Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_finansovoy_gramotnosti_dlya_5-9_klassov.docx | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа школьного курса «Основы финансовой грамотности» соответствует ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ №9. Данная программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–9классов в сфере экономики семьи.
Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий авторского коллектива: Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, Е.Б. Лавренова, О.И. Рязанова в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Курс рассчитан на 85 часов: 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе, 17 часов в 7 классе , 17 часов в 8 классе, 17 часов в 9 классе.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
•проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
•умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об
особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
•понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию, сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
•готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
•мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества;
• заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях
расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, про-
центы по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект
в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения.
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на
основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 5-7 классах:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта и валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность» в 8-9 классах:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
• владение знаниями: о структуре денежной массы, о структуре доходов населения страны и способах её определения, о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции, об основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, о возможных нормах сбережения, о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций, о видах страхования, о видах финансовых рисков, о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, о способах определения курса валют и мест обмена; о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
2. Основное содержание предмета, курса
5 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность». Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое
поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы
семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет.
6 класс
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания.
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их
надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Что мы знаем о бизнесе. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.
8 класс
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Тема 1. Происхождение денег. Деньги, что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Тема 2. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.
Тема 3. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Тема 4. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы
с использованием финансовых организаций.
Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
9 класс
Модуль 3. Риски в мире денег.
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.
Тема 2. Финансовые риски. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт.
Тема 2. Собственный бизнес. Что такое бизнес. Как создать своё дело.
Тема 3. Валюта в современном мире. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим.
Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать её достойной.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность». | 4ч | |
1 | 1.1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | 1ч |
2 | 1.2.От чего зависит благосостояние семьи. | 1ч |
3 | 1.3.Учимся оценивать финансовое поведение людей. | 1ч |
4 | 1.4.Учимся оценивать своё финансовое поведение. | 1ч |
Раздел. 2 Модуль 1. Доходы и расходы семьи. | 13ч | |
5 | 2.1.1.Деньги: что это такое. | 1ч |
6 | 2.1.2.Учебные мини-проекты «Деньги». | 1ч |
7 | 2.1.3.Из чего складываются доходы семьи. | 1ч |
8 | 2.1.4.Учимся считать семейные доходы. | 1ч |
9 | 2.1.5.Исследуем доходы семьи. | 1ч |
10 | 2.1.6.Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 1ч |
11 | 2.1.7.Как появляются расходы семьи. | 1ч |
12 | 2.1.8.Учимся считать семейные расходы. | 1ч |
13 | 2.1.9.Исследуем расходы семьи. | 1ч |
14 | 2.1.10.Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | 1ч |
15 | 2.1.11.Как сформировать семейный бюджет. | 1ч |
16 | 2.1.12.Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». | 1ч |
17 | 2.1.13.Обобщение результатов изученного в разделах 1 и 2. | 1ч |
6 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1-3 | Повторение изученного в разделах 1 и 2. | 3ч |
Раздел 3. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. | 14ч | |
4-5 | 3.2.1,2.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. | 2ч |
6 | 3.2.3.Что такое страхование и для чего оно необходимо. | 1ч |
7 | 3.2.4.Что и как можно страховать. | 1ч |
8 | 3.2.5.Ролевая игра «Страхование» | 1ч |
9-10 | 3.2.6,7Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. | 2ч |
11 | 3.2.8.Как определить надёжность страховых компаний. | 1ч |
12 | 3.2.9.Как работает страховая компания. | 1ч |
