Мастер-класс "Формирование понятийного аппарата"
методическая разработка по обществознанию
Мастер-класс по формированию понятийного аппарата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование понятийного аппарата»
Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор - к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное слово. (А. Ахматова) Умение работать со словом, с понятием одна из метапредметных компетенций учащегося.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курсов в условиях ФГОС указывают на необходимость достижения учащимися метапредметных и предметных результатов, которые включают в себя знания, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Для организации познавательного процесса по финансовой грамотности особо актуально вносить в работу педагога работу над формированием и развитием у обучающихся понятийного мышления – одного из видов мышления, который характеризуется использованием понятий и логических конструкций. Понятие – итог мыслительного процесса и в то же время начало дальнейшего процесса мышления, позволяющего делать логические умозаключения. Осмысление понятий происходит посредством включения новых представлений в различную социальную среду, путём установления причинно-следственных связей и закономерностей. Тем более что для успешной сдачи ЕГЭ уч-ся необходимо усвоить около 2 тысяч понятий и 5 часть из них это экономические термины.
Формирование этой компетенции осуществляется через разнообразные приёмы.
Свою работу по формированию понятийного аппарата на уроках «Основы финансовой грамотности» строю в рамках системно-деятельностного подхода, на следующих принципах:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений и конечно же базовых финансовых понятий
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте экономической науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:
- Обращение к этимологии слова.
- Выстраивание ассоциаций.
- Выделение существенного признака понятия.
- Установление категориальных принадлежностей.
- Сравнение с другими понятиями.
- Введение понятия.
- Выстраивание логических взаимосвязей.
Пример введения понятия «Экономика» в 5-7 классе:
- В переводе с греческого слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно.
- Ассоциации учащихся: натуральное хозяйство, производство, природные ресурсы.
- Существенный признак: хозяйство, удовлетворения потребностей.
- Категориальная принадлежность: тип экономической системы по форме правления: традиционная система, рыночная, командно-административная система, смешанная система.
- Сравнение традиционной системы и рыночной системы.
- Экономика — система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ, включая продукты и услуги
- Построение предложений, содержащих информацию о экономике
Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
Приём Скелета или каркаса
Работать с этим приёмом можно и нужно с 5-6 классов, постепенно формируя так называемые скелетные понятия. Вопрос учащимся: Назовите основные скелетные понятия вам известные. Например:
. Akite (Бумага)
- Oikonomike (Домашние хозяйство)
- Market (Рынок)
- Monos (Один)
- Poleo (Продаю)
- Business (Дело)
Назовите как можно больше обществоведческих терминов включающих в себя такие скелетные понятия и дайте им простейшие определения.
На основе таких скелетных понятий учащиеся легко формулируют простейшие определения обществоведческих терминов, а постепенно усложняя их могут уже работать на более серьезные понятия
Прием использования маркеров - эффективный механизм формирования данной компетентности. Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию, «системная полочка», на которой находится понятие. Чтоб было понятно, приведём примеры маркеров в нашем окружении. Например: деньги, банк – маркер финансы, к понятию – «система» – маркер – «целое». И уже можно вводить понятие финансовая системы. Работая над определённым понятием в тесте, учащийся учится находить "слово - маркер" - главное смысловое слово.
Например: (Учащиеся приводят примеры маркеров)
- понятие - "" - маркер - "своеобразие".
- понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее".
- понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость".
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Прием подчёркивания понятия
Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться как с заданиями части, так и части С, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.
Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается 1)сформулировать определение понятия право (письменно) и озвучить его.
- подчеркнуть главные слова. Банк – финансовая организация , производящая различные операции с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги государству физическим или юридическим лицам. Представить, данные слова в виде нескольких предложений (это и есть признаки банка).
Этот приём очень успешен и при работе над эссе. При работе с высказываниями учитель обращает внимание учащихся на ключевые термины или слова. Именно их правильная интерпретация дает возможность верно определить проблему, которую поднимает автор.
