опыт работы на уроках обществознания
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)

колосова татьяна евгеньевна

В последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и государству, воспитывать чувство уважения к правовым институтам, готовность к достойному  служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим и правовым сознанием.

Правовое сознание предполагает формирование правовой культуры личности, которая проявляется в:

•  в поведении личности по отношению к другим;

 

•   к обществу в целом;

 

•  в поведении личности к самой себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_na_urokah_obshchestvoznaniya.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правового сознания учащихся на уроках обществознания.

Актуальность.

В последнее время стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Прививать молодёжи гордость за принадлежность к своему народу и государству, воспитывать чувство уважения к правовым институтам, готовность к достойному  служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим и правовым сознанием.

Правовое сознание предполагает формирование правовой культуры личности, которая проявляется в:

•  в поведении личности по отношению к другим;

•   к обществу в целом;

•  в поведении личности к самой себе.

 Уроки обществознания в 8-9 классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в старших классах, которые носят обобщенный характер. А в 8-9 классах, возможен практический выход занятий по правовому курсу, изучая правовые аспекты на простых и конкретных примерах, ребята формируют свою гражданскую позицию.

Итак, цель моей работы:

ученик со сформированным правовым сознанием.

Задачи:

  1. Формирование понятийного сознания учащихся на уроках обществознания.
  2. Освоение и применение технологии ПОПС-формулы.
  3. Использование технологии социального проектирования как средства практического применения правовых понятий.

Методика формирования понятийного сознания включает в себя следующие этапы

работы:

1. узнавание термина;

2. определение его понятия;

3. раскрытие содержания и объема понятия;

4. установление связей этого понятия с вышестоящими и нижестоящими понятиями; раскрытие практических действий, которые можно совершит с этим понятием.

Примером могут служить такие задания на этапе закрепления изученного материала: Слайд1.

        Следует отметить, что в процессе образования понятия ассоциативным методом от учащихся требуется умения проводить  почти все мыслительные операции, такие как анализ синтез и т.д.

Весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии ПОПС-формулы. ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Формирование правового сознания необходимо начинать как можно раньше, целесообразно даже на опыте других стран начинать с первого класса. Правовое сознание школьника базируется на основных обществоведческих понятиях, таких как: гражданин, право, обязанность и др. Важную роль в формировании  правового понятия играет его конкретизация и практическое применение. Эту задачу успешно реализует метод проектов, в частности использование на уроках обществознания технологии социального проектирования. Проект – это изменение, социальный – это общество. А значит изменение окружающей тебя негативной социальной действительности.

Исходным этапом работы является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.

В том случае, когда область научного знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются учителем, первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной группы. Показав актуальность и привлекательность погружения в данную область исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной принцип технологии проектного обучения — это сотрудничество и сотворчество 

Технология социального проектирования позволяет учителю перейти к активным формам работы, которые способны заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. А сочетание их с элементами эвристических бесед, игровых моментов на уроках  обществознания всегда способствуют лучшему усвоению нового материала, дают положительный эмоциональный эффект, способствуют повышению интереса к моему предмету. Ребята охотно включаются в эту работу, т.к. получают возможность спорить по полученным результатам, высказывать собственное мнение, что очень важно и для их самоутверждения, и для умения вести дискуссию. Кроме того, выполнение таких заданий способствует закреплению необходимых знаний и умений.

 Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся:

-значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог);

-чувство ответственности, самодисциплины;

-способности к методической работе и самоорганизации.

2. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

3.Сущность и ценность социальных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

 

Доклад на конференцию «Встань впереди себя»

Тема: «Роль учителя истории и обществознания в формировании гражданской позиции учащихся».

Сегодня государство возложило на учителя истории непосильную ношу: создание новой российской гражданственности – осознание ответственности и самоценности каждого гражданина для общества.

Российская гражданственность сегодня имеет сильнейший исторический фундамент, но не имеет прочных стен и крыши над головой. Учителю сегодня нужно по кирпичику воссоздать фундамент гражданственности общества в целом и каждой личности в отдельности.

