Разработка урока ИЗО с презентацией "Морской пейзаж" 6 класс
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Лахина Наталья Андреевна

Разработка урока "Морской пейзаж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок на тему:

«Морской пейзаж»

6 класс

 2014-2015 учебный год

Подготовила  

учитель ВКК

Лахина Н. А.

Поселок 1 отделения с-за «Масловский»

2015 год

Цели урока:
-расширение знаний учащихся о творчестве великого  художника-мариниста: И.К. Айвазовского
-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа
-воспитание чувства прекрасного, стремления к красоте, желания создать красоту своими руками
Задачи:
Образовательная: углубление знаний учащихся о творчестве И. К. Айвазовского, использование межпредметных связей с литературой, русским языком и музыкой.
Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умение понимать и ценить прекрасное.
Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность - воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, желание создавать красоту своими руками.

Материалы к уроку:
- Презентация «Морской пейзаж»;

- Видеоролик  мастер – класса  по теме: «Морской пейзаж»;
- Краски, кисти, палитры;
- Музыкальный ряд: музыка Равеля «Отражения в воде»,
музыкальная композиция: «Шум моря»,  Дикуля «Океан»

- Поэтический ряд:

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Море»,

 Стихотворение  Александра Сергеевича Пушкина «Прощай же море».

План урока.

1.Организационный момент.
2.
Подготовка к творческой работе.

Звучит музыкальной композиции: «Шум моря».

Слово учителя: Какие ощущения вызывает у нас эта музыка?

Ответы детей: воображение рисует морские пейзажи, чаек летящих над водой, ощущение свежести морского воздуха, умиротворение в природе.

Слово учителя: Так что же мы сегодня будем рисовать? Правильно, морской пейзаж.

3.Изложение нового материала.

Слово учителя: Ребята, вы знаете, что люди творческих профессий выражают свои переживания, от увиденного, по разному. Например, музыканты, композиторы свои чувства передают с помощью музыки, песен. Поэты, писатели создают литературные произведения. Художники соответственно пишут картины. Сегодня мы поговорим о художниках, чье творчество отличается тем, что они свою любовь к природе выражают изображением морской стихии.

Какие жанры мы с вами знаем?

Ответы детей: Портрет, натюрморт, пейзаж.

 Слово учителя: Каким, словом можно назвать морские пейзажи?

Ответы детей: Марина

Слово учителя: Кого из художников вы знаете, чье творчество связано с морем?

Ответы детей:  Иван Константинович Айвазовский.
Слово учителя: И сейчас мы познакомимся с творчеством этого выдающегося художника.

(слайд 2) - читает 1 ученик 

Айвазовский родился  в Феодосии, на берегу Черного моря. Он до сих пор  является непревзойденным художником – маринистом. Море покорило сердце юного дарования. Талант проявился рано и послужил мастеру долгую плодотворную жизнь. 

Слово учителя: Словами поэта А. И. Полежаева художник мог бы сказать о себе:
Я видел море, я измерил
Очами жадными его;
Я в силы духа моего,
Перед лицом его поверил.

(слайд 3) - читает 2 ученик

Айвазовский любил изображать ночные пейзажи, работая на контрастах, используя эффект лунной дорожки.

 

 (слайд 4) - читает 1 ученик

Италия очаровала художника. Именно здесь сформировался творческий метод живописца. Он писал по памяти, создавая полотна, поражающие правдивостью впечатления.

(слайд 5) - читает 2 ученик

Во время морского путешествия корабль, на котором плыл Айвазовский, потерпел кораблекрушение. Художник чудом остался жив. Борьба человека и стихии стали отражаться в его творчестве с новой силой.

(слайд 6) - читает 1 ученик

Сила и мощь морской стихии неустанно проявляются в полотнах мастера. Человек стремится противостоять грозной силе и выйти победителем в сражении.

Ученик читает стихотворение  А. Толстого «Море» под композицию Ванессы Мей: «Шторм»

Вздымаются волны как горы,
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры,
В мгновенно разрытые бездны.

Подобная страсти, не знает
Средины тревожная сила,
То к небу, то в пропасть бросает
Ладью без весла и кормила.

Не верь же, ко звездам взлетая,
Высокой избранника доле,
Не верь, в глубину ниспадая,
Что звезд не увидишь ты боле.

Стихии безбрежной, бездонной
Уймется волненье, и вскоре
В свой уровень вступит законный
Души успокоенной море.

Слово учителя: А теперь обсудим, как с помощью музыки можно было показать волнение морской стихии.

Ответы учеников: музыка порывистая, ритмичная, динамичная, громкая.

(слайд 7) - читает 2 ученик

Иван Константинович ценил талант великого русского поэта Пушкина

         и не мог не отразить его в своем творчестве. Александр Сергеевич был очарован морем, и это объединяло их с художником. В картине «Пушкин в Гурзуфе» ощущается творческий полет мысли поэта и невольно напрашиваются  рождающиеся строчки:

Ученик читает стихотворение Пушкина «Прощай  же, море»

 Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Слово учителя: Это стихотворение вы прослушали под музыку Равеля «Отражения в воде». Как композитор в музыкальном произведении дал нам почувствовать умиротворение моря?

