Вариант экзаменационной работы за курс 8 класса по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (8, 9 класс)

Власова Алена Евгеньевна

Вариант экзаменационной работы, за курс 8 класса по обществознанию, позволит учителю ознакомить учащихся с экзаменом по обществознанию в формате ОГЭ. Несомненно, ранняя подготовка положительно влияет на самоопределение учащихся и на результат, так как способствует выстраиванию стратегии самоподготовки. Данная работа содержит критерии оценивания для удобства проверяющего. 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экзаменационная работа по обществознанию за 8 класс.

При выполнении заданий (1-19) выберите номер правильного ответа.

  1. Учёные-обществоведы определяют общество как

1) весь мир в многообразии его форм и проявлений

2) неотъемлемую часть природы

3) единство живой и неживой природы

4) обособившуюся от природы часть мира

  1. Валентин занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая, таким образом, собственный социальный опыт, Валентин становится

 1) гражданином

2) личностью

3) работником

4) индивидом

  1. Получение новой информации об окружающем мире является главной целью деятельности

 1) практической

2) художественной

3) трудовой

4) познавательной

  1. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

 1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

  1. Какой из примеров иллюстрирует межличностный конфликт?

 1) Подружки поссорились из-за последнего билета в кино.

2) Правительство страны объявило о повышении таможенных сборов.

3) Сотрудник ГИБДД выписал штраф за превышение скорости.

4) Работник предъявил претензии работодателю по поводу несвоевременной выплаты заработной платы.

  1. Верны ли следующие суждения о человеке?

 А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно.

Б. У человека и животных есть схожие потребности.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

 1) продажа продукции фермерских хозяйств

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) оказание населению бытовых услуг

4) биржевые торги акциями предприятий

  1. Работник К. производит в течение часа в два раза больше продукции, чем его сменщик, работник Л. О каком экономическом явлении идёт речь?

 1) разделение труда

2) специализация труда

3) эффективность производства

4) производительность труда

  1. Что из приведённого ниже является примером товара?

 1) массаж лица

2) крем для лица

3) стрижка волос

4) консультация стилиста

  1. Самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность граждан, направленная на получение прибыли, — это

 1) конкуренция

2) предпринимательство

3) посредничество

4) производство

  1. Цена букета роз — 800 рублей. Какая функция денег отражена в данном примере?

 1) мера стоимости

2) средство платежа

3) мировые деньги

4) средство накопления

  1. Виктор работает  на заводе автослесарем  и за свой труд получает:
  1. дивиденды
  2. заработную плату
  3. ренту
  4. прибыль
  1. Верны ли следующие суждения о торговле?

А. Оптовая торговля предполагает продажу крупных партий товаров.

Б. Розничная торговля может осуществляться через торговые автоматы и по каталогам.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»?

 1) мышление, речь

2) предупреждение, запрет

3) воспитание, образование

4) класс, сословие

  1. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

 А. Все социальные нормы охраняются силой государства.

Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Несправедливо платить одинаковую зарплату людям, работающим с разной производительностью. (Б) На некоторых фирмах сохраняется уравнительный подход к оплате труда. (В) При установлении зарплаты и премиальных выплат работодателю полезно было бы учитывать старательность работников, их отношение к делу.

Определите, какие положения текста: 

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

 

 

 

  1. Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Девушки в большей степени готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности экологической организации.

2) Равные доли опрошенных девушек готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности профессиональных объединений.

3) Доля тех, кто не готов безвозмездно принимать участие в деятельности ни одной общественной организации, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Юноши в большей мере готовы безвозмездно принимать участие в деятельности благотворительной организации, помогающей больным, бездомным, чем в деятельности политической партии.

5) Равные доли юношей готовы безвозмездно принимать участие в деятельности организаций местного самоуправления и в деятельности экологических организаций.

  1. Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».

Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ.

 Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.

2) Молодёжь страны Z имеет возможность оказывать помощь, приносить пользу в различных сферах общественной жизни.

3) Девушек особенно волнуют проблемы защиты окружающей среды.

4) Большинство опрошенных не готовы оказывать безвозмездную помощь.

5) Участие в профессиональных объединениях не очень привлекательно как для юношей, так и для девушек.

19. И класс, и нация

1) обладают суверенитетом

2) являются элементом социальной структуры

3) характеризуются определенным местом в системе производства

4) осуществляют публичную власть

20. В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 1) основывается на вере в сверхъестественное

2) является областью духовной культуры

3) влияет на нормы поведения людей

4) использует культы и ритуалы

 

Черты сходства

Черты отличия

21. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 ФАКТЫ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) принятие конституции государства

Б) продажа товаров в магазине

В) принятие присяги главой государства

Г) предвыборная агитация избирателей

 

1) экономическая

2) политическая

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 Прочитайте текст и выполните задания 22-24

Начнем с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывает влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребенок, выросший в условиях голода, обычно отстает от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального  опыта. Другим важным фактором формирования личности  является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся  в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети  в значительной мере  усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач,  газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание,  представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на  процесс социализации,  способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют  на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют  идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребенка  и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

(По Н. Смелзеру)

22. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

23. Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? (Используя текст, укажите любые четыре фактора.)  

24. Дайте два объяснения фразы: «Школа представляет собой общество в миниатюре».

Ответы и критерии оценивания.

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1, кроме задания 21, ставится 1 балл. Задание 21 оценивается по следующему принципу:  2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки.  

Часть 2

№ задания

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки)

Баллы

22

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) факторы формирования личности;

2) СМИ и социализация;

3) противоречивые мнения влияния СМИ на молодежь;

4) школа и формирование личности ребенка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную  идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

23

Могут быть указаны следующие факторы по тексту:

1) возраст;

2) интеллектуальный уровень;

3) пол;

4) вес;

5) окружающая среда;

6) культура;

7) СМИ;

8) школа.

Факторы могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках. Указание иных, отсутствующих в тексте факторов, не может быть основанием положительной оценки ответа (поскольку требование задания не выполнено)

Правильно указаны четыре фактора

2

Правильно указаны два-три фактора

1

Правильно указан один фактор.

ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

24

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) семьи школьников представляют различные социальные группы и в совокупности отражают социальную структуру, поэтому школа – общество в миниатюре;

2) в школьных коллективах, как и в обществе в целом, действуют определенные правила поведения, распределены роли, есть иерархия взаимоотношений.

Могут быть приведены другие объяснения.

Правильно приведены два объяснения

2

Правильно приведено одно объяснение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Максимальный первичный  балл за работу: 28 баллов.

Шкала перевода первичных баллов в 5-балльную шкалу:

28-23 – отметка «5»

22-15 – отметка «4»

14- 9 – отметка «3»

9-0 – отметка «2»

1

4

2

2

3

4

4

3

5

1

6

3

7

2

8

4

9

2

10

2

11

1

12

2

13

3

14

3

15

2

16

212

17

34

18

235

19

2

20

2314

21

2122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курбатов А.Н. Компьютерная презентация к первой части демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в 2013 году ГИА по МАТЕМАТИКЕ за 9 класс.

Компьютерная презентация к первой части демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по МАТЕМАТИКЕ  за ...

Тренировочные варианты экзаменационной работы для обучающихся 9 класса

2 варианта тестов для обучающихся 9 класса, состоящих из частей А и В, позволяют выявить уровень подготовки к ОГЭ....

вариант экзаменационной работы в 9 классе

Текст и тестовые задания экзаменационной работы в 9 классе по русскому языку...

Варианты экзаменационных работ по математике для 9 класса в форме ГВЭ

Варианты экзаменационных работ по математике для 9 класса в форме ГВЭ...

Вариант экзаменационной работы по русскому языку для 11 класса (ЕГЭ - 2015)

Данная работа  составлена на основе материалов открытого банка заданий ФИПИ  для репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе....

Варианты экзаменационных работ по математике в 9 классе форма ГВЭ

Разработаны варианты ГВЭ для подготовки выпускников 9 классов...

Варианты экзаменационных работ по математике ГВЭ-9 (письменная часть) 300-е номера вариантов.

Каждый вариант экзаменационной работы с 300-ми номерами вариантов содержит 10 заданий базового уровня сложности с кратким ответом, в которых необходимо записать ответ в виде целого числа, конечной дес...