Вероятно, никто не будет спорить со мной, если, я буду утверждать, что в нашей стране имелся достаточно большой опыт по формированию гражданственности общества именно в советское время. Однако, гражданская позиция советского человека носила особый характер, который мы называем «советским патриотизмом». И советский патриотизм доказал свое право на существование. Наш народ совершил великий, не имеющий аналогов в мире патриотический подвиг, освободив страну от фашистских захватчиков.

 Но в годы перестройки были размыты нравственные ориентиры и среди последствий мы видим сегодня: хозяйственную апатию, низкую трудовою дисциплину, иждивенческая позиция (моя хата с краю), безразличное и даже варварское отношение к земле и природе.

 В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Несомненно, ко всему перечисленному добавил свою «ложку дегтя» современный век информатизации. Он наложил особый отпечаток на сознание молодого поколения. Все виды СМИ фактически формируют отношение человека к обществу и к самому себе. Психологи приходят к выводу, что происходит деградация умственного развития подростков и расстройство их нервной системы. Назрела острая необходимость изменить эту ситуацию.

Что я, как учитель, могу сделать для создания образа российской гражданственности? Каким вообще сегодня должен быть учитель, чтобы своим примером показать образ истинного гражданина?

Для того чтобы воспитать в личности гражданственность естественно сам учитель должен быть гражданином – личностью с большой буквы, обладать позитивной Я-концепцией.

 Однако это не говорит о том, что учитель как гора Монблан должен возвышаться над учениками и вещать им истины в последней инстанции. Если мы хотим создать личность, надо уважать его способности мыслить, а мыслить – значит сомневаться, за учеником необходимо признать право на собственное мнение, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем, поощрять его креативное мышление.  

Для меня  гражданственность  опирается на систему ценностей, главными из которых для  являются:

  1. Патриотизм
  2.  терпимость к чужому мнению
  3. Преданность нравственным идеалам.

        Именно личность ученика я ставлю в центре моей работы. Целью которой является: формирование гражданской позиции ученика, и веду эту работу по следующим направлениям:

  1. Овладение учеником обществоведческими понятиями.
  2. Формирование нравственных качеств  гражданина.
  3. Способность к оцениванию, рефлексии своей деятельности.

И делаю я это через метод социального проектирования, во время урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Зачастую, ученики заучивают понятие  заучить даже не осмыслив их нравственного содержания.  Поэтому учитель должен так дать понятие, чтобы оно стало ценностью каждой личности ученика,  такими, ведущими понятиями, являются: Отечество, гражданин, Родина, семья государство, свобода, справедливость, милосердие и т.д.

Эти ценностные понятия мы  должны доводить не только до ума, но и до сердца ребят. Только в этом случае происходит осознание своей гражданской позиции и ориентиров в мире ценностей.

А вот сформированность гражданских ценностей и правовой культуры можно определить через отношение:

•  личности  к другим;

•   к обществу в целом;

•   личности к самой себе.

Каждый ученик, не только учиться быть личностью и гражданином, но и получает возможность оценить себя, что я сделал, какой мой вклад в общее дело, могу ли я быть достойным гражданином своей страны.

Для достижения цели по созданию гражданской позиции я применяю метод социального проектирования. Как же работает метод социального проектирования?

При этом ребята охотно включаются в эту работу, т.к. получают возможность спорить по полученным результатам, высказывать собственное мнение, что очень важно и для их самоутверждения, и для умения вести дискуссию. Кроме того, выполнение таких заданий способствует закреплению необходимых знаний и умений. Работа над проектом позволяет в группе обсудить проблему и принять общее правильное решение

На внеурочных занятиях по родословию ребята изучают свою фамилию, биографии своих потомков, собирают материал по маленьким крупицам, беседуют с ветеранами, проводят классные часы. Ребята как бы оживляют историю, делают ее близкой, родной и понятной современному поколению.

        Вот примеры проектов, разработанных моими учениками:

  1. «Древо жизни» - воспитание уважения и любви к семейным традициям.
  2. «Как преуспеть в бизнесе» - развитие предприимчивость и инициативности.
  3. «Кодекс поведения ученика» - осознание своих прав и обязанностей.
  4. «Нет конфликтам» - толерантное отношение к окружающим.

