Право на образование
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Лескова Людмила Ивановна

Методическая разработка к теме урока "Право на образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_na_obrazovanie.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Тип урока: Изучение нового материла, комбинированный.

Образовательные ресурсы: Презентация «Образование в РФ»

План урока:

1.Образование конституционное право каждого.

2. Юридическое содержание права на образование.

3. Иные конституционные права, дающие возможность иметь доступ к культурным ценностям.

4. Реализация права на образование учащимися нашего лицея.

Цель урока: подвести учащихся к понимаю роли образования в современном обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту ученика, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся интереса к образованию, пониманию необходимости и важности роли знаний в будущей жизни.

Формы и методы обучения: индивидуальная и групповая работы.

Основные понятия: конституционное право на образование, группа культурных прав в Конституции РФ, формы образования, ступени образования, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования.

Планируемые образовательные результаты: научатся определять элементы и подсистемы право на образование, школа как социальный институт, давать определение по теме, выделять его основные признаки. Закрепят умения определять понятия, вступать в речевое общение, работать с книгой, создавать схемы и таблицы, уметь их анализировать.

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

Учитель задаёт вопросы:

Перечислите группу политических прав, закреплённых в Конституции РФ.

Какими политическими правами пользуются Ваши родители? А вы?

С какого возраста граждане получают полный объём политических прав?

Возможно ли ограничение гражданина в политических правах?

Учитель напоминает ученикам какова была система обучения в дореволюционной России, какие принципы обучения господствовали в данный исторический период. Демонстрирует слайды с картинами:

Н.П.Богданова-Бельского «Воскресное чтение в сельской школе»

В.Маковского «В сельской школе»

М. Нестерова «Экзамен в сельской школе»

Н.П.Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского»

Обращается к ученикам с просьбой сделать выводы о системе общего образования в России 19- начала 20 веков.

3. Учитель просит прочитать текст статьи 43 Конституции РФ со слайда:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


 Какой вывод можно сделать из прочитанного?

- Учитель просит первую группу ребят обратится к тексту учебника страницы 173-179 и заполнить схему «Значение образования»:

В процессе образования человек овладевает знаниями и умениями, на основе которых он реализует свои гражданские права, свободы и обязанности.

Образование, формируя моральные качества, интеллект, профессиональные умения человека, обеспечивает материальную и духовную жизнь общества в целом.

А вторая группа работает над схемой «Уровни образования»:

Общеобразовательные заведения

Профессиональные училища

Техникумы

ВУЗы

Третья группа составляет схему «Типы школ»

Гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения.

Учитель разъясняет, что гуманизация образования - это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности, сохранению здоровья учащихся. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

4.Переходя к следующему пункту плана, учитель обращает внимание на следующий слайд, где содержатся иные культурные права

Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные права.

К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

2.1. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и другого видов творчества, преподавания;

2.2. Право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

2.3. Право заниматься творческой деятельностью; государственные органы и органы МСУ не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека.

2.4. Гос-во гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Особенности культурных прав:

1) они одновременно являются и правами, и гарантиями;

2) конкретизируются в специальном законодательстве;

3) преследуют общесоциальные цели.

Учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как реализуется право на образование в нашем ГБОУ?»

Звучит музыка Глиэра - «Гимн великому городу»

По шумной Гороховой мчатся машины,

А годы над миром летят и летят,

Но каждое утро увидишь картину,

Как в школу идут сотни разных ребят.

И в доме неярком меж двух тёмных арок,

Как в доме родном, здесь все дружно живут,

Здесь с детства всех любят, здесь день как подарок.

Здесь каждый отыщет достойный маршрут

на долгие годы, чтоб жить честно, верно.

Мы знаем, как в жизни себя утвердить.

Здесь каждый учитель поможет, подскажет,

Как беды, невзгоды пройти, пережить.

Пусть время и жизнь разнесут нас по свету,

Но век не забудем мы школьных друзей,

И школу родную, любимую эту

И лица всех наших учителей!

Итак, мы из 211-ой, что на Гороховой 20. Здесь самый центр города, отсюда всего несколько сотен метров до тех мест, которые являются символами города: до Адмиралтейства, Дворцовой площади, До Медного всадника или до Казанского собора.

