«Как лучше подготовиться к ОГЭ по обществознанию»
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию

Трофимова Алина Семеновна

В работе представлены общие рекомендации по подготовке к ГИА в форме ОГЭ. А так же подробное рассмотрение  заданий повышенной сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_uchashchihsya_9_klassa.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для учащихся 9 класса

Подготовила: Трофимова

Алина Семеновна

учитель истории и обществознания

«Как лучше подготовиться к ОГЭ по обществознанию»

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. Но у вас нет социального опыта, и даже самые простые задания зачастую вас могут ставить в тупик.

Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от вас самих. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если вы в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену вы можете подготовиться самостоятельно. Различные курсы в интернете, репетиторство помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе или не может заставить себя заниматься самостоятельно. Впрочем, если вы твердо решили, что сами ничего делать не будете, даже самый продвинутый репетитор вам не сможет помочь.

Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.

Вы вместе с родителями и учителем предметником должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор. Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить. Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.

Чтобы добиться высоких результатов необходимо заниматься регулярно. Дети, которые откладывают подготовку к ОГЭ «на потом», как правило, сдают экзамен гораздо хуже тех, кто так не делает. Нужно регулярно читать учебники и справочную литературу и, конечно, решать тренировочные тесты. По большому счету, в процессе подготовки к любому экзамену нужно решить две задачи: во-первых, набрать необходимый материал и, во-вторых, подготовиться к формату экзамена, как говорится, «набить руку». Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ.  В школе регулярно проводятся тренировочные работы, их обязательно нужно писать. Для повторения программы 7-8 классов обязательно посещать школьные консультации, элективные курсы и любые другие внеурочные формы подготовки к ОГЭ. Если регулярно выполнять тестовые задания, работать с текстом (в формате заданий второй части экзамена) результат будет достаточно высоким.

      Подготовку к экзаменам необходимо начинать  с изучения и понимания терминологии. Например:

- верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

- какой из примеров иллюстрирует межличностное общение?

- какой из перечисленных признаков характерен для демократических выборов?

Не зная терминов «отклоняющееся поведение», «межличностное общение», «демократические выборы», будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь донное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать – это главный способ избежать массы сложностей на экзамене. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Учить терминологию и тренироваться мыслить логически, это  способ № 1 справиться с названной проблемой.

Обществознание включает в себя такие науки как экономика, политология, право, философия. Не нужно забывать и о духовной сфере обществознания: только она включает в себя такие части, как культура, наука, образование, религия, мораль и т.д. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу.  Вам необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из названых наук. Следовательно, выполняя задание, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом «включить» нужный понятийный аппарат. Это способ № 2, которого нужно придерживаться во время подготовки и сдачи экзамена.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 21

Здесь указаны четыре черты (свойства, признаки), которые нужно разделить на две группы (сходства и различия). Это достаточно простое задание, тем более что количество вариантов заранее известно, да и сами группы названы. Главное — внимательно прочитать его и понять, что требуется сделать.

Задание № 22

Более сложное задание — необходимо разделить элементы на группы, причем в одной группе может быть один элемент, а в другой — целых три. Учащиеся нередко пугаются этого, им почему-то кажется, что элементов в группах должно быть поровну. Но это совершенно не обязательно будет так.

Задания № 23, № 24

Работа с графическим материалом (диаграмма). Здесь предлагаются многовариантные тесты, в которых нужно найти все правильные ответы. Многие дети об этом забывают и ставят только один правильный ответ. Надо использовать навыки логического мышления, чтобы не только правильно прочитать диаграмму, но и сделать верные выводы.

Задание № 25

Необходимо выделить, какие из предложений отражают факты, а какие содержат мнения. Многие девятиклассники  не понимают, как это сделать. На самом деле все просто: если утверждение можно проверить, установить его подлинность или ложность — это факт. Если же подлинность/ложность установить нельзя, и знание носит субъективный характер, то это оценка. Я обычно спрашиваю у ученика, какой у него рост. Он отвечает, например: «175 см». Это факт, потому что мы можем взять сантиметр и измерить рост. Если окажется именно 175 см, это истинный факт, а если, к примеру, 177 см — то ложный факт. Потом задаю вопрос: «Ты высокий?». Тут уже сложно ответить однозначно. Для девятиклассника 175 см — это достаточно большой рост. Но как насчет одиннадцатиклассника? Или первоклассника? Или для члена сборной России по баскетболу? Это субъективное знание, а значит — оценка.

Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа?

Часто в предложениях встречаются слова-маркеры: «правильно» и «неправильно». Тут даже самый наивный ребенок должен увидеть оценочный характер знания.

Задание № 26

Первое задание части 2, в котором требуется составить план текста. Удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне попадался ученик, который совершенно искренне считал, что первые пять слов абзаца — это название пункта плана (его пришлось довольно долго переучивать). Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.

Задания № 27, № 28

Очень похожие друг на друга задания, где требуется выделить две мысли автора по тексту. Ключевые слова здесь — «используя текст» и «по мнению автора». Свои рассуждения приводить не обязательно, главное — адекватно передать мысль, заложенную в тексте. Помочь тут может верное составление плана. Если задание № 26 выполнено правильно, найти абзацы, в которых содержатся указания на правильный ответ, несложно. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.

Задание № 29

Здесь нужно найти две позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли школьника. Самое сложное — уследить за количеством компонентов задания. В демоверсии указано, что таких компонентов должно быть четыре — два по тексту и два составленных самим ребенком. Если же девятиклассник привел только позиции по тексту и не проиллюстрировал, он получит только один балл из трех.

Задания № 30, № 31

В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Ученик сам должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, чем примеры отличаются от аргументов. Любой аргумент должен содержать термины и строиться по схеме «это так, потому что...». А примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей.

Допустим, нужно доказать, что демократия лучше тоталитаризма. Аргумент тут может звучать так: «...потому что при демократии субъектом власти является весь народ (все общество), а в условиях тоталитаризма — только лидер (вождь)». В качестве примера можно привести Советский Союз при Сталине или Китай при Мао Цзэдуне, когда решение всех вопросов, даже самых незначительных, считалось прерогативой вождя. Обществознание очень тесно связано с историей, поэтому, чтобы приводить адекватные примеры, нужно разбираться в исторических событиях.

Перечень сайтов, полезных для подготовки к экзаменам

  • fipi.ru  — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ЕГЭ по всем предметам
  • gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы,   нормативные документы.
  • reshuoge.ru — образовательный портал для подготовки к ОГЭ по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
  • ege.yandex.ru — официальный проект Яндекс.ЕГЭ. Здесь опубликованы пробные варианты тестов с ответами, пояснениями и возможностью решения онлайн. Тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
  • 4ege.ru  — ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ и ОГЭ. Вся информация о ЕГЭ и ОГЭ 2019
  • examen.ru/ — Все о ОГЭ и ЕГЭ. Онлайн тестирование.
  • school.edu.ru  — Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа
  • gotovkege.ru/ —  Проект «Подготовка к ЕГЭ».  ЕГЭ- тесты онлайн. Предлагается всем желающим пройти на сайте пробное тестирование по русскому языку, математике, истории, обществознанию, физике, географии, оценить уровень своих знаний и готовность к сдаче предстоящего единого государственного экзамена
  • alleng.ru/ — сайт, на котором есть литература для подготовки к урокам и экзаменам в электронном виде и многое другое
  • diary.ru/ —  сайт, где вам помогут решить задачу по математике, посоветуют нужное пособие для подготовки к экзаменам, которое там же и можно найти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как лучше подготовиться к экзаменам

Рекомендации для учеников 9 - 11 классов...

Как лучше подготовиться к сдаче экзаменов. Советы психолога.

Как лучше подготовиться к сдаче экзаменов.Советы психолога....

Классный час на тему: КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Цели: отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам; повышать сопротивляемость стрессам....

КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Цели: отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам; повышать сопротивляемость стрессам...

Как лучше подготовиться к экзаменам

Беседа со старшеклассниками...

Классный час на тему: КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Цели: отработать стратегию и тактику поведения в период подготовки к экзаменам; повышать сопротивляемость стрессам....