Вариант экзаменационной работы по русскому языку для 11 класса (ЕГЭ - 2015)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Муреева Евгения Николаевна

Данная работа  составлена на основе материалов открытого банка заданий ФИПИ  для репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_ekzamenatsionnoy_raboty.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант экзаменационной работы по русскому языку. ЕГЭ – 2015 г.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Рассматривая археологические находки последних десятилетий, учёные всё более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал. (2)С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников вплоть до конца Х века носили скандинавские имена. (3)…. – попав в Киев и со временем став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворились в славянском населении.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1. Археологические находки свидетельствуют о том, что древнерусское государство возникло в результате взаимодействия славянского и варяжского начал, что подтверждают скандинавские имена киевлян, правящих до конца X века, и полное слияние варягов со славянским населением.
  2. На основании археологических находок последних десятилетий учёные всё более склонны говорить о возникновении и становлении древнерусского государства под названием Киевская Русь.
  3. Учёные склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате активного участия шведов, однако, став частью древнерусской элиты, они не растворились в славянском населении.
  4. На основании археологических находок учёные установили, что все киевские правители и большая часть дружинников до конца Х века носили скандинавские имена.
  5. В Древнерусском государстве, возникшем, по мнению археологов, благодаря сложному взаимодействию славянского и варяжского начал, большая часть элиты, имеющая скандинавские корни, через несколько поколений растворилась в славянском населении.

Ответ: ___________________________.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

однако

поэтому

с другой 

хотя

итак

Ответ: ___________________________.        

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЧАСТЬ, -и, ж.

1) Доля, отдельная единица, на к-рые подразделяется целое. Разделять на части. Ч. заработка. Ч. публики. Ч. яблока.

2) Предмет как составной элемент какого-н. целого, организма, механизма. Запасные части (детали машин).

3) Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.

4) Отдел какого-н. учреждения. Санитарная ч. Учебная ч. (1) в учебном заведении: отдел, занимающийся непосредственной организацией учебного процесса; 2) в вооружённых силах: организация, занимающаяся подготовкой специалистов из числа сержантов, старшин, солдат, матросов).

5) Область какой-н. деятельности, специальность (разг.). Работать по финансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело).

6) Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская ч.

Ответ: ___________________________.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

осведомИться

нажИвший

красИвее

квартАл

щемИт

Ответ: ___________________________.

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Удобного случая для преподнесения этого необычного подарка пришлось ОЖИДАТЬ несколько месяцев.

Если голос у исполнителя негромкий, а гитара будет ЗВУКОВАЯ, то артисту придётся постоянно напрягать связки.

Не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, Сергей поспешно встал и первым протянул вошедшим гостям руку для крепкого рукопожатия.

Несмотря на то что рядом были опытные товарищи, побывавшие во многих боях, молодой солдат испытал какой-то ЖИВОТНЫЙ страх, когда увидел орудия, направленные прямо на их окопы.

В парадном зале блестел УЗОРЧАТЫЙ паркет.

Ответ: ___________________________.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ домой

военные ФЛОТЫ

коллекция БРЕЛОКОВ

в СТАХ метрах        

на ОБОИХ берегах

Ответ: ___________________________.

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

А) Те, кто любит поэзию и прозу И. Бунина, согласится с мнением литературоведов, что в творениях писателя присутствует ощущение жизни как длительного и прекрасного пути.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Внедряя новые разработки, контролируются  соответствующие параметры.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Самая высокая степень человеческой мудрости  –  умение сохранять спокойствие духа вопреки внешних угроз.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца.

4) ошибка в построении предложения  с однородными членами

Д) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выр..зительность        

разр..стись

пл..вец

д..лина

выг..рать

Ответ: ___________________________.

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с..гласие, пр..язык

бе..болезненный, не..держанный

пр..образовать, пр..следовать        

без..нициативный, вз..мать

по..кладка, о..бойный

Ответ: ___________________________.

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

милост..вый

удва..вать

назойл..вый

продл..вать

задир..стый

Ответ: ___________________________.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

хлопоч..шь

уполномоч..нный

бор..шься

движ..мый

предвид..вший

Ответ: ___________________________.

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я был (не)готов к такому повороту событий и в растерянности остановился.

Писатель упоминает (не) вышедший ещё перевод известного романа.

Говорил Пётр Иванович (не) громко, но убедительно.

(Не) всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

Однако выстрел (не) произведён.        

Ответ: ___________________________.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.        

Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.

Блок ПРЕДПОЧЁЛ(БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир – «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.

(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.

Больные ждут этих лекарств, (ПО)ЭТОМУ нужно работать как никогда быстро, собранно,  

ЧТО(БЫ) нам ни мешало.

Ответ: ___________________________.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Стены в гости(1)ой были оклее(2)ы светлыми обоями с дикови(3)ыми узорами, столь сходными по стилю с серебря(4)ыми часами, повеше(5)ыми над дверью.

Ответ: ___________________________.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

2) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

3) Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли  и аромат их перебивал все остальные запахи.

4) В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками  и о сборе дани с окрестных племён.

5) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

Ответ: ___________________________.

16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

Ответ: ___________________________.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

Ответ: ___________________________.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

Ответ: ___________________________.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.

в предложении должны стоять запятые.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, - это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)Они не вне, а внутри неё.

(5)Однажды на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (6)Большой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Серёжей.

(11)Острота и незамыленность в детском взгляде - это ещё не всё. (12)Он обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья мухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки, цветочки я показывал сыну, когда он был ещё младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клёна, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них.

(16)Лет с пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с нашей общей работой.

(19)Кошки и котята дома у нас не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики. (23)Громадные берёзы и вётлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всём стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную берёзу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели!

(29)Помнится, показал я Серёже в сильную лупу снежинки на улице. (30)Нашёл фотографии в книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых никогда не будет. (32)Серёжа это понял и стал уже по-другому смотреть на это белое чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (36)Просто у нас их много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашек-ниндзя или динозавров, не говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал.

(38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет творчества - в сохранении юности. (40)Секрет гениальности - в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь… (41)Эта-то конституция и даёт гению объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального мировосприятия - проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного - в закрытии от себя реальности».

(По Д. Утенкову*)

*Дмитрий Максимович Утенков (родился в 1948 г.) - современный график, член Союза художников России.

20

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1) Детский взгляд обладает «микроскопными свойствами».

2) Сережа любил рисовать кошек и сорок.

3) Отец покупал сыну яркие погремушки и вешал их над кроватью.

4) Флоренский считал, что «детская конституция» – важная составляющая гениальности.

5) Детское восприятие мира является иллюзорным.

Ответ: ___________________________.

21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1–3 содержат описание.

2) В предложениях 5-8 присутствует рассуждение.

3) В предложениях 16–18 содержится повествование.

4) Предложения 22 - 28 содержат описание.

5) В предложениях 38–43 представлено рассуждение.

Ответ: ___________________________.

22

Из предложений 38–43 выпишите контекстные антонимы.

Ответ: ___________________________.

23

Среди предложений 11–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и наречия. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

24

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

«Журналист Д. Утенков делает выводы, наблюдая за своим сыном Сергеем. Убедительность, глубину и художественность авторских размышлений помогают усилить разнообразные приёмы, ведущими среди которых стали (А)__________ (предложения 2-3), (Б) __________ (предложения 39-43). А (В)__________ (предложения 14-15; предложения 32-33) - приём, ярко выражающий особую авторскую интонацию в тексте. Поэтичность речи придают тропы, среди которых – (Г) __________ (предложения 3 - 4)».

Список терминов:

1) эпитет

2) вопросно-ответная форма изложения

3) метафора

4) градация

5) парцелляция

6) ирония

7) противопоставление

8) цитирование

9) анафора

А

Б

В

Г

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией     по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

25

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа по русскому языку, 10 класс

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе. Содержит пояснительную записку и два варианта экзаменационных работ....

4 варианта тренировочной работы по русскому языку в рамках подготовки к ОГЭ 2015

Репетиционная работа  по русскому языку в форме и по материалам ОГЭ 2015...

Экзаменационная работа по русскому языку 11 класс

Экзаменационная  работа (2 варианта) для учащихся 11 классов...

Экзаменационная работа по русскому языку в 8 классе Демонстрационный вариант

Демоверсия КИМов по русскому языку в 8 классе.( 4варианта).Могут быть  использованы для подготовки учащихся к переводному экзамену за курс 8 класса....

КИМ (вариант 1 экзаменационной работы) по русскому языку (2015)

Разработка варианта экзаменационной работы по русскому языку с ответами. Подходит для подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 2016. Разработка авторская, найти готовые ответы в сети Интернет не получитс...

КИМ (вариант 2 экзаменационной работы) по русскому языку (2015)

Разработка варианта экзаменационной работы по русскому языку с ответами. Подходит для подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 2016. Разработка авторская, найти готовые ответы в сети Интернет не получитс...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационных работ по русскому языку

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационных работ по русскому языку 8 класс (в форме ОГЭ)...