У каждого города, у каждого народа свои мифы. А в Петербурге живёт миф о том, что некоторые места здесь наделены особой мистической силой, и про них говорят: «Гений места».

Так говорят, например, О Медном всаднике, взлетающем к Неве. Но, может быть, и наш адрес — Гороховая 20 — точно обладает особой мифической силой, так как каждый здесь чувствует особую атмосферу, в которой работают и учатся все, кто связан с 211-ой — её ученики, учителя и все сотрудники школы.

Школа уже перешагнула 150-летний рубеж. Среди её выпускников очень известные люди, том числе и бывший Губернатор Санкт- Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко, артист БДТ Владислав Игнатьевич Стржельчик, кинорежиссёр Юрий Борисович Мамин. А одним из главных основателей школы был принц Ольденбургский — один из самых известных петербуржцев второй половины XIX века.

Может быть, благодаря особым мистическим силам, которыми обладает это место, где стоит школа, ребята здесь во все времена умели хорошо учиться, чтобы потом стать хорошими специалистами в своём деле. Кстати, и сегодня в школе работают прекрасные учителя, которые когда-то закончили нашу школу.

Но, кроме умения учиться, школа всегда формировала в своих учениках широкий круг интересов, умение ярко и увлекательно жить, путешествовать и заниматься самой разнообразной творческой деятельностью, сочетая эти черты с деловитостью и умением достигать высоких результатов.

Невольно приходишь к выводу, что здесь всегда воспитывали настоящих петербуржцев.

А что такое настоящий петербуржец? И тут вспоминаются высказывания В.Г. Белинского из его знаменитой статьи «Петербург и Москва».

Хотя Белинский учился в Москве, главных результатов в своей деятельности он достиг именно в Петербурге.

Давайте вспомним, что Белинский пишет о Петербурге — новой столице Российской империи — столице, основанной Петром I, вдохнувшем в неё всю свою энергию и творческий размах, благодаря чему и возник этот удивительный город.

Размышляя о Петре I Пушкин писал:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник!

А вот выводы В. Белинского: «Воля одного человека победила и саму природу.....тот, кто послан был сюда от Бога, был не только царём и повелителем. Он действовал ещё более собственным примером, который обезоруживал закоснелое невежество и веками взлелеянную лень.... здесь является во всём блеске творческий гений Петра»

Может, поэтому появился особый петербургский характер, о чём восторженно пишет Белинский:

«Петербургский житель никогда не ложится спать ранее двух часов ночи, а иногда и совсем не ложится; но это не мешает ему в девять часов утра сидеть уже за делом или быть в департаменте. После обеда он непременно в театре, на вечере, на бале, в концерте, в маскараде, за картами, на гуляньи, смотря по времени года. Он успевает везде и как работает, так и наслаждается торопливо, часто поглядывая на часы, как будто боясь, что у него не хватит времени.»

«Петербург наблюдает большое приличие в своей одежде, не любит пёстрых цветов и никаких резких и дерзких отступлений от моды.»

«Петербург не верит, а требует дела. В нём каждый стремится к своей цели, и какова бы ни была цель, петербуржец её достигает. Это имеет свою пользу, и при том большую: какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через неё уменье действовать — великое дело.»

А что же наши ребята, которые сегодня учатся в 211-ой? Они весьма энергично следуют давним традициям школы.

Мы скажем только об одной сложившейся в школе традиции — об активном и успешном участии ребят в исследовательских работах по литературе.

Из года в год получают высокие награды работы ребят на Лихачёвских чтениях. В 2011 году из тридцати дипломов I степени в городе 3 диплома были присуждены работам ребят из нашей школы.

Ежегодно наши ребята участвуют в конкурсе исследовательских работ, которые называют олимпиадными. Наши работы всегда побеждают в районном туре, а очень часто получают дипломы победителей и призёров в городе.

Перечислить все темы и проблемы, к которым ребята обращаются в исследовательских работах, невозможно, но о двух работах мы скажем.

