Тема урока: «Бюджет семьи» Класс: 8
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Технологическая карта урока  по обществознанию 8 классе. Тема "Бюджет семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Бюджет семьи» Класс: 8

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: создать условия для качественного усвоения основных понятий по теме «Бюджет семьи» и формирования универсальных учебных действия через организацию групповой работы по решению познавательных задач.

Задачи:

  • Формирование знаний обучающихся по теме «Бюджет семьи»
  • Формирование регулятивных универсальных действий на этапе постановка задач урока, при подведении итогов на этапе рефлексии.
  • Формирование познавательных умений при составлении графической модели семейного бюджета (преобразование информации из одного вида – в другой)
  • Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через работу в группе, проведении опроса по заданной схеме.

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, дидактический раздаточный материал: анкета (Приложение 1), таблица «З-Х-У» (Приложение 2), статья «Семейный бюджет» (Приложение 3), набор смайликов (Приложение 4), тест (Приложение 5), учебник «Технология. 8 класс» (Симоненко В.Д., 2012).

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников.

В результате ученик:

Будет знать: понятие «семейный бюджет» (структуру, ключевые признаки)

Научится:

  • определять понятие «семейный бюджет»
  • проводить анкетирование по заданной схеме
  • составлять бюджет своей семьи на месяц (на основе усвоенного способа составления структуры семейного бюджета, используя имеющуюся информацию)
  • взаимодействовать с группой (предлагать группе свои идеи, относиться к идеям других членов группы, выслушивать других членов группы)
  • оценивать действия партнёров

Получит возможность для формирования универсальных учебных действий:

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Планируемые результаты:

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;

способность ставить цели и строить жизненные планы

способность к овладению  основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии,  обобщать доказывать,  определять и объяснять понятия, разрешать проблемы).

способность к самооценке своих интеллектуальных  возможностей необходимых для построения  семейного бюджета

 Метапредметные :

  • Регулятивные:

анализировать условия достижения цели планировать пути достижения цели;

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, построению жизненных планов при планировании достижения целей самостоятельно, полно учитывать условия и средства их достижения.

  • Познавательные:

извлекать необходимую информацию из беседы , рассказа. Вырабатывать алгоритм действий.

анализировать , сравнивать, подводить под понятие, определять основную и второстепенную информацию.

  • Коммуникативные:

учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций, формировать собственное мнение;

аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения.

Планируемые предметные результаты освоения:

 планировать свой личный бюджет, расширят знания о семейном бюджете, пониманию понятий доход, расход, бюджет, дефицит, профицит, баланс;

 трудолюбие, бережливость, экономия.

Урок разработан в технологии развития критического мышления. В сценарии урока продуманы действия учителя, побуждающие учащихся проявлять имеющиеся у них знания и универсальные учебные действия. Логика изложения материала построена в логике технологии: вызов, осмысление, рефлексия.

Групповая форма организации деятельности обусловлена личностными особенностями учащихся класса (способность к сотрудничеству).

Ход  урока

Этап урок

Время

Действия учителя

Действия учащихся

УДД

Организацион-ный момент

1 мин

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Настрой учащихся на работу

Оценивание своей готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познаватель-ной деятельности, активное слушание, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Личностные: самоопределение,

смыслообразование

Коммуникативные: планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверст-никами.

Этап «Вызов»

3-5 мин

1. Просмотр фрагмента мультфильма «Зима в Простоквашино»: Почему поссорились Матроскин и Шарик?

2.Проверяет домашнее задание: анкета (прилож 1).

Задает наводящие вопросы:

  • О чем были вопросы анкеты?
  • Какую информацию вы получили, проведя анкетирование членов семьи?
  • Как можно озаглавить анкету одним словом?

Примеч. Формулирует тему, если ученики самостоятельно не смогли ее сформулировать

Обсуждают: почему этот фрагмент взят для урока?