Ответы учеников: музыка ласковая, тихая, спокойная.

(слайд 8) - читает 1 ученик

Айвазовский продолжал творить до последнего дня жизни. Бурное, холодное, в то же время прекрасное море написано мастером в момент необычайного вдохновения и подъема. Это полотно достойное завершение творческого наследия  художника.

 (слайд 9) - читает 2 ученик

Слово учителя: А теперь обратите внимание на работу Айвазовского «Черное море». Она является одним из самых значительных произведений художника. Иван Николаевич Крамской, наш земляк, признавал картину «Черное море» «одной из самых грандиозных картин», какие он видел.

Давайте найдем словосочетания существительного и прилагательного, чтобы охарактеризовать эту работу.

Ответы учеников:

Грозное небо,

 могучие волны,

темные глубины,

пенные гребни,

серые тучи,

одинокий парус и т.д.

(слайд 10,11,12) -

Слово учителя: Известных художников – маринистов не так много, но хочется отметить нашего с вами современника Сергея Коваля. Его талант развивался под влиянием  творческого наследия Айвазовского. Но он смог найти свою индивидуальность и неповторимость. Приятно осознавать, что большое искусство где – то рядом с нами.

4. Физкультминутка. Звучит музыка Ванессы Мей «Шторм».  

Делаем упражнения для глаз.

  • Грозно шумит ветер… (зажмурить глаза  и поморгать)
  • Волны поднимаются высоко… (глазами движения вверх- вниз)
  • Где – то в небе летают чайки…( глазами движения вправо - влево).
  • И вот они уже кружат над водой… (глазами делаем круговые движения)

*  И тихо опускаются на водную гладь… (зажмурить глаза  и поморгать)

5. Задание: Передать свое настроение в изображении морской стихии, пользуясь акварелью. Рисовать  будем без предварительной проработки  простым карандашом. Во время работы будет звучать музыка Дикуля «Океан».

Для творческого настроя и вдохновения сейчас мы посмотрим видеоролик «Морской пейзаж». Это послужит вам хорошей подготовкой к практической части урока.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов урока.

На доске каждый из вас представил свой шедевр. Хочется отметить, насколько выразительные получились работы. Радость творчества, желание добиться результата сделали свое дело.  Остается похвалить вас всех и пожелать  творческих успехов.

Будьте внимательны к природе, учитесь видеть, подмечать ее изменения, старайтесь быть благодарными к матушке – земле.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы научились за этот урок?  

- В чем необычность выполнения сегодняшней работы?

- Что больше всего понравилось?

- Что больше всего запомнилось?



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морской пейзаж Выполнила Лахина Наталья Андреевна учитель ИЗО МКОУ « Никольская С ОШ »

Слайд 2

Айвазовский родился в Феодосии, на берегу Черного моря. Он до сих пор является непревзойденным художником – маринистом. Море покорило сердце юного дарования. Талант проявился рано и послужил мастеру долгую плодотворную жизнь. Иван Айвазовский Автопортрет

Слайд 3

Айвазовский любил изображать ночные пейзажи, работая на контрастах, используя эффект лунной дорожки. Ночные пейзажи «Лунная ночь на Капри» «Бриг Меркурий»

Слайд 4

Италия очаровала художника. Именно здесь сформировался творческий метод живописца. Он писал по памяти, создавая полотна, поражающие правдивостью впечатления. Итальянские мотивы «Неаполитанская ночь» «Италия»

Слайд 5

Во время морского путешествия корабль, на котором плыл Айвазовский, потерпел кораблекрушение. Художник чудом остался жив. Борьба человека и стихии стали отражаться в его творчестве с новой силой. Борьба со стихией «Буря на море» «Шторм»

Слайд 6

Сила и мощь морской стихии неустанно проявляются в полотнах мастера. Человек стремится противостоять грозной силе и выйти победителем в сражении. Грозная сила природы «Девятый вал»

Слайд 7

Иван Константинович ценил талант великого русского поэта Пушкина и не мог не отразить его в своем творчестве. Александр Сергеевич был очарован морем, и это объединяло их с художником. В картине ощущается творческий полет мысли поэта и невольно напрашиваются рождающиеся строчки Пушкин и море «Прощание Пушкина с морем»

Слайд 8

Айвазовский продолжал творить до последнего дня жизни. Бурное, холодное, в то же время прекрасное море написано мастером в момент необычайного вдохновения и подъема. Это полотно достойное завершение творческого наследия художника. Творческое наследие «Среди волн»

Слайд 9

«Черное море». картина «Черное море»

Слайд 10

современника Сергея Коваля картины 10-12 слайд Сергей Коваль – художник маринист, наш современник

Слайд 11

Сергей Коваль – достойный продолжатель творчества Ивана Айвазовского

Слайд 12

Рефлексия: - Что нового вы узнали на уроке? - Чему вы научились за этот урок? - В чем необычность выполнения сегодняшней работы? - Что больше всего понравилось? - Что больше всего запомнилось?

Слайд 13

Великие художники «Айвазовский» ООО «Издательство « Директ – Медиа» 2009 год http://www.ipola.ru/post320392332 / http://ayvazovskiy.su/biography / Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....

Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»

Цели урока:  Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...