13-14 | 3.2.10,11Учебные мини-проекты «Страхование» | 2ч |
15 | 3.2.12.Обобщение результатов изученного раздела 3. | 1ч |
16-17 | 3.2.14,15.Презентация «Риски потери денег и имущества, как человек может от этого защититься» | 2ч |
7 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Повторение изученного в разделе 3. | 1ч |
Раздел 4. Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 7ч | |
2 | 4.3.1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | 1ч |
3 | 4.3.2.Что такое налоги и почему их надо платить. | 1ч |
4 | 4.3.3.Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. | 1ч |
5 | 4.3.4.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | 1ч |
6 | 4.3.5.Как работает налоговая служба. | 1ч |
7 | 4.3.6.Что такое социальные пособия и какие они бывают. | 1ч |
8 | 4.3.7.Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди. | 1ч |
Раздел 5. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 9ч | |
9 | 5.4.1.Для чего нужны банки. | 1ч |
10 | 5.4.2.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | 1ч |
11 | 5.4.3.Какие бывают вклады. | 1ч |
12 | 5.4.4.Что такое кредиты и надо ли их брать. | 1ч |
13 | 5.4.5.Какими банковскими услугами пользуется семья. | 1ч |
14 | 5.4.6. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | 1ч |
15 | 5.4.7.Что мы знаем о бизнесе. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. | 1ч |
16 | 5.4.8.Что такое валюта и для чего она нужна. | 1ч |
17 | 5.4.9.Обобщение по разделам 4 и 5. | 1ч |
8 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Повторение изученного в разделах 4,5. | 1ч |
Раздел 6. Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. | 9ч | |
Тема 1. Происхождение денег. | 2ч | |
2 | 6.1.1.Деньги, что это такое. | 1ч |
3 | 6.1.2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. | 1ч |
Тема 2. Источники денежных средств семьи. | ||
4 | 6.1.3.Какие бывают источники доходов. | 1ч |
5 | 6.1.4.От чего зависят личные и семейные доходы. | 1ч |
Тема 3. Контроль семейных расходов. | ||
6 | 6.1.5.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1ч |
7 | 6.1.6.Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» | 1ч |
Тема 4. Построение семейного бюджета. | ||
8 | 6.1.7.Что такое семейный бюджет и как его построить. | 1ч |
9 | 6.1.8.Как оптимизировать семейный бюджет. | 1ч |
10 | 6.1.9.Обобщение результатов работы по разделу 6. | 1ч |
Раздел 7 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния | 7ч | |
Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | ||
11 | 7.2.1.Для чего нужны финансовые организации. | 1ч |
12 | 7.2.2.Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. | 1ч |
Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния. | ||
13 | 7.2.3.Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. | 1ч |
14 | 7.2.4.Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. | 1ч |
15-16 | 7.2.5,6.Представление проектов. | 1ч |
17 | 7.2.7.Обобщение по разделу 7. | 1ч |
9 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Повторение изученного в разделах 6,7. | 1ч |
Раздел 8. Модуль 3. Риски в мире денег. | 6ч | |
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | ||
2 | 8.3.1.Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. | 1ч |
3 | 8.3.2.Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. | 1ч |
4 | 8.3.3.Чем поможет страхование. | 1ч |
Тема 2. Финансовые риски. | ||
5 | 8.3.4.Какие бывают финансовые риски. | 1ч |
6 | 8.3.5.Что такое финансовые пирамиды. | 1ч |
7 | 8.3.6.Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль | 1ч |
Раздел 9. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. | 10ч | |
Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. | ||
8 | 9.4.1.Что такое банк и чем он может быть полезен. | 1ч |
9 | 9.4.2.Польза и риски банковских карт. | 1ч |
Тема 2. Собственный бизнес. | ||
10 | 9.4.3.Что такое бизнес. | 1ч |
11 | 9.4.4.Как создать своё дело. | 1ч |
Тема 3. Валюта в современном мире. | ||
12 | 9.4.5.Что такое валютный рынок и как он устроен. | 1ч |
13 | 9.4.6.Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1ч |
14 | 9.4.7.Представление проектов. | 1ч |
Раздел 10. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 3ч | |
Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. | ||
15 | 10.5.1.Что такое налоги и зачем их платить. | 1ч |
16 | 10.5.2.Какие налоги мы платим. | 1ч |
Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. | ||
17 | 10.5.3.Что такое пенсия и как сделать её достойной. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...
Рабочая программа спецкурса «Финансовая грамотность» ФГОС, 7 класс
Основное общее образование...
Рабочая программа по "Финансовой грамотности" 8-9 класс
Рабочая программа по "Финансовой грамотности" 8-9 класс...
Рабочая программа Основы финансовой грамотности 8-9 класс
АННОТАЦИЯК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 8-9 класс Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 8-9 классов общеобразовательной школы составлена в соответстви...
Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5-9 класс
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5-9 класс...
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 8 класса
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 7 класса составлена на основе УМК "Финансовая грамотность" Горяев А., Чумаченко В....
Рабочая программа по финансовой грамотности 5-7 класс
Рабочая программа по финансовой грамотности для обучающихся 5-7 классов....