Доклад .Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию.
статья по обществознанию (9 класс)

Бешукова Лариса Вадимовна

Доклад "Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад "Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию"

 

Экзамен (ОГЭ и ЕГЭ) – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися .

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

• развитие мотивации и целеполагания;

• формирование умения решать задания разного уровня;

• развитие самоконтроля;

• формирование уверенности и положительной самооценки;

Задачи педагога:

• правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

• организовать системную продуманную работу по предмету с 5 по 9 классы;

• работать в тесном контакте с родителями.

Подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Система работы по подготовке к ОГЭ

1. Способы организации учебной деятельности

Уроки  обществознания

(1 ч в неделю)

Самостоятельная работа уч-ся дома

Консультации

(1-2 ч. в неделю)

Зачёты

- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ;

- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ

-систематизация теории, практические навыки  базового курса обществознания;

-дополнение школьного курса обществознания;

-компьютерные тесты;

-он-лайн тесты

-реализация индивидуальных траекторий подготовки;

-коррекция пробелов в знаниях и умениях;

-анализ тренировочных работ;

-занятия-тренировки в группах

 

-контроль знаний  теоретической базы;

-компьютерные тесты;

-он-лайн тесты

2. Создание методической базыПриобретение учебно-методических пособий ФИПИ и пособий, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в 9-м классе, структурированных в соответствии со спецификацией 2015 г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

3. Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

4. Создание папки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика) . Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

5. Активно использую информационно- коммуникационные технологии(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок.

На уроке пояснение каждой темы уходит 10- 15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на экран проектора, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Предложенная система работы с ЭОРами позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

6. Работа с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции.

На уроках обществознания и истории предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

На уроках включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости.

Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные ситуации и закономерности, что требуется при выполнении части 2 (заданий 2-14)

7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.

В чем я вижу важность психологической подготовки? Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ и ЕГЭ.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ОГЭ. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

В ходе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ с девятиклассниками и их родителями проводитсяизучение нормативно - правовых документов по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводился анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку (демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов).

8. Очень важной составляющей для успешной подготовки к ОГЭ являетсядиагностика уровня подготовки учащихся . С этой целью я создаю «Журнал проведения работ по подготовке к ОГЭ» для оказания помощи конкретному ученику по разным темам, «Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах». Этот журнал позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся. Для того чтобы работа над ошибками была эффективной, в конце работы над ошибками я рекомендую детям самим составить тест. Практика показывает, что подобные задания эффективны. Ученикам нравится составлять тесты друг для друга, особенно в среднем звене.

3. Заключение

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

    Активная работа по подготовке к ОГЭ проводится в течение всего учебного года.

Главная формула успеха – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить в результате проведенной работы в глазах учеников, родителей, коллег, окружающих. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед…

Литература:

  1. Сидорова Г.А. Новые подходы к преподаванию русского языка.//Русский язык в школе. – 2014.- №3.
  2. Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.//Русский язык в школе. – 2012. - №1.
  3. Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». – «Школьная пресса», 2012-2014.
  4. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
  5. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
  6. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ

В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....

Использование информационных технологий при подготовке учащихся к сдаче экзаменов по истории и обществознанию в форме ЕГЭ.

Скажи мне – и я забудуПокажи мне – и я запомнюВовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам.Творческий подход требует включить в...

Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления.  Деятельность ...

Доклад "Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике"

ЕГЭ по физике  - серьезное испытание, требующее большого напряжения сил и серьезной подготовки. Это, прежде всего, многоплановая, кропотливая работа учителя в течение длительного времени; ученику...

Практико - значимая работа «Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению задач с практическим содержанием при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. В современных учебных пособиях учащимся предлагаются текстовые задачи с разнообразным практическим содер...

Работа учащихся с учебником и методическими пособиями при подготовке учащихся к сдаче ГИА по географии.

Современные технологии работы с текстами  направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений  истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно...

Выступление на родительском собрании по теме "Работа с родителями по подготовке учащихся к сдаче ГИА по обществознанию"

Автор даёт общие рекомендации  по поведению при подготовке к ГИА, разбирает способы снятия нервно-психического напряжения в этот период.Такжк представлены рекомендации по выполнению тестирования....