Отвечают на вопросы:

О заработной плате родителей…

Об основных расходах семьи…

Пытаются  формулировать  тему «Бюджет семьи»

Личностные: самоопределение,

смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: целепологание.

Что такое бюджет семьи?   Чаще всего, дети предполагают, что это деньги. При таком ответе можно использовать прием «коммуникативная атака».

Этап «Осмысление»

10 мин

На стол учитель из портфеля выкладывает   пачку денег.

Задает вопрос: «Я от продажи своих поделок  получила некую сумму денег. Это – бюджет?»

Пытаются дать прямой ответ на вопрос.

Выдвигают возможные варианты отличительных признаков понятия «бюджет».

Пытаются сформулировать определение понятия.

Формулируют понятие «бюд-жет».

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные:

планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверст-никами – определе-ние цели, функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные: опре-деление последова-тельности промежу-точных целей с учё-том конечного ре-зультата; составление плана и последова-тельности действий.

Личностные: умение соотносить поступки и события с приня-тыми этическими принципам

Предлагает заполнить таблицу ЗХУ (столбец «Знаю») (прилож 2).  Что вам известно о бюджете семьи?

Формулируют   задачи изуче-ния темы:

Узнать из чего складывается бюджет;

Узнать, как увеличить доход семьи;

Узнать какие есть способы снижения расходов?

Предлагает заполнить таблицу ЗХУ (столбец «Хочу узнать»).

  Озвучивают  несколько собственных вопросов, ответы на которые они хотят найти, совместно отбираются несколько вопросов, которые становятся задачами урока.

Побуждает высказать свое отношение к вопросу соседа.

Высказывают свое отношение к вопросу соседа: «я тоже над этим задумался», « я думаю, что знаю ответ на этот вопрос», «интересный вопрос, мне такой в голову не пришел».

Подводит к необходимости отобрать несколько вопросов для совместного решения, предлагая над некоторыми вопросами поработать позже или в индивидуаль порядке

Отбирают 3-4 часто встречаю-щихся наиболее актуальных для данной группы обучающихся вопросы.

Вероятный список вопросов для решения на данном уроке:

«Какова структура бюджета семьи?»   «Как уменьшить обязательные расходы семьи?»    «Как составить бюджет семьи?»

Для ответа на первый вопрос предлагается работа с текстом

Предлагает тексты для решения вопроса «Структура семейного бюджета» (статья из интернет, текст учебника, приложение 3).

Формулирует задание для представления «Структуры бюджета » в графическом виде.

Для группы учеников с низкими учебными возможностями предлагает графическую модель с недостающими данными.

Читают текст, обсуждают содержание, выделяют главное, разрабатывают модель семейного бюджета в графическом виде

Предъявление графической модели на доске. Обсуждение полноты представленной модели.

Побуждает членов группы высказывать свое отношение к представленной информации.

По необходимости обобщает информацию, акцентируя внимание на структурные элементы семейного бюджета (доход, рас-ходы, признаки дефицитного бюджета, профицитного бюджета)

Обучающиеся группы, первой выполнившей задание представляют модель, выделяя наиболее существенные признаки.

Члены других групп высказывают свое отношение к предъявленной информации, добавляют, уточняют модель

На основе имеющейся модели семейного бюджета предлагается составить бюджет семьи одного из членов группы. Обучающиеся должны договориться, чей семейный бюджет они будут составлять, какую информацию других членов группы они будут учитывать при составлении бюджета.

Работая в группе (по 4 человека), обучающиеся составляют бюджет семьи одного из участников группы

Направляет деятельность учеников, указывая на необходимые действия (при затруднении)

Договариваются о перспективном составлении бюджета.

Составляют  доходные и расходные части бюджета.

Анализируют составленный бюджет, определяют его вид.

Представление результатов работы в группе. Группа, которая быстрее других  выполнила задание, представляет свою работу полностью. Остальные  участвуют в обсуждении.