Работа Саши Балашовой «Портрет загадочной IR». Этой загадочной IR французский композитор Равель посвятил своё знаменитое «Болеро», а великий русский художник В. Серов создал замечательную картину - «Портрет Иды Рубинштейн», которая выставлена в одном из залов Русского музея. Глядя на неё, невольно вспоминаешь стихотворение Дмитрия Мережковского о новом поколении русских людей, которым предстояло пережить ХХ век:

Устремляя наши очи

На бледнеющий восток,

Дети скорби, дети ночи,

Ждём придёт ли наш пророк.

Мы неведомое чуем

И с надеждою в сердцах,

Умирая мы тоскуем

О не созданных мирах.

Наши гимны — наши стоны:

Мы для новой красоты

Нарушаем все законы,

Преступаем все черты.

Саша Балашова пишет об удивительной истории этой женщины, которая принадлежала к одному из самых богатых семейств России, но богатство не увлекло её — она стала знаменитой танцовщицей, которой рукоплескали Петербург и Париж.

Одна из самых знаменитых работ Иды — танец Соломеи на музыку Глазунова. Он называется «Танец семи покрывал». Поставил его великий балетмейстер Михаил Фокин. Послушайте отрывок из работы Саши.

Михаил Фокин писал: «Тонкая, высокая, красивая, она представляла интересный материал из которого я надеялся слепить особый сценический образ». Работать пришлось долго и упорно. 20 декабря 1908 года на сцене Петербургской консерватории состоялось первое представление «Танца семи покрывал». Публика, заинтригованная слухами, ходившими по столице, заполнила зал до отказа.

Это было больше, чем успех, это был триумф. В ходе танца, поразившего публику своеобразием и новизной, Ида сбрасывала одно за другим все семь покрывал. К концу танца на ней остались только нити крупных бус. Сделав последнее па, танцовщица замерла. Зал несколько секунд завороженно молчал, затем буквально взорвался. На следующий день газета «Речь» писала: «На бурные вызовы публики половина танца была повторена... Сколько пленительной страсти... Это истома страсти, выливающаяся в тягучее движение тела...»

А гениальный Серов, вероятно, почувствовал трагическую судьбы Иды: ведь великая танцовщица в его картине сидит на фоне холодной стены, а тело её не поражает красотой и силой жизни, что было в фигурах классических Венер. Когда мы смотрим на её портрет, нам становится холодно и страшно, хотя мы чувствуем незаурядность и волю этой женщины.

Послушаем финал работы: «В период Второй мировой войны Ида перебралась в Лондон, где работала в военном госпитале. Многое изменилось в её жизни, изменилась и она сама. Здесь она потеряла любимого человека, трагически ушедшего из жизни; в последние годы жизни она приняла католичество. После войны вернулась во Францию, поселилась в городке Ванс, где купила небольшой особняк. Там несравненная Ида Львовна Рубинштейн доживала свои дни в молитвах и воспоминаниях. Скончалась она 20 сентября 1960 года. На скромной могильной плите, в соответствие с её завещанием, только две буквы — IR. Она пожелала остаться загадочной и после смерти.»

Звучит «Болеро»

А вот работа Лады Макейчик - «По следам блоковской незнакомки». Это стихотворение знают все, но не все знают о том, как появился поэтический шедевр. В стихотворении рассказывается о незнакомке в ресторанчике какого-то вокзала...

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чьё-то солнце вручено,

И все души моей излучены

Пронзило терпкое вино.

 И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты права, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Загадочная незнакомка привиделась Блоку, появляясь в маленьком ресторанчике, который находился внутри вокзальной станции Шувалово. В справочниках писали: «В Озерках и Шувалове можно найти роскошнейшие и благоустроенные дачи, расположенные на высоких холмах с прелестными видами на три озера. Все три соединены каналами. Между первым и вторым находится сад «Озерки» с крытым театром и сценою, на которых летом даются драматические представления, а в саду играет концертная и военная музыка»

Эти места удобны для отдыха благодаря гористому рельефу и живописным озёрам. Они особенно привлекательны для петербуржцев после того, как была построена железная дорога в сторону Сестрорецка. Здесь, среди живописных озёр, кипела летом бурная жизнь: был театр; по третьему Суздальскому озеру ходил пароход, на котором доплывали от станции Шувалово до Шуваловского парка и наоборот.