А о том, что эта работа не напрасна говорят слова самих учеников:

1. Левен Наталья «Я никогда не смогу покинуть свою Родину Россию, это то место, где жили, любили, страдали, мои знаменитые предки, И я достойна носить пусть немецкую, но уже русскую фамилию Левен».

2. Прима Михаил: «Я научился отличать проблемы, цели и задачи, и теперь понимаю, что без моих усилий, мир не станет лучше. Я надеюсь на то, что все мы вместе сделаем нашу страну великой и красивой.»

3. Жилкина Полина: «Я не думала, что на свете есть так много одиноких людей,  порой мы не замечаем, как они нуждаются в нашей помощи, а ведь мы молодое поколение должны заботиться о тех, кто одинок и беззащитен».

 И. Кант. «Личностью себя каждый делает сам и сам за это отвечает».

Работа над понятием может быть построена по-разному, например: разбивка понятия на смысловые части, обсуждение проблемных ситуаций, заставляющих ученика думать, как бы он поступил в данной ситуации,  построение логической взаимосвязи нескольких понятий и т.д.

Важными условиями преодоления «барьера ценностей» являются в моей работе два показателя:

Чем измерить результаты деятельности учителя в наши дни? Количеством поступивших в ВУЗы? В нынешней ситуации, когда чаще всего вопрос поступления решает кошелек родителей, это не аргумент. Один ученик так оценил работу учителя: наконец-то я научился самостоятельно мыслить! Чем не награда? Ученики, научившись самостоятельно добывать знания, все больше понимают, что в современном, жестком динамичном мире многое зависит от личности. Силу собственного духа надо в себе воспитывать.

П.Д. Черевин: «Кто учится истории…научается обязанностям человека и гражданина, учитель истории, по его мнению, должен быть нравственности строгой, одаренный пламенной душой и тем красноречием, которое умело бы перелить в слушателей негодование к пороку и почтение к доблестям мужей знаменитых».

К.В. Ельницкий: «Для государства более полезны такие граждане, которые проникнуты патриотическим чувством и готовы посвятить Отечеству свои силы и даже жизнь, чем такие, которые равнодушно относятся к его судьбе и славе».

Гражданское воспитание предполагает понимание ценностей гражданского общества. Важно раскрыть эти ценности в каждом ученике, помочь понять, осознать и прожить их эмоционально и деятельностно. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие, каждому необходимо заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства. Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он самопроявляется как личность и активный деятель.

Работа над понятиями на уроках истории и обществознания предполагает формирование ценностной ориентации личности ученика. Т.н., ценностные понятия должны быть не только усвоены, но и пережиты учащимися, т.е, освоены на эмоциональном уровне. Только в этом случае происходит осознание своей гражданской позиции и ценностных ориентаций личности.

Такими ведущими понятиями являются: отечество, гражданин, Родина, семья государство, свобода, справедливость, милосердие и т.д.

Критериями оценки гражданских ценностей и правовой культуры личности могут являться следующие показатели:

•  в поведении личности по отношению к другим;

•   к обществу в целом;

•  в поведении личности к самой себе.

- сформированность таких качеств, как активность, инициативность, предприимчивость, толерантность, умение отстаивать свою гражданскую позицию.

Именно включение в социально-полезную деятельность позволяет сформировать гражданскую позицию моих учеников.

2. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

3.Сущность и ценность социальных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником.

Ребята охотно включаются в эту работу, т.к. получают возможность спорить по полученным результатам, высказывать собственное мнение, что очень важно и для их самоутверждения, и для умения вести дискуссию. Кроме того, выполнение таких заданий способствует закреплению необходимых знаний и умений.

Особое место в этой работе занимает кружковая деятельность по родословию, именно привитие любви, уважения к семье, ее ценностям создает основу для развития патриотических чувств к малой и большой Родине.

На занятиях ребята изучают свою фамилию, биографии своих потомков, собирают материал по маленьким крупицам, беседуют с ветеранами, проводят классные часы. Ребята как бы оживляют историю, делают ее близкой, родной и понятной современному поколению.

