тема: Человек - личность
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Каратуева Мария Александровна

урок по обществознаню 6 класс. Тема: Человек - личность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek-lichnost.pptx82.31 КБ
Файл urok_chelovek-lichnost.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

38 попугаев Учитель показывает фрагмент из мультфильма 38 попугаев «Как измерить удава».

Слайд 2

Приложение №1 Задумчивый Мечтательный Активный Рассудительный Печальный Жизнерадостный

Слайд 3

Каждый человек -

Слайд 4

Каждый человек - индивидуальность

Слайд 5

маугли Фрагмент из м\ф « Маугли », там где он вместе с волчатами повторяет движения. С 05:00 по 5:21 и с 12:24 по 13:20.

Слайд 6

Почему личностью человек может стать только среди людей?

Слайд 7

Тема: Человек-личность .

Слайд 8

«Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос

Слайд 9

ПЛАН 1 . Человек становится личностью : 2. Уважаемая личность или нет, можно определить по тому, как человек: 3. Личность должна иметь следующие качества:

Слайд 10

Сильная личность – какая она?

Слайд 11

я узнал(а)…. мне было трудно…. мне было интересно… я научился(ась)…. я познакомился с … было непросто … у меня получилось …

Слайд 12

Д/з: Стр . 16-17, проверим себя; в классе и дома задание №3



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО: Каратуева М.А.

Предмет: Обществознание

Класс: 6

Тип урока: Урок открытия новых знаний с элементами проблемной технологии

Технологическая карта

Тема: Человек - личность

Цель: Создать условия для формирования представлений учащихся об индивидуальности, о личности,  познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом её существования, дать представление  о сущности двойственной природы человека, способствовать расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека, охарактеризовать сильную личность. 

Планируемые результаты:

Предметные:

 - применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека;        - уметь анализировать различные источники информации; находить нужную социальную информацию.

Метапредметные:

- развивать у учащихся навыки обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- развивать у учащихся умения: строить логические рассуждения, точно и грамотно выражать свои мысли; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; совершенствовать навыки работы с  текстом.

Личностные:

- направлять учащихся на активное, созидательное участие в общественной жизни;

- учить анализировать собственные поступки с точки зрения морали;

- развитие у обучающихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся.

Межпредметные связи: история, литература, биология.

Оборудование: текст учебника, документы, карточки, видеоматериалы, компьютер

Формы организации обучения:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Дидактическая структура урока

Содержание учебного материала

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуализация знаний

1.Индивидуальность – плохо или хорошо?

Учащимся демонстрируется отрывок мультфильма «38 попугаев» и предлагается разделиться на группы:

Группа №1: те, кто похож на обезьянку;

Группа №2: те, кто похож на слонёнка;

Группа №3: те, кто похож на удава;

Группа №4: те, кто похож на попугая.

Учащиеся называют команды, выбирая опорные слова, характеризующие черты характера, особенности поведения. Приложение № 1

Работа с текстом учебника стр.12

Учащимся предлагается сделать вывод: «Каждый человек – индивидуальность…»

Личностные: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания)

Регулятивные: контроль и коррекция.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других, оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других.

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к изучению нового материала.

Выполняют задания,отвечают на вопросы, решают поставленную задачу

Формулируют проблему, оценивают ситуацию, определяют лидера.

Работают в группах, решают поставленную задачу.

II. Вычленение проблемы

Учащимся демонстрируется отрывок мультфильма «Маугли» и предлагается ответить на вопрос:

- Что нужно ребёнку, чтобы он развился, как человек?

 Проблемный вопрос урока

Почему личностью человек может стать только  среди людей?

Учащимся самостоятельно предлагается сформулировать проблему.

Регулятивные: саморегуляция в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: умение строить высказывание, формулировать проблему

Логические: анализ, синтез

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку проблемы

Высказывают собственную точку зрения, отвечают на вопросы.

Учащиеся формулируют проблему

III.  Постановка учебной задачи

Кто скажет, какая тема сегодняшнего урока?

Что нам сегодня предстоит изучить?

Объявление темы

Тема урока: Человек-личность

План урока

1. Что такое личность.

2. Сильная личность – какая она?

Логические: анализ, синтез

Регулятивные: формулируют тему урока, принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем

Формулирует задание, организует работу учащихся

Нацеливает  на обсуждение вопроса и решение проблемы.