Комментирует мнения, побуждает к активным высказываниям

Представляют работу группы, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения.

Этап «Рефлексия»

3-4

  1. Задает итоговый вопрос: «А лично вы можете повлиять на семейный бюджет?»
  2. Предлагает оценить урок с помощью смайликов (прилож 4).
  3. Оценивание работы учащихся.
  4. Домашнее задание: тест (приложение 5)

Заполняют  таблицу ЗХУ (столбец «Узнал).

Предлагают варианты экономии расходной части бюджета: экономия электроэнергии (выключать «ненужные» электроприборы, закрывать кран, не допуская лишней потери воды, установка индивидуальных счетчиков, ремонт своими руками, изготовление бытовых принадлежностей собственными силами).

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Приложение 3

Сегодня мы подробно разберемся с тем, что такое доходы и расходы семьи. Мы уже знаем, что семейный бюджет - это  финансовый план на определенный период времени (чаще всего на месяц или на год). Он представляет собой список статей доходов и расходов семьи.

Семейный бюджет составляется для:

  • контроля  за финансовым положением семьи
  • достижения  финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.)
  • финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).

Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять  ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в  семье вы сможете их контролировать и начать управлять ими.

Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам  хватило денег на жизнь.  Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.

Доходы семейного бюджета

Доход - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. С ними более менее понятно. Источников доходов в семье  не так много. Прежде всего,  нужно определить ОТКУДА ПРИХОДЯТ ДЕНЬГИ, т.е. сколько, где и когда вы получаете.  

Денежные доходы семьи могут включать  поступления денег в виде:

1. Заработной платы за работу по найму (на основной работе, по совместительству или на своем предприятии)

2. Доходов от индивидуальной трудовой деятельности

3. Доходов от бизнеса

4. Дивидендов по акциям

5. Процентов по вкладам в банк

6. Доходов от сдачи в аренду недвижимости.(квартиры, дачи, гаража)

7. Доходов от продажи недвижимости

8.  Доходов от продажи продукции с приусадебного хозяйства

9. Доходов от продажи личных вещей.

10. Стипендий

11. Пенсий

12. Пособий на детей

13. Алиментов

14. Помощи родных и близких

!5. Подарков

16. Призов , выигрышей

17. Возврата налогов

18. Грантов

19. Наследства

Расходы семейного бюджета

Расход – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Вообще все расходы можно классифицировать по нескольким критериям.

1. По важности

Расходы могут быть необходимые или обязательные

Это то, что нам жизненно НЕОБХОДИМО. Они обеспечивают нам то,  в чем мы нуждаемся в первую очередь. Это расходы на питание, на оплату жилья (аренда, коммунальные услуги), на  транспорт, на необходимую одежду и обувь, необходимые товары для дома и для здоровья, на оплату долгов ( по кредитам, счетам и страховкам) и обязательно на сбережения в резервный фонд семьи (минимум 10% от доходов). Т.е. это  жизненно необходимые расходы,  которые обеспечивают минимальный прожиточный уровень семьи. Рекомендуется, чтобы эти расходы составляли не более 50-60% всего бюджета.

Расходы могут быть желательные. Это то, что мы ХОТИМ, но не жизненно важное. Это расходы на удовлетворение наших желаний и получение удовольствий. Сюда можно отнести: развлечения, Интернет, дорогую косметика и парфюмерию, траты на хобби, фитнесс, салоны красоты, книги, поездки и т.п. вещи, без которых при тяжелом материальном положении  можно обойтись, но при достаточном финансировании они уже являются  "необходимыми."

Расходы могут быть"статусные" расходы на товары, которые соответствуют  высокому положению в обществе и доходу ( дорогие - одежда, телефоны, автомобили, путешествия и т.д.)

Расходы могут быть лишние - это  расходы на товары, без которых мы могли бы спокойно обойтись, т.е. расходы на совершенно ненужные нам вещи, а порой и даже очень вредные для нас.