        Я как учитель заранее проектирую результаты своей работы, во многом он отражается в тех сформированных качествах учащихся, которые они приобрели в процессе работы над социальными проектами.

Например:

  1. «Древо жизни» - воспитание уважения и любви к семейным традициям.
  2. «Как преуспеть в бизнесе» - развитие предприимчивость и инициативности.
  3. «Кодекс поведения ученика» - осознание своих прав и обязанностей.
  4. «Нет конфликтам» - толерантное отношение к окружающим.

А о том, что эта работа не напрасна и такие качества гражданина и патриота своей страны были сформированы говорят слова самих учеников:

1. Левен Наталья «Я никогда не смогу покинуть свою Родину Россию, это то место, где жили, любили, страдали, мои знаменитые предки, И я достойна носить пусть немецкую, но уже русскую фамилию Левен».

2. Прима Михаил: «Я научился отличать проблемы, цели и задачи, и теперь понимаю, что без моих усилий, мир не станет лучше. Я надеюсь на то, что все мы вместе сделаем нашу страну великой и красивой.»

3. Жилкина Полина: «Я не думала, что на свете есть так много одиноких людей,  порой мы не замечаем, как они нуждаются в нашей помощи, а ведь мы молодое поколение должны заботиться о тех, кто одинок и беззащитен».

Но, еще одним несомненно важным условием успешного преодоления «барьера ценностей» является личность самого педагога, в частности, его гражданская позиция. Здесь очень важно четко представлять содержательную сторону гражданственности общества, четко определять цели и видеть предполагаемый результат всей проделанной работы. Я согласна с мнением Д.И. Водзинского, который считал, что только тот учитель, у которого выработана твердая, четкая позиция может формировать взгляды, идеалы и ценности.

В своей гражданской позиции я придерживаюсь позиций, изложенных французским исследователем Ги Эрмэ: «для формирования гражданственности необходима такая культура, для которой характерны определенные черты. Прежде всего, гражданин должен приобрести способность широко смотреть на внешний мир, не замыкаться в себе или в ближайшем окружении, а быть открытым для непохожих на него людей. В качестве важнейшей черты гражданина французский ученый отмечает терпимость, которая позволяет сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с мнением других, заставляет слушать оппонентов, признавать за ними право на отличие, принимать перемены и обновление.

Гражданственность состоит из трех взаимодополняющих и неразделимых элементов. Прежде всего, она основана на осознании единства прав и обязанностей, которые бесполезны, если остаются невостребованными. Далее она предполагает наличие конкретных гражданских действий: от потребности быть информированным до активного участия в политических и избирательных кампаниях. И, наконец, гражданственность опирается на систему ценностей и на нравственную убежденность, придающие этой системе смысл и значение.

Для того чтобы воспитать в личности гражданственность, сам учитель должен быть гражданином – личностью с большой буквы, обладать позитивной Я-концепцией.

 Однако это не говорит о том, что учитель как гора Монблан должен возвышаться над учениками и вещать им истины в последней инстанции. Если мы хотим создать личность, уважать его способности мыслить, а мыслить – значит сомневаться. За учеником необходимо признать право на собственное мнение, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем, поощрять его креативное мышление и креативные чувства. Для складывания креативных чувств учителем создается соответствующий эмоциональный фон, как стимул к активной деятельности.

В.А. Сухомлинский говорил: «Эмоциональная культура – это, образно говоря, правильно настроенная скрипка…без эмоциональной воспитанности напрасными будут слова о формировании и утверждении высоких гражданских чувств, о воспитании убеждений, об эстетике жизни и труда».

Таким образом, гражданская позиция учителя, по моему мнению, предполагает следующие основы:

  1. Активность - активное участие в делах общества.
  2. Патриотизм – как основа гражданского самосознания
  3. Толерантность – уважение и терпимость к окружающим.
  1. Предполагает активные формы и методы работы на уроках: групповые занятия, проблемно-поисковый метод, творческий подход к изучению понятия.
  2. Использование реконструкции исторических событий и фактов, дисскусии и обсуждение исторических событий и поступков. (главное дать возможность ученику высказать свое отношение к поступку, его личную гражданскую позицию)
  3. Дифференцированный, индивидуальный подход к личности ученика.

Гражданин принципиально отличается от подданного, для которого характерным является постоянное ожидание от государства какой-либо благодетели и который связывает все свои надежды, чаяния и стремления не с собственными возможностями и своим трудом, а исключительно с деятельностью государства. Поэтому можно утверждать, что путь из подданных в граждане – это путь к свободе. Гражданин – это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей открытого общества и при необходимости за них сражаться.

Общество делегирует школе задачу формирования у подрастающего поколения необходимых жизненных позиций, идеалов и устремлений, дающих им возможность адаптации в современном мире. Школа способна внести ощутимый вклад в формирование новых жизненных установок, гражданской ift позиции личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и

политическую культуру. Актуальным требованием в этой связи являются субъективация подготовки учащихся, формирование их готовности к активной, творческой деятельности на благо общества, способности пользоваться своими правами и выполнять обязанности, что является сложной проблемой задействования личного опыта и его рефлексии, в том числе в процессе обучения общественным дисциплинам. Эта проблема подчеркивается и в государственном образовательном стандарте, где в разделе требований к рефлексивной деятельности выпускника средней школы обозначено такое умение, как умение отстаивать свою гражданскую позицию.

Американский исследователь Д.Боуз пишет: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении».

Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах.

В России гражданские движения переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Еще Гегель обращал внимание на то, что гражданское общество рождается только в результате соединения «частного» с «публичным»[7], что предполагает реализацию общественных интересов.

В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола.

Гражданин принципиально отличается от подданного, для которого характерным является постоянное ожидание от государства какой-либо благодетели и который связывает все свои надежды, чаяния и стремления не с собственными возможностями и своим трудом, а исключительно с деятельностью государства. Поэтому можно утверждать, что путь из подданных в граждане – это путь к свободе. Гражданин – это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей открытого общества и при необходимости за них сражаться.

С точки зрения французского исследователя демократии Ги Эрмэ для формирования гражданственности необходима такая культура, для которой характерны определенные черты. Прежде всего, гражданин должен приобрести способность широко смотреть на внешний мир, не замыкаться в себе или в ближайшем окружении, а быть открытым для непохожих на него людей. В качестве важнейшей черты гражданина французский ученый отмечает терпимость, которая позволяет сопоставлять и сравнивать свою точку зрения с мнением других, заставляет слушать оппонентов, признавать за ними право на отличие, принимать перемены и обновление. Развитие гражданственности предполагает требование отчетности о деятельности руководителей всех уровней, что воспитывает правителей и предотвращает развращение власти. Гражданственность состоит из трех взаимодополняющих и неразделимых элементов. Прежде всего, она основана на осознании единства прав и обязанностей, которые бесполезны, если остаются невостребованными. Далее она предполагает наличие конкретных гражданских действий: от потребности быть информированным до активного участия в политических и избирательных кампаниях. И, наконец, гражданственность опирается на систему ценностей и на нравственную убежденность, придающие этой системе смысл и значение.

 Политическая социализация современного молодого поколения проходила в условиях неустойчивого общества, отсутствия интегративной государственной политической идеологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ "ИКТ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ СОШ №2 СТЕПНОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ЛАСЛОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ АНДРЕЕВНЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ  «Использование ИК...

Теория разделения властей в государстве: история, опыт, современность. на уроках обществознания в 8-11 классах.

Теория разделения властей – одна из самых актуальных и дискуссионных тем в обществоведческих науках. Эта тема волновала умы человечества с древних времён.       Акту...

Применение метода исследовательской работы на уроке обществознания в 10 классе по теме: «Научное познание»

Развивать навыки исследовательской работы учащихся возможно в процессе их обучения, во время урока. Любой учитель может зажечь познавательный интерес ребенка, его желание «докопаться» до истины. Разра...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Сотрудничество в обучении: новые подходы к групповой работе на уроках обществознания

В современной России продолжается период становления новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменени...