Формы и методы проведения уроков музыки (нестандартные уроки)
методическая разработка по музыке (5 класс)

Виноград Татьяна Петровна

Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody.docx19.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формы и методы  проведения уроков музыки  (нестандартные уроки).

   Особое место в учебном процессе занимают уроки музыки. Урок музыки - основная форма организации музыкального воспитания в школе, который включает разные виды музыкальной деятельности. Для урока музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно для урока искусства каковым он является. Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, необходимо стремиться поддержать эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания уч-ся. На мой взгляд,  урок музыки сам по себе уже является нестандартным и сильно отличающимся от уроков по другим дисциплинам.

При проведении нестандартных уроков музыки стараюсь следовать выработанных рекомендаций:

-нестандартные уроки следует проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся;

-слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

-нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

-при выборе форм нетрадиционных уроков педагогу нужно учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных обучающихся;

-при проведении нестандартных уроков необходимо руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитания учащихся в атмосфере добра, творчества и радости.

  В моей практике сложилась своеобразная система нетрадиционных уроков по музыке, форм и методов проведения таких уроков:

1.Урок – концерт

Разновидность обобщающего урока в конце года. Цель его - наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. Урок- концерт необходимо проводить в торжественной обстановке. На уроке- концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная) включающая музыкально- ритмические движения.

Завершается урок - концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для урока  концерта в целом.

2. Урок – игра

Девиз нестандартного урока – «Где детвора, там и игра!». А основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя. Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность учащемуся,  включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности,  кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.

Ролевая  игра основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

3. Урок – зачёт

Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков.

4. Урок – путешествие

( «Морское путешествие» «Путешествие на машине времени»)

1. Бинарный урок (Интегрированный )

(урок, сочетающий музыку с любым другим предметом: музыку и литературу, изо, историю, иностранный язык) – «Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов» ( музыка и Изо) , «Хоровод. Построения хороводов» «Танец Полька» ( музыка и ритмика)

1. Урок – сказка ( сказка «Теремок»)

7. Урок-семинар.

Семинар – это один из видов урока.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, презентаций выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. ( «Балалайка. История инструмента» «Музыкальная азбука») Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.

Урок-выставка: демонстрация творческих работ, демонстрация рисунков, «Я и мой мир музыки». « Баба яга» Коллаж из портретов композиторов одной эпохи, Музыкальная афиша.

8.Урок-исследование:

 Урок  исследование - это деятельность обучающихся и педагога,  связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой,  исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам  результатом), ограниченная временными  рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.

«Мой любимый композитор». Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия, которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные  связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны.

9. Во внеурочной деятельности:

 Урок – экскурсия.

 Экскурсия - форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира. Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование).

Урок–спектакль «Колядки»

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны

Конечно, весь учебный процесс  переводить  на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс  нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивацию  к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...

Статья по теме "Использование нетрадиционных форм и методов проведения уроков по ОБЖ"

В данной статье изложены вопросы по проведению занятий по основам безопасности жизнедеятельности с использованием нетрадиционных форм и методов...

Презинтация на тему: "Нетрадиционные формы и методы проведения уроков ИЗО в 7 классе"

Презинтация на тему: "Нетрадиционные формы и методы проведения уроков ИЗО в 7 классе"...