Выслушивает ответыучеников

Отвечают на вопросы.

Записывают тему урока в тетрадь.

IV. Введение в новый материал 

Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода,  обладающего рядом общих свойств.

Человек – самая большая тайна мироздания,  венец Творения. Человек - высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду. Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях. Как высшее психическое существо, человек имеет разум.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную задачу.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из предоставленного материала; ориентируются в своей системе знаний.

Формулирует задание, организует работу учащихся

Нацеливает учащихся на анализ предоставленного рабочего материала и на обсуждение вопроса.

Дает необходимые пояснения.

Выслушивает ответы учеников, корректирует, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых необходимо направить обсуждение. Организует переход к следующему этапу урока.

Выдвигают предположения, отвечают на вопросы учителя

  V.  Усвоение новых знаний и способов действий

1. Что такое личность?

Проблемное задание:

Предположите, с какого времени человек становиться личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте.

- Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтите абзацы 1и2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные, на ваш взгляд, характеристики личности.

Учащимся предлагаются пункты плана, подпункты они должны заполнить самостоятельо, работая с текстом учебника.

1. Человек становится личностью:

- когда начинает понимать себя;

- с отделением своего «я» от других людей;

- с появлением индивидуальности;

- любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.

2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек:

- трудится;

- относится к окружающему миру;

- оценивает самого себя.

3. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.

2.Сильная личность – какая она?

Учащимся предлагается назвать  имена известных личностей.

Предлагаю вашему вниманию отрывки из биографии А.В.Суворова, в которых необходимо подчеркунуть те места, которые характеризуют личностные качества полководца. Приложение №2

Составьте словесный портрет сильной личности. 

Сильная личность:

1. В первую очередь думает об интересах дела, которым занимается, придавая ему первостепенную важность, и только потом – о личной жизни, семье, отдыхе и т.д.

2. Стремится к вершинам, которые до нее никто не покорял.

3. Обладает уверенностью, инициативностью.

4. Обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя.

5.Обладает творческим началом.

6. Осознает свои возможности и стремиться их расширить

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста учебника и из представленного материала.

Личностные: учатся выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: учатся работать в группе.

Формулирует задание. Проверка выполнения задания

Выполняют задание, в тетради записывают план.

Работают с докумнтом.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обобщение  
полученных  
на уроке сведений 

Подведение итога урока. 

 Что вы узнали  на уроке? 

На доске наводящие фразы: 

-я узнал(а)…. 

-мне было трудно…. 

-мне было интересно… 

-я научился(ась)…. 

-я познакомился с … 

-было непросто … 

-у меня получилось … 

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. 

Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала 

Проводит беседу, оценивает учащихся за работу на уроке.

Отвечают

на вопросы.

Определяют свое

эмоциональное

состояние

на уроке.

VIII.Домашнее задание

Стр. 16-17, проверим себя; в классе и дома задание №3

Познавательные:извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний. 

Регулятивные: самостоятельно выполняют задание,действуют с учетом выделенных учителем ориентиров 

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Приложение №1

Задумчивый, мечтательный, активный, рассудительный, печальный, жизнерадостный

Приложение №2

Карточка №1

Александр Васильевич Суворов на всю жизнь сохранил в своём сердце любовь к отцу. Известно, что он во всех военных походах не расставался с отцовским плащом.

Мальчиком Суворов был хил и слаб, не отличался крепким здоровьем. Отец не помышлял о военной службе сына. Но ещё ребёнком Суворов любил читать книги о давних войнах, любил рассказы о сражениях, военную науку. Эту склонность мальчика заметил друг семьи, старый генерал Ганнибал, принимавший участие ещё в походах Петра I. Он посоветовал отдать Александра на военную службу. Пятнадцатилетним юношей Суворов поступает рядовым в Семёновский полк и добросовестно тянет солдатскую лямку.

Находясь в полку, Суворов посещал кадетский корпус. Корпусными уроками не ограничивался и занимался усиленно дома. Получая от отца какую-то сумму денег на своё содержание, конечно небольшую, Суворов экономил  и накопленные таким образом деньги тратил на книги.

Поступив в полк, он тотчас же сделался настоящим солдатом. Учился с увлечение, знакомился с военными науками во всех подробностях. Он изучил военные уставы, постановления, бывал постоянно на строевых учениях и ходил в караул, сам чистил ружьё,, причём ничего не делал на половину или кое-как, всякую обязанность или служебное ребование исполнял с величайшей точностью. Суворов был образцом для всех, Он закаливал своё тело, укреплял здоровье, и, будучи с виду тщедушным и хилым, лучше других преносил усталость, голод, ненастье и всякие лишения.