При составлении бюджета в первую очередь  необходимо начинать распределять деньги на необходимые расходы, а уже оставшиеся деньги  планировать на вторую и третью группу расходов. Как раз за счет этих двух групп  можно оптимизировать расходы  (либо сократить или совсем убрать некоторые статьи расходов, либо  более рационально их использовать за счет экономии). А вот от лишних расходов необходимо срочно избавляться, это главные враги семейного бюджета.  

Важно обязательно определиться с тем, что для вас является необходимым расходом, а что – просто удовольствием, от которого можно отказаться на какое-то время или навсегда. Если вы постоянно будете идти на поводу всех свои желаний и удовольствий, вы никогда не сможете вырваться из круга финансовых проблем!  Потому что ваши желания будут расти вместе с вашими доходами, какими бы большими они не были. 

И чтобы  понять, что же вам действительно необходимо, нужно составить список потребностей, на которые вы готовы потратить свои деньги. Затем нужно отобрать  жизненно необходимые  задачи, а остальные расставить в порядке приоритетности от наиболее важных к наименее важным. Возможно,  наименее важные расходы окажутся совершенно вам ненужными.

2. По периодичности

Регулярные расходы: расходы которые повторяются регулярно. Они могут быть ежемесячные и повторятся из месяца в месяц (продукты, коммунальные услуги, транспорт, телефон и т. д.) или ежегодные (налоги,  страховка, оплата за обучение, отпуск).

Переменные расходы: расходы, которые непостоянны, совершаются или по необходимости   или запланировано (одежда, обувь, косметика, ремонт, бытовая техника, и другие).

Сезонные расходы: заготовки на зиму, сезонная одежда, расходы на подготовку к школе и т.д.

Непредвиденные расходы: расходы которые возникают  неожиданно, незапланировано.

Виды расходов семейного бюджета

Необходимые регулярные платежи

Оплата коммунальных услуг и телефона, погашение кредита, оплата за обучение и детский сад.

Нерегулярные платежи

Плата за мобильный телефон, Интернет, за другие услуги,   страхование, налоги и т. п.

Питание дома

Продукты  и напитки для питания дома.

Питание вне дома

Питание в  кафе, ресторанах,  столовых и  пр.

Транспорт

Проезд на общественном транспорте, в такси, транспортировка мебели, курьерские услуги и т. п.

Одежда и обувь

Расходы на покупку, ремонт и пошив одежды, белья, обуви

Косметика, гигиен и моющ средств

Косметика, парфюмерия, средства гигиены, моющие и чистящие средства,

Здоровье

лекарства, БАДы, лечение,  диагностика и лечебные процедуры.

Образование

Покупка литературы, учебников,  оплата курсов, лекций, репетитора и т. д.

Спорт

Оплата посещений или абонементов в спортзалы, бассейн, тренажерный зал, пляжи, катки, оплата услуг тренеров, прокат  и приобретение спортивного инвентаря.

Отдых

Расходы, связанные с организацией отдыха: путевки в дома отдыха, санатории, на турбазы; турпоходы, турпоездки, экскурсии.

Подарки и праздники

Расходы, связанные с праздниками, знаменательными датами, семейными торжествами, днями рождения и т. д.

Карманные расходы

Средства на мелкие расходы, (газеты, напитки, мороженое и т. п.).

Долги и обязательства

Различные виды  долгов

Досуг и увлечения

Посещение кинотеатров, театров, концертов; приобретение предметов коллекционирования, расходы на хобби.

Домашние питомцы

Расходы на содержание домашних животных и птиц: корм, лечение, обучение, гигиена, выставки и т. д.

Дом, хозяйство, быт техника.

Расходы на приобретение и ремонт мебели,  товаров для дома и уюта, посуды и на покупку бытовой и цифровой техники.

Ремонт

Расходы на приобретение  стройматериалов и инструментов (обои, краски, клей, лаки и т. п.), услуги мастеров и др.

