ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
методическая разработка по обществознанию на тему

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_eliz_sosh.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Елизаветинская средняя общеобразовательная школа

Азовского района Ростовской области

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Выполнила

учитель обществознания        Шадинянц М.Н.

ст. Елизаветинская

2015 г.

Введение

Образование сегодня все более становится тем институтом, через который транслируются и  воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время мы наблюдаем стремительные перемены в различных сферах жизни общества. Это не может не отразиться на поведении, жизненных ориентирах и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены педагогических ориентиров,  содержания и технологий образовательного процесса.

Актуальность

     Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения  учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения  поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

      Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

       Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.   Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

       Современное  информационное общество  требует  от нас подготовить  человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа  всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, т.е., важны  не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Именно поэтому перед школой остро встала  проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования  второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках обществознания способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же  его адаптации  в обществе.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО«В новое тысячелетие»). Именно поэтому перед школой остро встала  проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Какие УУД можно формировать на уроках обществознания? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД.

         Главная проблема – как сформировать эти умения?

Основная часть.

  1. Понятие УУД.

В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

  1. Виды универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

• личностное, жизненное самоопределение;

• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

 К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
       
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Логическими универсальными действиями являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Всё выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

Какие УУД можно формировать посредством «обществознания»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

 

На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше). Если на уроках обществознания и других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.

Исходя из темы моей работы, я бы хотела остановиться на личностных универсальных учебных действиях.

 

  1. Формы и методы формирования личностных УУД.

        Личностные УУД, о чём было указано ранее,  обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе.

        В своей практике я использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. При деятельностном подходе в преподавании обществознания активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития. Применение этих методов позволяет сформировать ключевые компетенции и выполнить основные цели изучения обществознания в школе.

Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне эта форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании обществознания интерактивное обучение. Главными для меня являются вопросы: как учить?, как повысить мотивацию учащихся? Ответ на эти вопросы можно найти, овладев современными формами и методами обучения.

Формы и методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Выбирая те или иные формы и методы, учитель, прежде всего, должен определить цель их применения. Затем следует подобрать конкретные действия и выбрать те средства обучения, которые приведут к достижению цели, дадут нужный результат. Следует отметить, что на своих уроках учитель какой-либо один метод редко использует в чистом виде, обычно сочетаются несколько. Сегодня на уроках обществознания можно увидеть применение объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского методов обучения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося, а также способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

Для успешного применения этих методов на уроке следует  постепенно обучать учеников приемам работы, начинать с применения элементов и только потом можно строить их на них весь урок.  Стоит учитывать готовность класса к такой работе, так как требуется активная работа учащихся. Учитель, практикуя  активные и интерактивные методы, должен очень гибко и быстро реагировать на возможную смену формы работы. Так же нужно применять методы в соответствии возрастным особенностям класса, например, для старших классов могут применяться более сложные методы (дебаты, кейсы и т.д.), а для младших более легкие (элементы игры, творческие задания). Методы активного и интерактивного обучения необходимы на уроках обществознания для выполнения целей школьного образования. Например, урок можно начинать с небольшой эвристической беседы для логического перехода между темами или в конце урока можно провести обсуждение, в виде небольшой дискуссии, для подведения итогов урока. Например, при использовании исследовательского метода предполагается обязательная постановка учителем поисковой задачи. Результаты проведенного исследования (идея и доказательства) могут быть представлены учащимися в презентативной или письменной форме (сообщение, доклад, реферат) или устно на уроках-практикумах,  уроке - семинаре, на уроке — круглом столе, в ролевой игре.

При проведении уроков обществознания  в 9 классе, я использую такие методы активного и интерактивного  обучения  как «Мозговой штурм»,  «эвристическая беседа»,  дискуссии и  игра.

«Мозговой штурм» позволяет включить в работу всех участников урока, активизировать познавательную и творческую деятельность.  Например, при прохождении темы  «Мировой экономический кризис» перед учащимися была поставлена проблема: разработать программу мероприятий выхода из кризиса. Данный метод позволил ученикам  усвоить такое понятие, как кризис, разобрать его последствия и методы борьбы с ним. При составлении своей программы у учащихся развивались творческие способности,  умение видеть  причинно-следственные связи, ораторские навыки и навыки работы в коллективе. Впоследствии при рассмотрении кризисных явлений в других странах учащиеся демонстрировали лучшее понимание процесса и  без затруднений проводили операции сравнения и анализа, например сравнение путей выхода из кризиса в других странах. 

