Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы
рабочая программа по обществознанию

Смирнова Екатерина Геннадьевна

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_finansovoy_gramotnosti_dlya_5-9_klassov.docx47.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа школьного курса «Основы финансовой грамотности» соответствует ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9. Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–9классов в сфере экономики семьи.

Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий авторского коллектива:  Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Курс рассчитан на 85 часов: 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе, 17 часов  в 7 классе , 17 часов в 8 классе, 17 часов в 9 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет;

• экономические отношения семьи и государства;

• человек и финансовые организации;

• собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные результаты  изучения курса «Финансовая грамотность»:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

•проявление самостоятельности и личной ответственности за  своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

•умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об

особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

•понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию, сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

•готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

•мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;

• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные:

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях

расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, про-

центы по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект

в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения.

Регулятивные:

• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,

экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на

основе выработанных критериев;

• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта и валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 8-9 классах:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знаниями: о структуре денежной массы, о структуре доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, о возможных нормах сбережения, о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций,  о видах страхования, о видах финансовых рисков, о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, о способах определения курса валют и мест обмена;  о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

2. Основное содержание предмета, курса

5 класс

Введение в курс «Финансовая грамотность». Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое

поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы

семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет.

6 класс

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

 Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания.

7 класс

Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их

надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба.  Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.

Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.

8 класс

Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.  

Тема 1. Происхождение денег.  Деньги, что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Тема 2. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.

Тема 3. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

Тема 4. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.

Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций.

Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

 Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

9 класс

Модуль 3. Риски в мире денег.

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.  Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.

Тема 2. Финансовые риски. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.

Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт.

Тема 2. Собственный бизнес. Что такое бизнес. Как создать своё дело.

Тема 3. Валюта в современном мире.  Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим.

Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать её достойной.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность».

 4ч      

1

1.1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

                   1ч

2

1.2.От чего зависит благосостояние семьи.

3

1.3.Учимся оценивать финансовое

поведение людей.

4

1.4.Учимся оценивать своё финансовое поведение.

Раздел. 2 Модуль 1. Доходы и расходы семьи. 

13ч

5

2.1.1.Деньги: что это такое.

6

2.1.2.Учебные мини-проекты «Деньги».

7

2.1.3.Из чего складываются доходы

семьи.

8

2.1.4.Учимся считать семейные доходы.

                   1ч

9

2.1.5.Исследуем доходы семьи.

10

2.1.6.Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

11

2.1.7.Как появляются расходы семьи.

12

2.1.8.Учимся считать семейные расходы.

13

2.1.9.Исследуем расходы семьи.

14

2.1.10.Учебные мини-проекты «Расходы семьи»

15

2.1.11.Как сформировать семейный бюджет.

16

2.1.12.Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

17

2.1.13.Обобщение результатов изученного в разделах 1 и 2.

6 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1-3

Повторение изученного в разделах 1 и 2.

 3ч      

Раздел 3. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

                   14ч

4-5

3.2.1,2.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

6

3.2.3.Что такое страхование и для чего оно необходимо.

7

3.2.4.Что и как можно страховать.

8

3.2.5.Ролевая игра «Страхование»

9-10

3.2.6,7Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

11

3.2.8.Как определить надёжность страховых компаний.

12

3.2.9.Как работает страховая компания.

13-14

3.2.10,11Учебные мини-проекты «Страхование»

15

3.2.12.Обобщение результатов изученного раздела 3.

16-17

3.2.14,15.Презентация «Риски потери денег и имущества, как человек может от этого защититься»

7 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Повторение изученного в разделе 3.

Раздел 4. Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.

 7ч      

2

4.3.1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

                  1ч

3

4.3.2.Что такое налоги и почему их

надо платить.

                   1ч

4

4.3.3.Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран.

5

4.3.4.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

6

4.3.5.Как работает налоговая служба.  

7

4.3.6.Что такое социальные пособия и какие они бывают.

8

4.3.7.Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.

Раздел 5. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

9

5.4.1.Для чего нужны банки.

10

5.4.2.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

11

5.4.3.Какие бывают вклады.

12

5.4.4.Что такое кредиты и надо ли их брать.

13

5.4.5.Какими банковскими услугами пользуется семья.

14

5.4.6. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

15

5.4.7.Что мы знаем о бизнесе.   Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

16

5.4.8.Что такое валюта и для чего она нужна.

17

5.4.9.Обобщение по разделам 4 и 5.

8 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Повторение изученного в разделах 4,5.

Раздел 6. Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.  

 9ч      

Тема 1. Происхождение денег.  

2

6.1.1.Деньги, что это такое.

3

6.1.2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.

Тема 2. Источники денежных средств семьи.

4

6.1.3.Какие бывают источники доходов.

5

6.1.4.От чего зависят личные и семейные доходы.

Тема 3. Контроль семейных расходов.

6

6.1.5.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

7

6.1.6.Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

Тема 4. Построение семейного бюджета.

8

6.1.7.Что такое семейный бюджет и как его построить.

9

6.1.8.Как оптимизировать семейный бюджет.

10

6.1.9.Обобщение результатов работы по разделу 6.

Раздел 7 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния

Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

11

7.2.1.Для чего нужны финансовые организации.

12

7.2.2.Как увеличить семейные доходы

с использованием финансовых организаций.

Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.

13

7.2.3.Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование.

14

7.2.4.Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

15-16

7.2.5,6.Представление проектов.

17

7.2.7.Обобщение по разделу 7.

9 КЛАСС

п/п

Содержание учебного материала

Количество часов

1

Повторение изученного в разделах 6,7.

Раздел 8. Модуль 3. Риски в мире денег.

 6ч      

Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

2

8.3.1.Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца.  

3

8.3.2.Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы.

4

8.3.3.Чем поможет страхование.

Тема 2. Финансовые риски.

5

8.3.4.Какие бывают финансовые риски.

6

8.3.5.Что такое финансовые пирамиды.

7

8.3.6.Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль

Раздел 9. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

10ч

Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи.

8

9.4.1.Что такое банк и чем он может быть полезен.

9

9.4.2.Польза и риски банковских карт.

Тема 2. Собственный бизнес.

10

9.4.3.Что такое бизнес.

11

9.4.4.Как создать своё дело.

Тема 3. Валюта в современном мире.  

12

9.4.5.Что такое валютный рынок и как он устроен.

13

9.4.6.Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

14

9.4.7.Представление проектов.

Раздел 10. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.

Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи.

15

10.5.1.Что такое налоги и зачем их платить.

16

10.5.2.Какие налоги мы платим.

Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. 

17

10.5.3.Что такое пенсия и как сделать её достойной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" 8-9 класс

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" 8-9 класс...

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 8-9 класс

АННОТАЦИЯК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 8-9 класс Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 8-9 классов общеобразовательной школы составлена в соответстви...

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5-9 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5-9 класс...

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 8 класса

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 7 класса  составлена на основе УМК "Финансовая грамотность" Горяев А.,  Чумаченко В....

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-7 класс

Рабочая программа по финансовой грамотности для обучающихся 5-7 классов....