Главные вкладки

    Материал выступления на республиканской конференции "Формы и методы работы с семьёй по формированию семейных ценностей"
    статья по теме

    Дьячкова Евгения Вячеславовна

    Материал подготовлен в целях представления на научно-практической конференции в Республике Адыгея

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл текст выступления на конференции22.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы и методы работы с семьёй по формированию семейных ценностей

    Е.В.Дьячкова

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ ООШ №14 с.Преображенское

       Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно –гигиенических и психологических  условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребёнка в школе и его личностного развития. Но время показало, что комфортность условий в школе – вещь необходимая, но недостаточная в жизни ребёнка. Всё яснее становится понимание роли семьи в формировании интересов и качеств ребёнка, его социализации. Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.

       В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» обозначены приоритетные направления в работе с родителями.         Основной задачей является организация активного сотрудничества школы и семьи в вопросах воспитания и социализации обучающихся. Родителей необходимо активно привлекать участию в управлении общеобразовательной организацией. Это будет способствовать повышению статуса родительства и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства. Актуальность данного вопроса обусловлена  тем, что экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказывается на воспитании детей. Многие родители, к сожалению, самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребёнка. А ведь семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно, и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нём и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, общечеловеческих отношений. Каким вырастает ребёнок, во многом определяет его положение в семье. Это положение может быть:

     -нормальным, когда родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда семья заботится о ребёнке, а он – о семье, когда его уважают, а он уважает других;

    - ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи, либо изгой и растёт, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до проблем семьи.

    Формирование семейных ценностей сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но  существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.

    Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

    В МБОУ ООШ №14 с. Преображенское сложился достаточно сложный ученическо-родительский контингент. Большую часть контингента составляют курды. Это нация со своими сложившимися традициями и устоями, системой ценностей и семейного воспитания. В большинстве семей ценностного отношения к семье и её составляющим нет. Положение детей 70% семей ненормальное ( исходя из выше приведённой схемы). Воспитательный процесс либо не осуществляется совсем, либо осуществляется однобоко, что связано с низкой педагогической культурой самих родителей. В большинстве случаев воспитанием детей занимаются мамы, у многих из которых, в лучшем случае, 6-7 классов образования, их возраст чуть более 20 лет в среднем. Идёт чёткое разграничение детей в семьях по половому признаку.

    Главная задача, которую должны решать педагоги школы – нахождение взаимопонимания с родителями. Поэтому работа с семьёй в нашей школе – зона особого внимания, где каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

    Говоря о формах и методах работы с семьёй по формированию семейных ценностей мы должны выбирать наиболее действенные и доступные для понимания родителей варианты. Семейное воспитание в нашей школе является не отдельным предметом, но частью большой программы « Воспитание законопослушного гражданина». На эту работу направлены все ресурсы школы.

    Многие дети. Приходя в первый класс, не знают элементарных навыков поведения в обществе, не имеют представления о семейных традициях, не знают ничего о праздновании дней рождения, традициях гостеприимства. Огромная часть работы по формированию культуры семейного воспитания ложится на классных руководителей. Но кроме классного руководителя в школе осуществляет работу родительский лекторий. В рамках реализации программы ООП НОО в одном из направлений внеурочной деятельности введён курс «Я – человек». Огромную работу ведёт социально-психологическая служба школы. Деятельность всего коллектива направлена в первую очередь на достижение следующих целей: просветительской, консультативной, коммуникативной. Многие родители, осознавая свою педагогическую беспомощность, стали обращаться за консультациями в созданную социальным педагогом и психологом в 2011 г. «Школу родителей».

    Работа школы с семьёй начинается задолго до прихода ребёнка в школу. Если структурировать всю работу школы по данному направлению, то выглядит она примерно так:

    1. Реализация всеобуча: подворный обход, составление базы данных семей с. Преображенского, составление социальных паспортов классов и школы в целом.
    2. Социологическая и психологическая диагностика учащихся и их родителей, составление представления о микроклимате семей, посещение семей на дому.
    3. Групповая и индивидуальная работа с учащимися, осуществляемая социальным педагогом и психологом школы.
    4. Реализация воспитательной системы класса с родителями в общем, индивидуальная консультативная работа.
    5. Реализация проекта «Я - человек».
    6. Родительские собрания, лектории.
    7. Работа «Совета отцов».
    8. «Школа родителей»

        Особо хочется остановиться на работе социально-психологической службы, «Школе родителей», работе «Совета отцов».

      «Совет отцов» МБОУ ООШ №14 с.Преображенское – яркий пример наглядно-иллюстративного метода воспитания. Он сформирован из наиболее уважаемых членов общины, представителей управленцев курдской общественной организации «АГРЫ», отцов, чьи дети отличаются похвальным поведением и отсутствием нареканий по отношению к воспитанию в этих семьях. На заседания Совета приглашаются нерадивые ученики и их родители, что даёт довольно ощутимый результат, так как  ориентир на лучших всегда оказывает благотворное действие, кроме того, сложившаяся традиция уважения к мужчине не может не возыметь своего действия.

      «Школа родителей» - особая гордость школы, она создана по запросам родителей, признавших, что взаимодействие с педагогами способно изменить ситуацию в лучшую сторону. Все собрания Школы проводятся в форме практикумов и живых дискуссий вопрос-ответ. В  основе каждого собрания лежат исследования социального педагога и психолога, выявляются наиболее острые проблемы семей, предлагаются варианты их решения. Многие родители изначально  считают, что в их семьях всё в порядке, что агрессия ребёнка обусловлена чем угодно, только не проблемами в семье.  Исследования же показывают, в 70% из 100% родители не знают своих детей, не считают нужным проявлять открыто заботу и внимание.  Организация учебного времени, досуга детей вне школы и привитие навыков общечеловеческого общения вообще отходит на задний план. Самой большой проблемой таких семей является  незнание того, как надо воспитывать, незнание методов воспитания, привитие навыков агрессивного восприятия окружающего мира.

       Для родителей разработаны анкеты (Приложение 1), подготовлено большое количество памяток ( Приложение 2) в отношении воспитания учащихся по различным направлениям. Нередко руководители Школы становятся партнёрами для родителей в воспитании учащихся, способными скорректировать возможные ошибки в поведении родителей по отношению к собственным детям. За годы работы педколлектива по данному направлению отмечена неоспоримая динамика. Снизился уровень агрессивности родителей, они стали намного охотнее откликаться на участие в проектах школы, снизился уровень агрессивности учащихся, уменьшилось количество детей группы риска.

    Тезисы доклада

    «Формы и методы работы с семьёй по формированию семейных ценностей»

        Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является базовой основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.

        Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

       Семейное воспитание в нашей школе является не отдельным предметом, но частью большой программы « Воспитание законопослушного гражданина». На эту работу направлены все ресурсы школы.

            За годы работы педколлектива по данному направлению отмечена неоспоримая динамика. Снизился уровень агрессивности родителей, они стали намного охотнее откликаться на участие в проектах школы, снизился уровень агрессивности учащихся, уменьшилось количество детей группы риска.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

    Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

    «Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»

    Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных  традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...

    План работы педагога психолога по формированию семейных ценностей 2014-2015

    Данный план работы является дополнением к основному перспективному гоовому плану. Составляется согласно распоряжению управления образования муниципального района....

    Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.

    Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы  по формированию семейных ценно...

    Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"

    Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...

    Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".

    Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...