Рабочая программа. Обществознание 6-9 класс
рабочая программа по обществознанию

Харланова Алина Сергеевна

Рабочая программа ФГОС: Обществознание 6-9 класс к учебникам под ред. Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обществознание 6-9 класс76.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Любачанская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНА                                                                                                                         ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ

на заседании педсовета                                                                                                               приказом № _________

 Протокол № ____ от _________ 2019 г.                                                                                   от ___________________ 2019 г.

Председатель _____________________                                                                                    Директор школы _____________

                             М. Н. Крюкова                                                                                                                            С.В. Подколзина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу обществознания

6-9 класс (базовый уровень)

На основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Программы основного общего образования по курсу обществознания  Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф.  Ивановой

Составитель: Харланова Алина Сергеевна,

учитель истории, обществознания

Любач, 2019

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………3

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………………...3
  1. 6 класс…………………………………………………………....................................5
  2. 7 класс…………………………………………………………....................................7
  3. 8 класс…………………………………………………………....................................9
  4. 9 класс………………………………………………………………………………...12
  1. Содержание учебного предмета……………………………………………………………15
  1. 6 класс………………………………………………………………………………...15
  2. 7 класс………………………………………………………………………………....16
  3. 8 класс…………………………………………………………………………………17
  4. 9 класс…………………………………………………………………………………18
  1. Учебно-тематическое планирование по разделам…………………………………………20
  1. 6 класс…………………………………………………………………………………20
  2. 7 класс…………………………………………………………………………………21
  3. 8 класс…………………………………………………………………………………21
  4. 9 класс…………………………………………………………………………………22

Пояснительная записка

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  1. 6 класс

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества;
  • делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению разных людей и отвечать за свой выбор;
  • занимать свою позицию в обществе, чтобы строить взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных взглядов и ценностей;
  • определять и корректно формулировать своё отношение к различным типам мировоззрения, иным способам доказательства истины, общепринятым нравственным нормам и ценностям;
  •  отстаивать свою точку зрения при обсуждении проблем свободы совести, нравственного выбора между долгом и эгоизмом и т.д.;
  • определять и выражать своё отношение к  сложившимся правилам социальных взаимоотношений;
  • договариваться с людьми, предотвращать или преодолевать конфликты, связанные с межличностными, межнациональными, классовыми и другими взаимоотношениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:  постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст;
  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
    исследование несложных реальных связей и зависимостей;
    определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
    оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
    определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты изучения курса:

  • знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
  • знать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • знать сущность общества как формы совместной деятельности людей, особенности межличностных отношений;
  • знать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • знать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения, нравственные основы жизни;
  • уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов, выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

  1. 7 класс

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества;
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениям.

        В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий:регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты изучения курса:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;
  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

  1. 8 класс

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • определять и объяснять своё отношение к нравственным нормам и ценностям, к правилам и нормам человеческого общения, основам экономического и политического устройства общества;
  • к многообразию мнений и представлений, существующих в обществе по самым разным вопросам;
  • к существующему в обществе социальному неравенству, проблеме толерантности, проблеме семьи и брака;
  • к проблеме взаимоотношений работодателей и работников (зарплаты, забастовки, безработица и т.п.);
  • Формулировать и обосновывать свою точку зрения на проблему существования общечеловеческих ценностей, критерии истинности знания, самосовершенствования личности;
  • договариваться с людьми, преодолевая конфликты, связанные с этикой научной дискуссии, столкновением людей с разным мировоззрением, с неприятием  общечеловеческих ценностей;
  • с недостатком толерантности в социальных, национальных, семейных отношениях;
  • с трудовыми конфликтами, имущественными спорами в семье и т.п.
  • с недостатком правовой культуры, неуважением к правам человека и демократическим свободам.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:  постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  • интерпретировать текст;
  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
    умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно-следственного анализа;
    исследование несложных реальных связей и зависимостей;
    определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
    оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
    определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметные результаты изучения курса:

  • знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры;
  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.

