + в помощь вам материал параграфа 12 (там есть вас необходимые для вас иллюстрации) Выводы: Флаг – это … Гимн – это … Герб – это … Из предложенных вариантов (карточки) найти и прикрепить на доску флаг, герб и строчки из гимна РФ

Слайд 10

5 группа Ваша задача – к концу нашего занятия представить нашему вниманию плакат, на котором будут отмечены все основные выводы нашего урока Вопросы 1. Как называется основной закон нашей страны? 2. Как официально называется наша страна 3. Федерация – это… 4. Субъект – это… В какому субъекте РФ мы живем? Государственный язык России - …. язык Из предложенных карточек выбрать герб, флаг России, строчки российского гимна

Слайд 11

1 группа: как официально называется наша Родина? Официально называется наша Родина называется … Россия или Российская Федерация Эти наименования равнозначны

Слайд 12

2 группа: выяснить внутреннее устройство нашего государства Россия является федерацией. Федерация – это … государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования Федерация состоит из субъектов. Субъект РФ – это … государственное образование в составе Федерации Примеры субъектов: республики, края, области, автономные области и т.д.

Слайд 13

Права субъектов РФ Иметь территорию Иметь органы власти и управления Иметь символы (флаг и герб) Обучать детей на родном языке Давайте откроем карту на с.94-95 Перед вами карта РФ. Найдите г. Москву. Это столица и субъект РФ. В каком субъекте мы живём? Где находится этот субъект? Отметим на контурной карте 2 субъекта – Москву и Тюменскую область А кто сможет найти на нашей контурной карте Республику Крым?

Слайд 14

Задание Республики, области, автономные округа, города федерального значения, автономная область, края – равноправные __________ Российской Федерации.

Слайд 15

3 группа: какой язык в России является государственным? Является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации? Какой язык является общим для всех , т.е. государственным ? А как же быть тем субъектам (например, республикам), в которых граждане разговаривают на двух и более языках? Признаки государственного языка

Слайд 16

4 группа: выяснить отличительные символы нашего государства (флаг, гимн, герб) У нашей страны есть собственный…. Флаг – это … Гимн – это … Герб – это … Из предложенных вариантов (карточки) найти и прикрепить на доску флаг, герб и строчки из гимна России

Слайд 17

5 группа: выводы нашего урока 1. Как называется основной закон нашей страны? 2. Как официально называется наша страна 3. Федерация – это… 4. Субъект – это… В какому субъекте РФ мы живем? Государственный язык России - …. язык Из предложенных карточек выбрать герб, флаг России, строчки российского гимна

Слайд 18

Закрепим знания! Россия является федерацией Россия состоит из субъектов Субъекты обладают равными правами Татарский язык – государственный язык России Субъекты – это края, области, республики и т.д. Наша Родина – Казахстан Русский язык – государственный язык России Флаг – это эмблема нашего государства

Слайд 19

Цель: выяснить, как устроено наше государство

Слайд 20

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ВЕСЕЛЫЙ «СМАЙЛИК» – Я ВСЕ ОТЛИЧНО ПОНЯЛ И ХОРОШО ПОРАБОТАЛ, УРОК МНЕ ПОНРАВИЛСЯ !!!  ГРСУТНЫЙ «СМАЙЛИК» – МНЕ МНОГОЕ ОСТАЛОСЬ НЕ ПОНЯТНЫМ, Я ОЧЕНЬ СКУЧАЛ, УРОК МНЕ НЕ ПОНРАВИЛСЯ!!! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока (конспект) по теме «Великомученица Екатерина» (8 класс)

Разработка урока по Духовному краеведению Подмосковья по теме "Великомученица Екатерина"...

Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"

Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России»

Методическая разработка урока  ОБЖ по теме «Военная присяга – клятва воина на верность Родине-России»  11 класс....

Разработка урока (конспект с презентацией) по теме " Реакция обмена"

Урок для 8класса по программе Гузей. Урок комбинированный, подготовлен для хорошо подготовленного класса.  На уроке присутствуют формы работы: фронтальная - работа с кроссвордами, индивидуальная,...

Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.

Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. «Наша Родина — Россия»

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия.В.А. Сухомлинский....