Эвристическая беседа - это активный  метод обучения, при котором у учащихся  развиваются когнитивные (сравнение, анализ, классификация, синтез и т.д.), творческие и коммуникативные качества личности. При этом методе ученики самостоятельно приходят к  выводу.  Например, я использовала этот метод на уроке обществознания по теме «Правовое государство». Учащиеся должны были прийти к выводу о важности права и что «право выше власти», это было достигнуто с помощью системы  наводящих вопросов,  тезисов и примеров. Вначале ученики  должны были ответить на общие вопросы: для чего люди объединились в государство,  зачем нужно право, органы власти и т.п. А далее, исходя из их ответов, задавались вопросы на уточнение, приводились примеры для корректировки и направления размышлений к нужному варианту. Для учащихся такая форма работы была непривычна и в начале были затруднения, но режим диалога и возможность отвечать «не по учебнику», а размышлять помогли включиться в работу всему классу. Применение  примеров «из жизни» наглядно показало современную ситуацию и обеспечило взаимосвязь предмета с реальностью, это дало возможность для формирования гражданской позиции учащихся.  

Одна из наиболее интересных форм работы  с учащимися  - уроки-дебаты, дискуссии. Они  имеют большую обучающую и развивающую ценность, учат более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других, где ребята овладевают ораторским умением. На таких уроках  можно проследить за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, за умением использовать исследуемый материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно, необходимо найти такую тему, где нет  однозначной  оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения. Здесь раскрывается способность к определению своей позиции и ответственному поведению личности в современном обществе. Ребята  анализируют  происходящие в современном мире социально - экономические и политические события и явления, опираясь в своих ответах на опыт прошлых поколений,  а  также  высказывают свои предположения о последствиях данных событий на развитие всего человечества. Например, в 11 классе, при изучении темы «Современная демографическая ситуация в РФ» даётся задание: «существует мнение, что неполные семьи соответствуют особенностям развития общества в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Согласны ли вы  с такой точкой зрения? Ответ аргументируйте».

Урок-ролевая игра, является особенно предпочтительным типом урока при изучении общественных событий, в которых явно можно проследить противоположные интересы различных групп людей (партий, представителей общественных и политических течений), где, например, возможно смоделировать альтернативы в развитии истории. При изучении темы по обществознанию «Слагаемые успеха в бизнесе» можно использовать игру «Монополия», где учащийся (предприниматель) должен представить свой бизнес-план и убедить остальных (банк, инвесторы, возможные партнёры) в успешности своего бизнеса.     

Игра  – это  метод обучения, в ходе проведения которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания учащихся. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся, и создает атмосферу раскованности, свободы мышления. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

Я проводила игру на уроке обществознания по теме «Правовая ответственность». Ученики должны были разыгрывать ситуации по видам правонарушений  и определить, какой будет вид правовой ответственности. Данная работа  помогла развивать творческие способности, имела большую воспитательную значимость, так как высокая степень наглядности, знания, полученные в ходе практической работы, лучше усвоились учащимися, заинтересованность в предмете, в связи с его применяемостью в современной жизни, усилилась.

В 6 классе при изучении темы «Деятельность человека» провожу игру «Три судьбы» (трое желающих учеников выходят за дверь, в это время они выбирают себе судьбу «человека – «лентяя», «труженика» и «карьериста», а класс готовит вопросы для разговора во время беседы с этими уважаемыми гостями в классе; трое участников заходят в класс, представляются, но не называют своей линии жизни или судьбы, ребята, задавая им отвлеченные вопросы, узнают,  кто из них кто, у кого какая судьба сложилась), далее проходит обсуждение вопроса «Чья судьба интересней? Какая линия жизни для вас ближе? Какую судьбу выбрали бы вы?» 