Солдатская наука далась Суворову легко. Девять лет служил он в Семёновском полку в солдатском звании. Эти годы не прошли для него напрасно. Он полюбил солдат, а солдаты полюбили его. Он научился говорить их языком, и в дальнейшем мог просто и ясно объяснить военные премудрости самому непонятливому солдату.

Карточка №2

Суворов не хотел быть только ремесленником военного дела, хотя и ставил его выше всякого другого. Из предметов общего образования, история и литература стояли для него на первом месте. Литературные знаменитости последнего времени были ему хорошо известны, и он любил их цитировать при удобном случае.

Суворову долго не удавалось попасть на войну. Наконец, в 1759 году он был назначен дежурным при генерале Ферморе, который командовал русскими войсками, сражавшимися против пруссаков. Здесь Суворов не раз получал в командование конные полки. Он смело подступал к неприятелю, узнавал, где и сколько пруссаков находится, и нападал на них. Он участвовал во всех набегах наших войск, а в 1760 году участвовал в походе на Берлин, столицу Пруссии, которая была занята нашими войсками. Три года провёл Александр Васильевич на  войне. Начальство его узнало и полюбило, ему стали давать серьёзные поручения, и Суворов всегда лихо исполнял их.

Карточка №3

В 1763 году тридцатитрёхлетний Суворов, уже полковник, получает в командование сначала Астраханский, а затем Суздальский пехотный полк. При полку было много солдатских и дворянских детей, которые ничему не обучались. Суворов живо принялся воспитывать свой полк. На свои средства он выстроил здание для школы – для дворянских и солдатских детей, разделил на классы и сам сделался в них преподавателем. Он учил начальным правилам арифметик и и написал учебник.

В 1764 году, будучи командиром Суздальского пехотного полка, А.В.Суворов основал и построил в Новой Ладоге деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Предание говорит, что Суворов сам лично носил вместе с солдатами брёвна для сооружения этой церкви.

Суворов ненавидел праздность и постоянный труд солдат считал непременным условием для достижений высших требований службы. Будучи требователен к солдатам, Суворов, однако не был мелочен и придирчив в своих требованиях. Никогда не подвергал он суду, если видел в подчинённых раскаяние, и  нередко даже платил от себя деньги, расстраченные или потерянные по неосторожности его подчинёнными.

Карточка №4

Суворов не любил роскоши и комфорта. Вставал он с зарёй, несмотря ни на какую погоду и стужу, обливался холодной водой, порой катался кувырком по росистой траве или выделывал отчаянные прыжки и разные гимнастические упражнения. Обедал он около 8 часов утра, обед подавался скромный. Одеваться он привык в куртку грубого солдатского сукна. Ложился спать рано, часть ночи посвящал молитвам и пению. Рассказывали, что он даже спал вповалку со своими солдатами.

Нередко Суворов бывал крупным благотворителем, но делал это тайно, скрывая  даже от самых близких людей. Только после смерти Александра Васильевича узнали имя благотворителя, ежегодно присылавшего в петербургскую городскую тюрьму перед Пасхой по нескольку тысяч рублей на выкуп неимущих должников. Никкогда он не отказывался быть ходатаем за несчастных и угнетённых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН".

Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия "человек", "личность", "гражданин.групповой метод работы....

Практическая работа по теме "Человек - личность"

Практическая работа №1 включает в себя методический материал для работы на урока обществознания в 6 классах. Задания:1. Выделите из перечисленного главные признаки,  отличающие человека...

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН"

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так ж...

классный час в 5 классе на тему «Человек. Личность. Гражданин.»

Цель: помочь учащимся сформировать положительный образ человека, на которого они захотят стать похожим, сохраняя при этом свою неповторимость, нацелить на успех через настойчивость, личное старание, т...

Технологическая карта урока по теме: "Человек - личность", Обществознание, 6 класс

В ТК так же присутствует приложения - схема и кроссворд по теме....

Тема: Человек-личность

Цели:подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека;продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы;воспитывать в себе стремление р...

Практикум по теме: Человек - личность

Материал проверяет знания учащихся по теме: "Человек-личность"...