  1. 9 класс

Личностные планируемые результаты освоения учебного курса:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  •  заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  •  ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметныерезультаты:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  •  способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  •  умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В соответствии ФГОС выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • добывать и критически оценивать поступающую обществоведческую информацию; систематизировать её (обобщать, группировать, сравнивать факты, явления и понятия, устанавливать причинно-следственные связи) и представлять в виде текста или схемы и т.п.
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

1)познавательной

  •  относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  •  знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
  •  знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  •  умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

2) ценностно-мотивационной:

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

3) трудовой:

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  1. эстетической
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  1. коммуникативной
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  •  понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

  1. Содержание учебного предмета
  1. 6 класс

Введение. Знакомство с курсом обществознания (1 ч.)

Глава 1. Человек в социальном измерении (11 ч.)

Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Людвиг ван Бетховен.

Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. Наши способности.

Человек и его деятельность. Основные формы деятельности человека.

Потребности человека. Какие бывают потребности. Духовный мир человека. Мир мыслей: понятия, суждения, умозаключения.  Мир чувств: эмоции.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. Выбор профессии. Поддержка близких. Выбор жизненного пути.

Проверочная работа.

Глава 2. Человек среди людей (11 ч.)

Межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений: симпатия, стереотип, антипатия. Виды межличностных отношений.

Человек в группе. Какие бывают группы. Лидерство. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. Манеры, групповые нормы. Поощрения и наказания.

Общение. Что такое общение, каковы его цели. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото».

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание. Как не проиграть в конфликте.

Проверочная работа.

Глава 3. Нравственные основы жизни (10 ч.)

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Главное правило доброго человека. Мораль.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет.

Человек и человечность. Что такое гуманизм, принцип. Прояви внимание к старикам.

Проверочная работа.

Итоговое повторение(1 ч.)

  1. 7 класс

Введение (1 ч.) Что изучает обществознание? Что такое дееспособность?

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (13 ч.)

Жить по правилам. Многообразие социальных норм. Привычка, обычай, обряд, церемония. Правила этикета и хорошие манеры. Учимся общаться в интернете.

Права и обязанности граждан. Права и свободы человека и гражданина. Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина. Права ребенка и их защита. Нет прав без обязанностей. Учимся пользоваться своими правами.

Почему важно соблюдать законы. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Учимся читать и уважать закон.

Защита Отечества. Долг и обязанность. В чем заключается военная служба: присяга, обязанности военнослужащих. Готовить себя к исполнению воинского долга. Учимся быть мужественными.

Для чего нужна дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Учимся быть дисциплинированными.

Виновен – отвечай. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает. Учимся уважать закон.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Российской Федерации: прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности, таможня. Адвокаты, нотариусы, детективы. Суд осуществляет правосудие: судопроизводство, правосудие, приговор, презумпция невиновности. Полиция: основные принципы деятельности. Учимся защищать свои права.

Проверочная работа.

Глава 2. Человек в экономических отношениях (11 ч.)

Экономика и ее основные участники. Что такое экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага, производительность труда. Основные участники экономики: производитель, потребитель. Ресурсы экономики. Учимся принимать рациональное решение.

Мастерство работника. Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда: производительность труда. Учимся секретам профессионального успеха.

Производство: затраты, выручка, прибыль. Разделение труда в производстве. Все ли выгодно производить. Учимся прогнозировать успешность своего дела.

Виды и формы бизнеса. Что такое бизнес. Виды и формы бизнеса. Учимся создавать свой бизнес.

Обмен, торговля, реклама. Формы торговли. Учимся быть думающим покупателем.

Деньги. Функции денег. Как изменялись деньги.

Экономика семьи. Имущество и доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. На что расходуются деньги.

Проверочная работа.

Глава 3. Человек и природа (7 ч.)

Воздействие человека на природу. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая? Загрязнение атмосферы, загрязнение воды и почвы.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль.

Закон на страже природы. Природные условия и хозяйство человека. Природа нуждается в охране. Правила, защищающие природу. Заповедники и национальные парки. Что может сделать гражданин для защиты природы. Учимся беречь природу.

Проверочная работа.

Итоговое повторение (1 ч.)

  1. 8 класс

Введение (1 ч.) Знакомство с курсом обществознания

Глава 1. Личность и общество (6 ч.)

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Самореализация человека. Виды деятельности.

Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек – венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?

Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество, общественные отношения. Основные сферы жизни общества. Социальные нормы. Ступени развития общества.

Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности, мировоззрения. Кто помогает стать личностью.

Проверочная работа.

Глава 2. Сферы духовной культуры (7 ч.)

Сферы духовной жизни: язык, мораль, религия, образование, наука, искусство, философия и др. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.

Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

Долг и совесть. Ответственность. Долг общественный и долг моральный.

Моральный выбор – это ответственность. Свобода – это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Наука в современном обществе. Элементы современного научного знания: естествознание, технознание, обществознание, человековедение. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.

Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Проверочная работа.

Глава 3. Социальная сфера (5 ч.)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. Отцы и дети. По признаку пола.

Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Отклоняющееся поведение. Алкоголизм и наркомания.

Проверочная работа.

Глава 4. Экономика (12 ч.)

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Как производить? Для кого производить? Способы повышения эффективности производства. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика.

Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности: частная, государственная. Защита права собственности.

Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Конкуренция. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.

Производство – основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства: земля (природные ресурсы), труд, капитал, предпринимательские способности. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Индивидуальное частное предприятие, товарищество, акционерное общество. Малое предпринимательство.

Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.

Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.

Безработица, ее причины и последствия. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Мировое хозяйство и международная торговля. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика: протекционизм, фритредерство. Обменные курсы валют: фиксированный и биржевый курс.

Проверочная работа.

Итоговое повторение (2 ч.)

Итоговая проверочная работа (1 ч.)

  1. 9 класс

Введение (1 ч.) Что изучает обществознание

Глава 1. Политика (12 ч.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Понятие государства, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Обобщение изученного материала.

Проверочная работа.

Глава 2. Право (19 ч.)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Обобщение изученного материала (2 ч).

Итоговая проверочная работа (1 ч.)

Итоговое повторение (1 ч.)

  1. Учебно – тематическое планирование по разделам

  1. 6 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Проверочные работы

1

Введение. Что изучает обществознание

1

2

Глава 1. Человек в социальном измерении

11

1

3

Глава 2. Человек среди людей

11

1

4

Глава 3. Нравственные основы жизни

10

1

5

Итоговое повторение

2

1

Итого:

34

4

  1. 7 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Проверочные работы

1

Введение. Что изучает обществознание

1

2

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.

13

1

3

Глава 2. Человек в экономических отношениях.

12

1

4

Глава 3. Человек и природа.

7

1

5

Итоговое повторение

2

1

Итого:

34

4

  1. 8 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Проверочные работы

1

Введение.

1

2

Глава 1. Личность и общество

6

1

3

Глава 2. Сфера духовной культуры

7

1

4

Глава 3. Социальная сфера

5

1

5

Глава 4. Экономика

12

1

6

Итоговое повторение

3

1

Итого:

34

5

  1. 9 класс

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Проверочные работы

1

Введение

1

2

Глава 1. Политика

9

1

3

Глава 2. Право

19

1

4

Итоговое повторение

4

1

Итого:

33

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)

Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс ФГОС (Баласс)...

Рабочая программа обществознание 5-8 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-8 класс к учебнику Боголюбова...

Рабочая программа обществознание 5-9 класс

Рабочая программа по линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова...

Рабочая программа обществознание 10-11 класс

Рабочая программа обществознание 10-11 класс...

Рабочая программа "Обществознание" 6-9 классы

Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию,  авторской программы ...

Рабочая программа "Обществознание" 10-11 классы

Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию,  авторской программы ...

Рабочая программа обществознание 5-9 класс

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классов...