В своей педагогической деятельности применяю также метод учебного проекта. Первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Целью проектного обучения является  создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Когда на уроках обществознания занимаемся проектной деятельностью, например, по теме «Труд и творчество» учащимся заранее предлагается найти информацию и оформить мини-проект, где были бы отражены следующие вопросы: кто он - настоящий мастер?;  какие творения создал мастер?; где могут пригодиться достижения данного мастера?; где можно познакомиться с творениями мастера? В результате такой работы у ребят формируется  накопление смыслов, оценок, позитивных поведенческих стереотипов, стремление научиться и быть мастером в своем деле.

        Ещё одна из наиболее применяемых мной на уроках форма учебной деятельности,  которая способствует формированию личностных и метапредметных результатов – это уроки-тренинги. Они отвечают всем требованиям современного урока. Специфическая тренировочная деятельность на таких уроках может быть как индивидуальной, так и групповой. Урок – тренинг это урок активной мыслительно-речевой деятельности учащихся, где ученик является главным действующим лицом. Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы. Задача учителя,- чтобы каждый ребенок чувствовал поддержку, доброе отношение к нему. Чувство единения с классом, учителем, -  помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания (Личностные УУД). Основная задача этой формы работы - научить ребят слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника.

        Приведу пример урока-тренинга.

         Правовое государство «Карусель» (работа в два круга), (9 кл.)  

Учащиеся встают в два круга. (Ребята, стоящие во внутреннем круге) – активные сторонники правового государства. Их задача – убедить своего партнёра в том, что только в правовом государстве человек может быть по-настоящему свободен, он может нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности, зная, что его права и свободы защищены силой государственной власти и законом. Для этого необходимы серьёзные доводы и аргументы, в том числе из современной жизни. (Ребята, стоящие во внешнем круге) – сторонники диктатуры, единоличной власти. Их задача – отстоять свою точку зрения, доказывая, что только в государстве, где есть «сильная рука», люди хорошо работают, а не требуют себе больше прав.

         Время на один диалог со своим партнёром – три минуты. Затем по сигналу педагога все ребята, стоящие во внешнем круге делают один – два шага вправо и оказываются перед новым партнёром. Снова отводится три минуты для очередного диалога и т.д.

Личностные универсальные учебные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. На уроках мы рассматриваем отрывки из произведений, где  ребятам предлагается оценить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Ребята задумываются о таких понятиях, как добро, терпение, Родина, природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать позиции другого народа и т.д.

Например: на уроке обществознания в 5 классе, учащимся предлагается отрывок из произведения Сусловой  «Лад».

А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом – ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайника баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом. Твоим теплом.

         После чтения стихотворения, после работы по его содержанию, ученики приходят к выводу, что главное в доме не материальный достаток, а добрые и уважительные отношения между членами семьи.  

Личностные УУД формируются и при диффиринцированном контроле знаний, когда учащимся предлагается выбрать самим  определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов. На данном этапе  формируется адекватная самооценка,  учебная мотивация, умение ставить цели.

Заключение.

К важнейшим личностным результатам при изучении обществознания в школе относятся такие качества, как осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Итак,  новые стандарты предполагают, что личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса обществознания являются:

• мотивированность и направленность на участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Таким образом, проведение уроков с применением активных и интерактивных методов показало, что такие методы позволяют глубже проникать в суть исторических явлений, формировать историческое мышление, помогают формировать гражданскую позицию и систему общественных ценностей учащихся, а также мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся – внимание, восприятие, мышление, память, воображение, повышают интерес к предмету.

И в завершении своей работы, хотелось бы поделиться памяткой, которая поможет учителю в каждом ученике распознать личность, раскрыть творческий потенциал, сформировать нравственные нормы и выработать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира.

                                             Памятка для учителя


                     Как помочь ученику освоить личностные УУД: 

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Использование активных методов на уроках русского языка, обеспечивающих личностный рост учащихся

Я попыталась показать, как  применение нестандартных, игровых форм, использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо помогает в обучении русскому язык...

Формы и методы современного урока географии

Электронная презентация к докладу "Формы и методы современного урока географии"...

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»

«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...

Материал выступления на республиканской конференции "Формы и методы работы с семьёй по формированию семейных ценностей"

Материал подготовлен в целях представления на научно-практической конференции в Республике Адыгея...

Формы и методы проведения уроков музыки (нестандартные уроки)

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки...