Философия средневековья - презентация для 10 класса
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)

Михайлов Сергей Викторович

Философия средневековья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 10prezent3.ppt1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 4. Философия средневековья ( I-XIV вв. н.э.) Особенности философии средневековья Западной Европы Аврелий Августин и Фома Аквинский как видные представители патристики и схоластики Арабская философия средневековья.

Слайд 2

Характеристика средневековой философии Религиозная - (теологическая) Христианская «Служанка богословия»

Слайд 3

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением. Особенности мировоззренческой позиции: креационизм; идея «откровения»; вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души и т.д. «греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы; страдание как путь познания Бога; «чудо» как видимое проявление воли Бога; аскетизм; молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения; исповедь и покаяние как христианское таинство.

Слайд 4

ТЕОЦЕНТРИЗМ (Бог – абсолютный источник жизни и блага)

Слайд 5

Креационизм – творение мира Богом из ничего 1. Идея творения: Мир – результат творения Бога 2. Идея откровения: Вера- единственный способ познания сверхъестественного

Слайд 6

Провиденциализм Бог управляет миром История человечества – исполнение его предначертаний ------------------------------------------------------ Развивается экзегетика – искусство толкования религиозных текстов

Слайд 7

Патристика Схоластика Основные вехи средневековой философии

Слайд 8

Основные этапы развития философии средневековья ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает с I по IX вв. На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. СХОЛАСТИКА (от лат. schola –школа) охватывает с IX по XV вв. Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 9

Августин Блаженный как видный представитель патристики Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков» и др.; заложил основы католицизма; основал исповедальный жанр в философии и литературе; предложил линейное представление о времени; обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами; выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)

Слайд 10

Патристика ( лат. pater — отец) Совокупность философских и теологических доктрин христианства II – VIII вв., созданных «отцами церкви» Патристика опиралась на идеи Платона

Слайд 11

Вопрос 2. Средневековая патристика. Патристика – учение «отцов церкви». Цель-формулировка основных догматов Апологетика Юстин Мученик, Тертуллиан Догматика Василий Великий, Аврелий Августин Гностицизм Васелид, Валентин Манихейство Мани

Слайд 12

Гностицизм Основные идеи: Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений Делили людей на 3 категории: «плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди Противопоставление духа и материи

Слайд 13

Апологетика Основные идеи: Главная идея – оправдания, защиты религиозного мировоззрения «Верю потому, что абсурдно» Откровение – обнаружение Бога посредством деятельности сердца как органа религиозных переживаний

Слайд 14

Манихейство Основные идеи: Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного и дьявольского) Путь спасения человека - аскетический образ жизни

Слайд 15

Августин Блаженный (354-430 гг.) яркий представитель патристики «Исповедь», «О граде Божьем» Град земной – жизнь во плоти Град Божий – жизнь по духу «ЛЮБИ БОГА, и тогда делай, что хочешь»

Слайд 16

Философия истории Августина ЗАКОНЫ АРМИЯ ГРАД БОЖИЙ ГРАД ЗЕМНОЙ ВЛАСТЬ Смысл истории человечества – нравственный прогресс (очищение души и подготовка к вечной жизни)

Слайд 17

Спор о природе универсалий (общих понятий) Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах. Номинализм Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 18

Средневековая схоластика. Средневековая схоластика «школьная философия» Распространение среди широких слоев населения Реализм Номинализм Вопрос об универсалиях – общих понятиях (человек, лошадь)

Слайд 19

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников», комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля; логически доказал существование Бога; систематизировал схоластики; автор неотомизма; исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию); разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.

Слайд 20

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»: должен существовать первый двигатель; в цепи действующих причин должна существовать первая причина; все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо; вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства; целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Слайд 21

Исследование проблемы познания Фомой Аквинским: Откровение и разум (вера и знание) – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания Вера и разум дают истинное значение Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо

Слайд 22

Пьер Абеляр Основные идеи: Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой Сформулировал теорию «двух истин», достигаемых с помощью веры и разума Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума

Слайд 23

Уильям Оккам Основные идеи: Отделил философию от теологии Сформулировал принцип «бритвы Оккама»: Сущностей не следует умножать без необходимости

Слайд 24

Значение философии средневековья: Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры; религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества; мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии; философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Средневековый Китай", 6 класс

Презентация отражает важные события Средневекового Китая....

Презентация к уроку "Философия Успеха" в 8 классе

Презентация к уроку по английскому языку в 8 классе "Философия Успеха"...

Презентация "Средневековый город " 6 класс

Презентация "Средневековый город " 6 класс...

Наглядное пособие (презентация) к уроку истории по теме "Философия Просвещения" в 7 классе

Данная презентация будет полезна учителям истории как наглядное пособие для подготовки к уроку, а также ученикам 7 класса как наглядный конспект урока для подготовки домашнего задания по теме...

Презентация Средневековые города 6 класс

Презентация Средневековые города 6 класс...

Презентация по истории Средних веков на тему "Живое Средневековье. Введение", 6 класс

Средневековье - это обширный период развития европейского общества, охватывающий 5-15-й века нашей эры. Началась эпоха после падения великой Римской империи, закончилась - началом промышленной революц...