Недалеко от вокзала знаменитый Шуваловский парк, который называют Петербургской Швейцарией. В справочнике пишут: «Парк имеет около 4 вёрст в окружности, тенист и холмист. Самый высокий холм - «Парнас», у подножия которого имеется пруд и каналы».

Шуваловский вокзал почти без изменений сохранился до наших дней.

Блок жил далеко от Шувалова, на углу Офицерской улице и набережной реки Пряжки. Блок был истинным петербуржцем, а это значит, что он любил долгие прогулки по городу. К тому же он был поэт, и торопиться к месту службы, ему было не обязательно. Он мог позволить себе долгий маршрут — от Офицерской до Шувалова. Иногда он весь маршрут проходил пешком, а иногда, дойдя до вокзала у Чёрной речки, добирался дальше на паровичке.

После долгого пути можно было отдохнуть. Для того вполне годился небольшой ресторанчик внутри вокзала. Блок садился за столик у окна, поглядывал в окно, которое выходило на платформу, а в окне время от времени появлялась знакомая женская фигура, которая входила в вокзальный зал и тоже занимала место за столиком.

Выпитое вино уже пробуждало воображение, и обычная посетительница подобного заведения вдруг обретала черты прекрасной Незнакомки.

И вдруг напевная мелодия начинает звучать в душе поэта. Ещё маячат пред глазами сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов, но вот-вот в стихотворении появится Она...

По воспоминаниям очевидцев, появлявшаяся в этом Шуваловском ресторанчике женщина была типичной посетительницей подобных заведений. Но душа поэта, уставшая от пошлого мира, ждала чего-то загадочного, таинственного и возвышенного. Вероятно, именно поэтому постоянная посетительница ресторана уже видится по-другому.

Сознание лирического героя, кажется, окончательно покидает этот глухой и безмузыкальный мир, и герой начинает чувствовать своё единство с прекрасной дамой, он уверен, что ему открылась её душа:

Глухие тайны мне поручены

Мне чьё-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино...

Но рано или поздно наступает отрезвление, приходит понимание нереальности видения. Стихотворение заканчивается печальным и неизбежным выводом:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

 Вот как много о поэте и о прекрасном Шувалове рассказала Лада Макейчик в своей работе.

Но закончить рассказ мы хотим стихотворением, написанным в нашей школе после одной из поездок в Шувалово:

Мы были там в Шувалове,

Над сопками, увалами,

Где бродит тень поэтова

Теперь уж столько лет.

Мы счастливы от этого.

От озера заветного,

Вокзала неприметного,

Где грезил наш поэт.

Там даль туманно-снежная,

Там сопки безмятежные,

Там незнакомка нежная

Всегда к себе манит.

Хотя уж нет тех столиков

И пьяниц словно кроликов,

И лишь вокзал Шуваловский

По-прежнему шумит.

В завершение нашего урока учитель отметит, что в школе работают и учатся творческие люди, у которых тоже рождаются стихи...

- Учитель просит одного из учеников подвести итог урока, ответить на вопросы:

Можно ли получить в школе знания, которые будут достаточны на всю жизнь?

Следует ли продолжать образование после окончания школы?

Является ли учёба в школе единственным путём приобщения к мировой культуре?

На экран выводится слайд с домашним заданием:

Прочитать параграф 22, а желающие могут подготовить текст Стихотворения для исполнения его на следующем уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет по теме "Права ребенка- право на образование"

Буклет содержит перечисление основных прав детей в области образования и пречислены основные документы по правам ребёнка...

Беседа. "Право на образование. Право на выбор профессии".

Материал подготовлен для работы с детьми в рамках декады "Права ребёнка". В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т...

Классный час "По страницам Конституции Российской Федерации. Право на образование."

Данный классный час посвящен 20-летию Конституции РФ - основным правам и обязанностям (право на образование)....

Право на образование

При проведении этого занятия формируется представление о необходимости существования школы и право на образование у учащихся, а также познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, ра...

Право на образование

Материал предназначен для 9 класса...

презентация "Право на образование"

познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществеформировать правовую культуру;побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повыш...