Дача,садовый участок

Расходы на содержание дачи, садового участка, дома в деревне: на членские взносы, топливо, газ, воду, электроэнергию, приобретение семян, саженцев, удобрений, садовых инструментов и т. д.

Автомобиль

Расходы на бензин, гараж, стоянку, ремонт и обслуживание, парковку, штрафы, мойку, страхование, налоги, техосмотр, платные дороги и т.

Сбережения

Средства, отложенные в резервный фонд,  на отпуск или на долгосрочные покупки, пенсионные накопления, инвестиции.

Приложение 1

Анкета

______________________________________

  1. Из скольких членов семьи состоит ваша семья?
  2. Кто из членов семьи приносит доход?
  3. Какие виды дохода имеет ваша семья?
  4. Какие обязательные платежи в течение месяца необходимо осуществить?
  5. Каков средний доход вашей семьи в месяц?
  6. Сколько денег вашей семьи уходит на обязательные ежемесячные расходы?
  7. Есть ли у вашей семьи возможности уменьшения ежемесячных расходов?
  8. Есть ли у вашей семьи возможность увеличения дохода?
  9. Есть ли вашей семьи планы на приобретение крупной покупки?

Приложение 1

Анкета

______________________________________

  1. Из скольких членов семьи состоит ваша семья?
  2. Кто из членов семьи приносит доход?
  3. Какие виды дохода имеет ваша семья?
  4. Какие обязательные платежи в течение месяца необходимо осуществить?
  5. Каков средний доход вашей семьи в месяц?
  6. Сколько денег вашей семьи уходит на обязательные ежемесячные расходы?
  7. Есть ли у вашей семьи возможности уменьшения ежемесячных расходов?
  8. Есть ли у вашей семьи возможность увеличения дохода?
  9. Есть ли вашей семьи планы на приобретение крупной покупки?

Приложение 5

Тест

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....

я) расходы; е) проценты; ю) доходы.

3. Авторское вознаграждение — это....

б) зарплата; г) налог; д) гонорар.

4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......

ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль.

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов.

6.Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды......

т) доходов; п) расходов; к) гонорара.

Тест

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....

я) расходы; е) проценты; ю) доходы.

3. Авторское вознаграждение — это....

б) зарплата; г) налог; д) гонорар.

4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......

ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль.

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы ….

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов.

6.Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды......

т) доходов; п) расходов; к) гонорара.

Приложение 2

Знал

Хочу узнать

Узнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Бюджет семьи"

Конспект урока СБО (8 класс)по теме «Бюджет семьи» Цель: Дать понятие «семейный бюджет». Познакомить с основными частями бюджета.Задачи:Образовательные:Сформировать общее представление учащихся о...

Ролево-игровой проект Тема: Потребительский бюджет семьи.

Целепологвние: Научиться основам потребительского поведения при создании семейного бюджетаУчитель: Иванова Татьяна ГеннадьевнаМОУ Заовражская СОШ...

тема урока: Бюджет семьи и государства 8 класс

Познакомить учащихся с понятием «бюджет» и способами его составления...

Конспект урока «Бюджет семьи» (финансовая грамотность)

Урок разаработан и проведен в рамках недели финансовой грамотности в 2016 году. Учмщиеся на уроке знакомятся с видами бюджетов семьи и пробуют средствами MS Excel составить по предолженным дохода...

План урока - "Бюджет семьи и государства"

План урока - "Бюджет семьи и государства", раскрывающий разные уровни бюджета. Термины - дефицит, профицит....

Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»

Методическая разработка урока « Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов»...

Технология 8 класс урок « Бюджет семьи»

Открытый урок технологии – учитель Федотова М.В. Предмет: Технология. Урок изучения новой темы Тема: «Бюджет семьи» Класс: 8 класс Технологии: урок разработан в технологии критического мышления...