Приём «Гнездо понятий»
Полезно работать с так называемыми гнездами понятий. Например, взяв за основу одно большое понятие, мы ищем 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое, 2) рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков, 3) более частные, входящие в состав понятия, 4) конкретные понятия.
Понятие «рыночная экономика», предложить школьникам указать: («экономика», «экономическая сфера»), («командная экономика», «традиционная экономическая система») («конкуренция», «закон стоимости») («бюджетный дефицит», «налоговая ставка» и др.).
Применение приёма «гнездо понятий», в котором за основу берется определенный термин или понятие (например, «социальная стратификация»). Далее учащимся предлагается
А) назвать более широкие по смыслу понятия (например: «социальная дифференциация);
Б) назвать более узкие по смыслу понятия (например: социальный слой);
В) назвать частные понятия, входящие в состав понятия (например: доход, власть, привилегии, престиж);
Г) назвать понятия из других сфер жизни общества (экономической, политической и духовной), связанные с понятием (например: образование, экономический кризис, политический режим).
Процесс освоения определений значительно облегчится, если понимать в чем суть определения и как они создаются.
Формат нашего сеанса и ограниченность во времени не дают возможности более подробно остановится на работе с разнообразными понятиями, но все перечисленные приёмы могут быть использованы на разных уроках. Практически для каждого понятия существует свой «волшебный ключик» – прием, помогающий разобраться в сути его.
Приемы мотивирования обучающихся к изучению основ финансовой грамотности.
Методы создания мотивации.
- Методика успеха.
- Самостоятельная работа.
- Приемы сравнения.
- Самоконтроль.
- Чередование приемов работы.
- Использование инновационных технологий, например кейс-технология.
Как итог работы над понятием
а) Составление кроссвордов, ребусов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда, ребуса. При составлении или решении кроссворда, ребуса запоминается правильность написания, что встречается и в олимпиадных заданиях.
б) Создание кластеров. Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
в) Создание синквейна. Могут использоваться в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
На этапе контроля предлагаются: словарный диктант, диктант с ошибками, перед учениками ставится задача — найти лишнее или дописать, вставить пропущенное, составить или решить кроссворды, ребусы. Можно использовать прием самоконтроля или взаимоконтроля, фронтальный опрос, а также творческое применение понятий — написание эссе с использованием понятий и терминов.
Несомненно, что работа над понятийным аппаратом курса должна вестись системно, начиная с 5 го класса. Изучение понятий не должно сводиться к элементарному заучиванию терминов. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ обучающиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/17/picture-100414.jpg)
«Формирование понятийного аппарата на уроках истории»
Стремительно меняется общественно-политическая обстановка в России и за её пределами. Изменяется не только традиционный уклад жизни народа, но и пополняется его словарный запас многими специальными те...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/12/picture-342562-1384272447.jpg)
Формирование понятийного аппарата на уроках истории и обществознания.
Данный материал содержит алгоритмы и приемы работы с понятиями на уроках истории и обществознания. Работа с понятиями используется и в заданиях ГИА и ЕГЭ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-776814-1459620571.jpg)
Формирование понятийного аппарата.
Приёмы педагогической технологии работы с понятиями.Аогоритм работы с понятиями. Методы и формы работы с понятиями....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/04/picture-642266-1620142193.jpg)
Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"
Статья "Проблема усвоения понятийного аппарата на уроках истории"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-1027672-1522692135.jpg)
Использование иллюстративного материала для формирования понятийного аппарата на уроках истории.
Текст выступления на фестивале методических идей в Нефтегорске 2017 г....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1173791-1570792701.jpg)
«Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»
В данном материале можно найти разработку мастер- класса по теме «Использование понятийного аппарата на уроках истории в 5 классе через игровую технологию»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/04/picture-444299-1399168992.jpg)
Формирование понятийного аппарата на уроках математики
В работе представленной на РМО математиков представлено обобщение опыта работы по формированию понятийного аппарата на уроках геометрии. В представленный материал входит полная теоретическая часть выс...